Заметка от военного аналитика.
"Грядущий блицкриг ВСУ на Донбассе. Военный анализ. Сводки с линии фронта на Донбассе за последние недели позволяют с изрядной долей уверенности полагать, что политическое руководство и командование вооруженных сил Украины (ВСУ), фактически не скрывая своих реваншистских планов, всерьёз прорабатывает вопрос решения конфликта силовым путем. Ярко выраженная военная поддержка США и Турции, необходимость переключения внимания общественных масс внутри Украины в связи с тяжёлой экономической обстановкой диктуют именную такую, предсказуемую логику событий, а возобновившиеся после длительного перерыва продолжительные обстрелы территорий ЛДНР с использованием тяжёлых артсистем служат её подтверждением.
Судя по утечкам данных с украинской стороны, Генштабом Украины переданы указания командующему группировки ВСУ на Донбассе о подготовке предложений по силовому разрешению конфликта, в том числе с учётом применения поставляемых в Украину иностранных образцов вооружения. При этом основной акцент, судя по всему, будет сделан на использовании нестандартных методов наступательной операции, без применения классических тактических решений, управления подчиненными подразделениями в условиях отсутствия устойчивых каналов связи, а также локальном использовании подразделений, подготовленных по стандартам НАТО.
Разумеется, автор не собирается всецело полагаться на неподтверждённые сведения, то и дело, всплывающие в Сети, однако новости последних дней косвенно подтверждают вероятность и характер возможной войсковой операции ВСУ.
Опыт Карабаха показывает, что даже застарелый конфликт при наличии воли и желания можно достаточно успешно решать силовым путем, пользуясь тем, что противная сторона слишком увлеклась инерционным сценарием и не учитывает новых военно-политических реалий и изменения характера региональных и гибридных войн, куда все более активно вовлекаются военные силы сильнейших армий мира. К тому же ситуация на Донбассе сейчас во многом схожа с той, что была в Нагорном Карабахе перед началом последней войны. Так Украине противостоит небольшое квазигосударственное образование (ЛДНР) с заметно уступающими ВСУ по боевому потенциалу вооруженными силами, полуразрушенной экономикой, отсутствием сильных политических и военных лидеров, всецело зависимое от России и т.д. Неудивительно, что украинское военно-политическое руководство пытается в каком-то роде скопировать азербайджанский способ решения своей территориальной проблемы, тем более, что как и в случае с Азербайджаном, Турция также готова продать (а то и предоставить из наличия своих ВС) Украине пресловутые "Байрактары" и прочие беспилотные разведывательно-ударные системы. Ряд источников подтверждает и нахождение на территории Украины турецких военных советников, что ещё больше порождает своеобразное чувство "дежавю".
К слову, о риске повторения "карабахского" сценария на Донбассе многие авторитетные эксперты говорят с момента окончания боевых действий в НКР. Вот слова заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константина Макиенко* который еще в ноябре 2020 года заявил, что Москву ждут неприятности на Украине: «Украинская армия уже давно не та, что была в Иловайске и Дебальцеве, она прочно владеет тактической инициативой, а украинские спецслужбы методично уничтожают героев русской весны уже не только в ДНР и ЛНР, но и в самой России. Однако средний россиянин по-прежнему убежден в убожестве и низкой боеспособности украинской армии». По словам Макиенко, ВСУ уже обладают противотанковыми ракетными комплексами третьего поколения и беспилотниками-камикадзе. Он подчеркнул, что Киев получает от Анкары ударные беспилотники, которые отлично себя зарекомендовали во время войны в Нагорном Карабахе.
Многие участники боев 2014-2015 годов (включая бывшего командующего ополчением И. Стрелкова) абсолютно убеждены в неизбежности скорого большого наступления ВСУ. Но реально ли украинские войска, даже с иностранной поддержкой, способны и готовы проводить крупные войсковые операции? Для прояснения объективной картины текущего состояния ВСУ стоит учитывать ряд обстоятельств.
По данным самой украинской стороны на Донбассе развернуто порядка 50 тыс. солдат ВСУ. Даже с учётом возможной некоторой "накачки" этой группы войск перед наступлением совершенно очевидна острейшая нехватка личного состава для радикального решения вопроса с восставшими республиками. При общей протяжённости линии фронта в 400 км нельзя говорить ни о какой оперативной глубине построения войск, т.е. простым языком кроме первой линии наступающих частей украинскому командованию рассчитывать не на что, резервов для восполнения неизбежных крупных потерь и замены утративших боеспособность подразделений у ВСУ нет. Также едва ли будет ошибкой предположение о неготовности материально-технического обеспечения ВСУ к интенсивным и продолжительным операциям с большим расходов боеприпасов и ГСМ, т.к. у украинской экономики просто нет финансовых средств для создания долговременных запасов. С учётом крайне низкой укомплектованности подразделений ВСУ на Донбассе, разложения армии из-за продолжительной позиционной войны, низкой эффективности украинской пехоты в ближнем контактном бою и отсутствия дисциплины личного состава захват всего Донбасса с его двумя крупными городскими агломерациями выглядит нереалистичным. Поэтому автор исходит из максимума возможностей украинской армии - это вклинивание в оборонительные порядки "народных милиций" на 5-7 км на ряде направлений и захват нескольких второстепенных населённых пунктов на территории ЛДНР, где Генштаб ВСУ во многом будет делать ставку на имеющееся к настоящему моменту техническое превосходство ВСУ, в первую очередь в небе.
Действительно, корпуса ЛДНР в случае возобновления активной войны вынуждены будут воевать при господстве противника в воздухе: даже несколько десятков боевых самолётов ВСУ во взаимодействии с турецкими БПЛА могут обеспечить серьёзное преимущество на поле боя, учитывая практически полное отсутствие войсковой ПВО у "народных милиций", не говоря уже об авиации. При этом окопная война на протяжении последних лет также крайне негативно отразилась на состоянии корпусов: произошло значительное падение мотивированности личного состава, подразделения имеют аналогичный ВСУ некомплект, процветают дезертирство и пьянство. Командный состав ЛДНР нерешителен, пассивен и отличается крайне посредственной подготовкой, что скорее всего приведёт к утрате стратегической инициативы в первые же часы активных боевых действий, особенно принимая во внимание очень вероятное участие тех же турецких штабных специалистов по оперативному планированию, которые внесли весомый вклад в победу Азербайджана в НКР.
При этом украинское командование будет стараться избегать явно разгромного сценария с непосредственным втягиванием российских войск в боевые действия, поэтому операция будет планироваться на короткий срок (от 5 до 7 дней) и без целей захвата крупных городов (таких как Донецк или Луганск). Вероятность успеха ВСУ при концентрации войск сразу на 2-3 направлениях удара с обеспечением на них количественного превосходства своих сил, массированной артподготовке и всесторонней поддержке с воздуха весьма велика, поэтому подобный "ограниченный блицкриг" следует считать наиболее реальным и правдоподобным. По мнению автора, подобная операция может быть спланирована украинским Генштабом в предверии празднования в РФ 9 мая, когда значительная часть российских войск будет отвлечена на подготовку и проведение парадных мероприятий в российских городах, в связи с чем будет затруднительно провести оперативное развертывание ВС РФ на Донбассе. В то же время, по истечении нескольких дней, к моменту формирования и выдвижения российской группировки войск, основная цель украинской операции (захват ряда второстепенных населенных пунктов и территорий ЛДНР, разгром передовых подразделений "народной милиции") уже может быть достигнута и боевые действия постепенно начнут затухать естественным образом.
Еще раз стоит подчеркнуть, подобный сценарий развития событий - всего лишь один из возможных, но весьма вероятный. Маленькая победоносная война сейчас как никогда нужна украинскому руководству, а поражения пророссийских войск на Донбассе, пусть и локального, с трепетом ждут на международной арене. При этом российское руководство имеет все возможности предотвратить любую эскалацию данного конфликта элементарно восстановив порядок и дисциплину в подконтрольных вооружённых формирования ЛДНР и разместив там в качестве мобильного резерва хотя бы одну-две полнокровных мотострелковых/десантных бригад из состава ВС РФ. Ну а пока же мы имеем только имитацию бурной деятельности...
* К. В. Макиенко, под редакцией которого вышло издание "В ожидании бури: Южный Кавказ" 2018 г. - один из немногочисленных экспертов, предсказавший в 2018 г. скорое возобновление конфликта в НКР."