Не было лекарств — теперь не будет одежды? Цифровая маркировка угрожает легкой промышленности.
Сроки для маркировки одежды на товары легкой промышленности, назначенные на 1 января 2021 года, перенесли на апрель, но это не может спасти малых и средних предпринимателей, и так пострадавших во время пандемии коронавируса. К убыткам, которые накопились за прошлый год, и кредитам добавляются издержки на перемаркировку всего товара, установку нового оборудования, и это нивелирует все меры поддержки государства. Такой удар может привести к дефициту одежды, как это было с аптечными лекарствами осенью прошлого года. Подробности — в материале Накануне.RU.
Итогом 2020 года стало то, что обедневшее население отдает предпочтение продуктам, а на одежду не тратится, по крайней мере, судя по исследованию Fashion Consulting Group (FCG), продажи одежды рухнули на 25%. Эксперты констатируют — торговых точек явно станет меньше, а часть проектов и вовсе закроют. Расходы на перемаркировку товаров лишь усугубят и без того катастрофическую картину.
Идея провести перемаркировку верхней одежды (на очереди вся легкая промышленность) у Минпромторга возникла для борьбы с контрафактом. Цифровая маркировка сейчас обязательна для кожаной и трикотажной одежды, пальто, плащей, постельного, кухонного, столового белья. Пока под каток цифровизации не попали только нижнее белье, футболки, кардиганы, жакеты. В цифровом коде, который должен быть нанесен на каждое изделие, будут содержаться данные о свойствах, материалах и бренде. Коды маркировки формирует оператор "Честный ЗНАК". Как следует из постановления Минпромторга, стоимость кода маркировки для продавцов и производителей — 50 копеек за каждый без учета НДС. Предпринимателю при этом необходимо заполнить заявку в личном кабинете системы, описать товар (дотошно — от целевого пола, состава, страны-изготовителя и далее по ряду других параметров) и заказать необходимое количество кодов.
"Честный ЗНАК" формирует коды и отправляет их в личный кабинет в виде PDF-файла. В течение 30 дней нужно распечатать коды — и у предприятия уже должен быть специальный принтер этикеток для этого, стоимость его составляет около 30 тыс. руб., или можно заказать печать этикеток — 5 руб. штука, к расходам добавьте настройку смарт-терминала под маркировку. Затем нужно потратить дополнительные трудочасы для того, чтобы нанести этикетки на все товары в магазине, промаркировать все остатки на складе. Это касается даже комиссионных магазинов. Сканер для штрих-кода тоже не бесплатный, он стоит около 5 тыс. руб., а если представить, что в магазине несколько касс, то и здесь расходы выливаются в кругленькую сумму.
На сайте честныйзнак.рф предупреждают, что к 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы. Поэтому каждый владелец бизнеса уже сегодня должен подготовиться к внедрению системы и подать заявку на регистрацию в ней. Сейчас обязательной маркировке, помимо указанных выше товаров легкой промышленности, уже подлежат табак, лекарства, обувь, фотоаппараты, шины и покрышки, духи и молочная продукция. На очереди кресла-коляски, велосипеды, упакованная вода и пиво. Пока они проходят экспериментальный период маркирования.
Что это значит для предпринимателей, которые занимаются розницей? Во-первых, необходима перепрошивка или приобретение онлайн-кассы и регистрация ее в ФНС. Оптовики должны при движении продукции сканировать этикетки и передавать информацию в систему. Непосредственно маркировка оптовикам потребуется при вводе остатков, оформлении возврата и нанесении этикетки взамен утраченной. Производить, ввозить и торговать определенной продукцией без Data Matrix запрещено. Как пишут СМИ, обязательная маркировка одежды стала настоящим испытанием для предпринимателей. Она имеет множество нюансов и чаще всего тяжела в понимании для рядовых бизнесменов.
В беседе с Накануне.RU предприниматель Александр Бобылев рассказывает: "До введения маркировки одежды, рычагов и способов контроля было уже больше, чем достаточно, а это дополнительные меры, которые ведут к дополнительным расходам для участников рынка. То есть фискальный накопитель в кассах надо каждый год менять — это стоит денег. Если вы меня хотите контролировать — контролируйте за свой счет, пожалуйста, что я должен за это платить? Давайте мне фискальный накопитель бесплатно. Обеспечьте услуги вот этого оператора, который мне помогает делать маркировку. Это дополнительный побор".
"У меня как у владельца розничного магазина есть много поставщиков, некоторые из них — те же самые ИП-шники — платят налоги, занимаются импортом, привозят товар откуда-то из Китая, допустим, из Турции — не важно. Естественно, значит, они закупают за наличку, в этом ничего противозаконного нет, потому что в ИП наличка законна, если у тебя способ налогообложения 6%, то не важно, где ты взял товар, главное — ты выручку получил, значит, деньги заплатил — спи спокойно. Эта группа моих поставщиков, видимо, в ближайшее время встанет, потому что они не знают, как маркировать этот товар. Им нужно заводить целую шарманку — со своими поставщиками оформлять контракты, паспорта сделок и так далее. Налогообложение у них от этого не изменится, они как платили 6%, так и будут — опять дополнительные затраты и дополнительное время. Это могло вообще привести к смерти некоторых участников рынка, которые работали с интернет-магазинами", — отмечает Александр Бобылев.
Что уж говорить о мелком бизнесе, если средний в ступоре? Те же бабушки, которые вяжут носки, или матери в декрете, которые подрабатывают тем, что шьют кофточки и продают их через интернет, просто не смогут маркировать одежду, если они не юрлицо или не ИП, им тоже придется заводить онлайн-кассу, издержки слишком велики и не покрываются доходом, так что можно ожидать, что большинство из таких "мелких" предпринимателей просто прекратит свою деятельность. Вот вам и свободный рынок. При этом эксперты отмечают, что методов контроля и для такой категории было достаточно, все это просто лишние расходы. Возникает много нюансов для других участников экономики, рассказывает эксперт:
"Вот, например, "Вайлдберриз", естественно, они с первого числа не могли торговать немаркированным товаром. Звоним мои знакомым "Вайлдберриз" и говорит — я вам все буду возвращать, вы у себя промаркируйте, а потом вернете мне маркированный товар. Этот сценарий означал просто смерть для бизнеса моих друзей, потому что по договору, если все возвращать, это огромная сеть — сколько на это уйдет времени? Они имеют право делать это полгода. То есть организация на все это время лишалась выручки. А верхняя одежда — сезонная, то есть до следующего сезона вы точно не доживете", — объясняет Александр Бобылев.
Карательные меры за отсутствие маркировки — как минимум штраф от 300 тыс. руб. до лишения свободы до 3 лет. Но удар придется не только по предпринимателям. Мы помним, как в начале осени прошлого года исчезли целые линейки лекарств — тоже из-за перемаркировки, и сейчас есть серьезная опасность возникновения дефицита товаров легкой промышленности. А для экономики это неминуемый спад, что в данных условиях коронакризиса не слишком радужная перспектива. Чтобы оживить экономику, предприниматели не просят дополнительных мер поддержки — просто стоило бы развернуть бюрократическую машину или хотя бы ее остановить.
"Не нужно привлекать каких-то экспертов, собирать круглые столы, есть простой ход — можно просто отменять все то, что было принято в предыдущие годы. В регрессии временной. Так, значит, маркировка — отменяем, онлайн кассы — отменяем, НДС на 2% повышали — понижаем. Тогда, может быть, что-то у нас там оживет, но это надо все делать срочно и позавчера. Да, я понимаю, что это сделано не будет, по крайней мере, в этом политическом цикле", — говорит Бобылев.
А то, что сроки маркировки одежды были перенесены — не так важно, считает эксперт, челюсти крокодила уже сомкнулись и когда он начнет "жевать" — дело времени. Отсрочки позволили избежать чисто логического коллапса, но это вообще не те сигналы участникам рынка, которые нужны сейчас.
В итоге удар будет нанесен по всей экономике, но будет ли решена главная задача? По мнению эксперта, мера, которая своей целью видит борьбу с контрафактом, эту основную задачу решить все равно не сможет.
"Я знаю уже два или три способа промаркировать изделие, которое не проходило по официальным закупкам. С другой стороны, как в случае с онлайн-кассами, под это созданы сервисные структуры, я вот регистрировался как владелец двух розничных магазинов, оформлял, делал цифровую подпись, мне присвоили код, теперь я буду платить какой-то организации регулярный платеж, я был вынужден переоборудовать контрольно-кассовую технику, малому и среднему бизнесу это не надо. А зарабатывать на этом будет аффилированная структура", — отмечает Александр Бобылев.
Но если целью были дополнительные поборы и создание коррупционного фактора — то здесь полный успех. На момент публикации официального комментария от Минпромторга в ответ на запрос Накануне.RU не поступило.
https://www.nakanune.ru/articles/116699/