Dictacio написал(а):Ну да. В начальной школе учились по программе 2100, такое ощущение, что какой-то наркоман их писал.
По моим наблюдениям образование за 30 лет очертило круг и постепенно возвращается к исходным принципам. Большинство революционных изменений после 1991 года или были отменены вообще, либо ослабли, либо были встроены своей полезной частью в старую концепцию. Я могу судить по физико-математическому образованию. Первоначальное введение ЕГЭ вызвало шок и отторжение, так как тестирование в форме выбора вариантов ответов казалось дебилизацией населения. После более 15 лет эволюции ЕГЭ по математике и физике превратились в советские контрошки повышенной трудности. Но и полезные элементы ЕГЭ остались - отпала необходимость натаскивать всяких дебилов на сдачу экзамена по физике и математике, которые НИКОГДА в жизни им не потребуются. Им достаточно сдать простой тест, чтобы выйти из школы хотя бы без справки. Русский язык сейчас 100 очков дает вперед советскому уровню, вернулось письменное сочинение, отмена которого резко критиковалась. Вместе с тем осталась важная инновация ЕГЭ - независимость тестирования от начальства конкретной школы, а также реальная возможность любого выпускника поступить почти в любой вуз страны не зависимо от статуса вуза. То, что было притчей во языцах в советское время. Та же программа 2100 по моим наблюдениям, достигнув пика в 00-е, потихоньку сползает в небытие.
Реальная проблема нынешней школы - не образовательные программы, которые стабилизируются и в чем то гораздо лучше советских, а в кадрах. К сожалению подготовка педагогических кадров полностью просела - в педвузы поступают люди, которые прошли тройную отрицательную селекцию: (i) те, кто не смог поступить за пределы региона; (ii) те, кто не смог поступить в центральный вуз региона; (iii) те, кто не прошли в технические вузы региона. Как правило это совсем уж слабая абитура из деревень, где уровень сильнее всего просел в 90-е и одна мариванна учила сразу всем предметам. Вот эти колхозники заканчивают педвузы и затем пополняют кадры школ. Ну а далее они начинают воспроизводить вокруг себя такую дичь, что никакая хорошая программа не может это исправить. "Кадры решают всё" - говорил Сталин, "Учитель гимназии выиграл войну" - говорил Бисмарк. Пока вот тут у нас сильный провал. Это приводит к тому, что наиболее продвинутые учителя в регионах концентрируются в 2-3 школах, которые становятся элитными и дают качественное образование. Все остальные районные школы всё более похоже на типичные пиндосские районные школы для негров или еврошколы в цветных кварталах. Все основные страны золотого миллиарда ТАК живут. ну может за редким исключением - говорят что в Финляндии чуть ли не социализм в образовании, частично французское образование держит марку из-за статуса учителя и его высокой зп. Как мы уже обсуждали с вами - это СССР пытался воспитывать образованных людей, которые его в конечном итоге и погубили (предъявляя завышенные требования). Капитализм ставит перед собой совсем другую задачу: воспитание лояльного туповатого потребителя, удобного для манипулирования обществом.