Вчера один из читателей задал очень резонный и интересный вопрос – если Россия имеет столь серьезные проблемы в сфере конструирования и производства БПЛА, то почему бы не закупать готовую продукцию в КНР?
Пожалуй, я начну данный текст со встречного вопроса – в 2020 году в Ливии китайские ударные дроны применялись не в меньших количествах, чем турецкие TB-2 «Байрактар», но слышали ли Вы хоть что-нибудь об их успехах?
С большей вероятностью Ваш ответ будет строго отрицательным, и это отнюдь не случайность – машины производства КНР показали себя в исключительно негативном свете во всех конфликтах, в которых принимали участие, и, более того, оказались чрезвычайно неэффективными даже в условиях мирного времени.
▪️ Два из трех БПЛА имели неработающее оборудование GPS с начала введения аппаратов в войсковую эксплуатацию;
▪️На постоянной основе имела место быть утечка азота из камер EO/IR, установленных на БПЛА, в результате чего электрооптические/инфракрасные системы были практически бесполезны;
▪️ Серьезные неисправности были обнаружены в высокопроизводительном радаре с синтезированной апертурой (SAR) в течение нескольких часов после ввода дронов в эксплуатацию;
▪️ Еще одна критическая проблема связана с SATCOM (спутниковая связь). Выход из строя антенн спутниковой связи на китайских дронах был зафиксирован еще до начала тестовых полётов;
▪️Один из самых распространённых дефектов топливной системы – отказ топливного насоса (у 60% авиапарка).
Это – типовые проблемы китайских ударных дронов, взятые из официальных отчетов ВВС Пакистана. Уличить пакистанцев во лжи крайне затруднительно, ведь Исламбад – союзник КНР, да и прочие покупатели БПЛА из Китая (Ирак, Эфиопия, Саудовская Аравия) столкнулись абсолютно с теми сложностями в их эксплуатации. Во всех перечисленных странах около 80% поставленных Пекином беспилотников оказались неспособными не то что выполнять боевые задачи, но и даже совершать регулярные вылеты.
Ситуация усугубляется также тем, что КНР отказывается проводить какие-либо постпродажные работы и инженерную поддержку покупателей – что вдвойне абсурдно, Пакистан и Ирак сообщали даже о прямых отказах в закупке запчастей к китайским дронам со стороны Пекина (!).
Помимо прочего, большие вопросы вызывает и высокоточное китайское оружие, которое имело большое количество случаев отказа в боевых условиях.
Стоит отметить и другой важный факт – китайские дроны, вопреки распространенному мнению, не состоят из комплектующих производства КНР. Так, например, на канале Повернутые на войне недавно были опубликованы фотографии сбитого дрона CH-4B, в обломках которого видны элементы... двигателя австрийской компании Rotax.
Отдельно стоит сказать и об еще одном важном (и очень странном!) нюансе конструкции китайских БПЛА: вопреки всей мировой практике, они делаются из дюралюминия, а не композитов. Это негативно сказывается на их способности оставаться необнаруженными для РЛС – в отличии от композитных дронов, они являются хорошо заметной целью, и понесли существенные потери в конфликтах даже против противника со слаборазвитой ПВО (как это было в Йемене).
На данный момент Китай активно теряет рынок БПЛА – старые клиенты отказываются от его продукции по негативным результатам эксплуатации, а новые не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар».
@atomiccherry 💯