Blitz. написал(а):gecher написал(а):
Новые самолёты в старые ангары не залазиют.
Были фото с Су-34 в старых ангарах, ЕМНИП Су-27 аналогично.
вот такое вот? --->
Авиацию защитят капониры
Сирийский опыт вернул на военные аэродромы железобетонные укрытия для самолетов
Все новое — хорошо забытое старое. Верной приметой советских военных аэродромов, прежде всего тех, что размещались в первой линии противостояния с НАТО — в группах советских войск в ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии (существовала такая страна), были прочные железобетонные укрытия для самолетов. После того как наша военная авиация совершила непростительно быструю передислокацию на территорию России, таких укрытий на наших аэродромах практически не увидишь. Но жизнь не стоит на месте, как и военная инфраструктура НАТО, которая уж очень опасно приблизилась к нашим границам. В этих условиях не грех воспользоваться старым опытом защиты дорогой авиатехники. Таким как капониры или железобетонные укрытия.
Сейчас главное командование ВКС уже проводит работу по укрытию авиационной техники на аэродромах с использованием арочных железобетонных укрытий капитального типа. Строительство таких капониров «за ненадобностью» прекратилось более 30 лет назад.
Сейчас вновь начинается грандиозная стройка на аэродромах России и на наших базах за рубежом. Кстати, этому учит и наш сирийский опыт. Оказалось, мало защитить аэродром Хмеймим новейшими зенитными комплексами С-400 и «Панцирь-С». Ведь они не смогут защитить, например, от минометного обстрела скрытно проникшей диверсионной группы. Минимизировать ущерб от любых таких неприятностей как раз и позволяют железобетонные самолетные укрытия, которые сверху, как правило, засыпают слоем грунта.
Уроки Шестидневной войны
Масштабное строительство железобетонных капониров для укрытия самолетов развернулось в СССР в далеком 1968 году. Толчком к такому строительному буму послужил печальный для арабов опыт Шестидневной войны с Израилем в 1967 году. Тогда за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большую часть сирийских самолетов. В СССР учли все уроки, которые «сыны Сиона» преподали нашим арабским союзникам. Принципиальные решения по укрытиям были оперативно одобрены Генштабом и министром обороны СССР — грандиозная стройка началась.
Конечно, строительство капониров было очень накладно, но посчитав, что береженого Бог бережет, военное руководство все-таки решило потратиться на безопасность боевого авиапарка.
В первую очередь они служили для укрытия самолетов от внезапного нападения авиации вероятного противника, поэтому устанавливались на угрожаемых направлениях — аэродромах групп войск в странах Варшавского договора и приграничных военных округах, в основном на территории Лалиэсты (Латвия, Литва, Эстония), Белоруссии и Украины.
Мощные бетонные арки могли уберечь даже от прямого попадания фугасной бомбы или фугасной боевой части крылатой ракеты. Кроме того, по утверждениям военных строителей, такие ангары защищали самолеты от поражающих факторов при ядерном взрыве.
«Помимо защиты от ударов авиации и крылатых ракет у ангаров был еще одни несомненный плюс — самолеты в таких укрытиях могли не бояться непогоды и сезонного перепада температур. Нахождение в капонирах облегчало техническое обслуживание, особенно зимой. Еще один фактор — такие укрытия обеспечивают маскировку авиатехники, ведь с высоты непонятно, есть самолет в ангаре или нет», — отметил военный эксперт, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов.
Если передовые аэродромы защищались по последнему слову фортификационной науки, то во внутренних военных округах решили пойти по более экономичному варианту — не строить мощные укрытия, а защитить самолеты земляными насыпями. Логика была проста — зачем аэродрому, находящемуся в нескольких тысячах километров от возможного ведения боевых действий, усиленная защита. Налетов авиации явно не предвидится, а прикрытие от маловероятных обстрелов диверсионно-террористических групп такой вал вполне может обеспечить.
При строительстве земляных насыпей инженеры использовали опыт вьетнамской войны. Тогда американские авиабазы регулярно обстреливались отрядами вьетнамцев, и авиация несла большие потери на земле. Было принято решение защищать самолеты легкими капонирными укрытиями. Они были сделаны из стального покрытия с бетонным наполнителем внутри. Это помогло сократить потери американской техники, а идея перекочевала на наши военные объекты, например в Поволжье, на Урале и в Забайкалье.
«Подарок» для зарубежной разведки
Всего с 1968 по 1986 год было построено более 3800 арочных капитальных укрытий и земляных валов. Из них на аэродромах групп войск — свыше 1500, на территории СССР — 2000, из них на территории РСФСР — 840. К сожалению, в 1986 году, после начала перестройки, строительство железобетонных капониров свернули по экономическим соображениям.
После распада СССР вообще сложилась драматическая ситуация, когда практически вся доставшаяся России авиация оказалась на аэродромах, удаленных от границы и укрытий не получивших. В «лихие» 90-е и «тяжелые» 2000-е проблемой защиты самолетов никто всерьез не занимался. Печальный итог — сейчас большая часть авиабаз РФ не оснащена укрытиями.
Самолеты стоят под открытым небом, совершенно незащищенные ни от возможных атак, ни от непогоды. Есть еще одна проблема — на любом коммерческом спутниковом снимке можно пересчитать состав практически любой нашей авиачасти. Причем зачастую даже видно, какие самолеты в летном состоянии, а какие нет — последние, например, стоят отдельно.
«Еще одной проблемой стало то, что укрытия старых советских типов оказались не очень продуманными по размерам и в результате по размаху крыла не вмещают основной боевой самолет ВКС РФ — Су-27 и его вариации Су-30, Су-34, Су-35. То есть даже там, где укрытия на российских авиабазах есть, их зачастую нельзя использовать для новых самолетов», — сообщил Барабанов.
По мнению эксперта, проблема оснащения авиабаз ВКС РФ защищенными укрытиями новых типов давно уже является просто вопиющей, особенно в свете того, что сейчас страны НАТО практикуют атаки на аэродромы высокоточным оружием и крылатыми ракетами. Самый яркий пример — американский удар «Томагавками» по сирийским военным аэродромам.
Укрытия эконом-класса
По мнению экспертов, решить задачу защиты наших военных аэродромов можно малой кровью. Есть возможность немного сэкономить. Например, если возвести капонирные укрытия в виде фортификационных габионов — конструкции из сварной сетки со вставками из геотекстиля, куда можно засыпать любой грунт. Капонирные укрытия предназначены прежде всего для ограничения разлета осколков в случае обстрела, то есть для минимизации ущерба. С осколками мин и пулями такая защита вполне справится.
С другой стороны, капониры — это, конечно, временное решение на скорую руку, не более. Острая необходимость есть в строительстве укрытий на наших аэродромах в Калининградской области и в западных регионах РФ. Например, авиабаза «Халино» под Курском с новыми Су-30СМ вообще находится фактически в дальности досягаемости украинской артиллерии, отметил Барабанов.
Необходимость возведения надежных укрытий военное ведомство уже озвучило. Теперь дело за строителями. ■
https://armystandard.ru/news/2018541214-82EOH.html
Где на аэродромах СССР укрывались истребители и бомбардировщики
..речь пойдёт о арочных железобетонных обсыпных укрытиях ЖБУ типа 2А/13, которые предназначались для стоянки, технического обслуживания, снаряжения, заправки и запуска двигателей самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, Су-7,Су-9, Су-15, Су-17, Су-24,Су-25, а также любой другой крупногабаритной техники. Ну и конечно такие укрытия одновременно служили для защиты авиатехники на аэродроме от поражающих факторов средств поражения противника (пули, осколки) и погодных условий.
Типовое укрытие имеет размеры 12,9 x 28 м (конечно бывают отдельные арочные укрытия, построенные и короче и длиннее), толщину стен в 60 см. Снаружи укрытие покрывает земляная обсыпка толщиной не менее метра, обкладывавшаяся дерном, где высаживались деревья (как правило хвойные).
Для свободного входа и выхода самолета служила фронтальная сторона арочного укрытия, защищённая двухстворчатыми откатными или распашными защитными воротами. Откатные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки.
Первыми сооружались укрытия типа 2/11. Самые ранние створки откатных ворот в таких укрытиях собирались из пустотелых железобетонных блоков с песчаной засыпкой. Толщина таких створок была около метра.
А самые первые укрытия имели остов в двух вариантах:
С применением в качестве рабочей арматуры и опалубочной формы элементов типа "ГОФР".
И с применением в качестве рабочей арматуры и опалубочной формы армометаллоблоков (АМБ).
Сверху конструкция обваловывалась грунтом и обкладывалась железобетонными блоками.
Задняя стенка укрытия, так же как и фронтальная часть и парапет для удержания грунтовой отсыпки, сооружались из обычных фундаментных бетонных блоков.
Для запуска двигателя самолета непосредственно внутри сооружения для быстрого выезда машин из укрытий, в торцевой стене оборудовался газоотводный канал, предназначенный для отвода газов из сопел самолёта и выходящий наружу под углом 90 градусов. Он перекрывался обычными металлическими воротами. На самых первых укрытиях он был оборудован рассекателем и был шире.
Позже были разработаны более быстровозводимые укрытия типа 2А/13 из сборных железобетонных арок.
На их входы монтировались уже более тонкие створки откатных ворот, собранные из железобетонных панелей обшитых металлоизоляцией, иногда оборудованные снаружи дополнительными катками с рёбрами жёсткости.
https://zen.yandex.ru/media/dv_destroy/ … 00ae9de6ba
Аэродромное защитное укрытие арочного типа
http://forum.aviaskins.com/showthread.php?t=5005
пысы: давно об это все кричат, что надобно срочно строить капитальные ж/б укрытия для авиатехники - ведь на фоне цены современного истребителя от 30-50муе и выше, или от 2,25-3,75 млрд.руб. затраты в пару десятков мильёнов рубликов на укрытие более чем обоснованы и разумны!
прикинем , палец в потолок, себестоимость ж/б укрытия из готовых ж/б изделий внутренними размерами 18*30*7м (Ш*Д*Высота) - конструктив буду брать с заведомо завышенными значениями, чтоб с запасом получилось и по стоимости, и по прочности - потому делаем обыкновенное прямоугольное ж/б строение, сверху перекрываем его готовыми ж/б арками, потом заливаем все слоем бетона в 60см толщиной и засыпаем грунтом не менее 1м :
1. фундамент ленточный (сборный или монолитный), глубиной 2м и шириной 1м = всего 96пм*2*1=192 куб.м
сверху по грунту заливаем ж/б плиту 30см толщиной, чтоб вес пепелаца выдержала - это еще 162 куб.м
2. стены укрытия ж/б (сборные или монолитные) толщиной 0,8м и высотой 7м = пускай еще 538 куб.м
3. пролет в 18 метров перекрываем арочными фермами, типа такой:
сколько именно понадобится не знаю, и сколько они могут нести нагрузку не знаю, допустим через каждый метр их поставим, итого около 20 штук
4. сверху по опалубке заливаем 60см слой ж/б - это еще 540кв.м*0,6м= 324 куб.м
5. ну и потом все обсыпаем грунтов, кладем дерн и прочее...
всего выходит примерно 1216 куб.м ж/б (не считая ферм) - бетон М400 нынче от 6-7тр, пускай будет 100 баксов за куб - итого на бетон уйдет 122 килобакса, или всего 9,2 млн.руб. (!), с учетом ферм-кранов-работы-зп-проектирования-прочего в итоге пущай будет 30 млн.руб., т.е. 400 килобаксов, что составляет менее 1,3% от цены
Отредактировано ДимитриUS (2021-05-18 05:28:58)