Первого апреля президент подписал закон который ввел новые статьи наказывающие за:
- Несоблюдения режима повышенной готовности или ЧС.
- Распространение фейковых новостей.
- Несоблюдение мер по карантину.
⠀
Закон вступил в силу с момента опубликования, т.е. первого апреля.
Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется частью 2, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в период: режима чрезвычайной ситуации, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а равно за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Речь идет о совершении нарушений именно санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПинов, постановлений санитарного врача.
За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность: для граждан - штраф от 15 до 40 тысяч рублей; для должностных лиц - штраф от 50 до 150 тысяч рублей; для ИП - штраф от 50 до 150 тысяч рублей или административное приостановление на срок до 90 суток; для юридических лиц - штраф от 200 до 500 тысяч рублей административное приостановление на срок до 90 суток.
Кроме того, названная статья дополняется частью 3, устанавливающей повышенную административную ответственность за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В этом случае гражданам грозит штраф от 150 до 300 тысяч рублей; должностным лицам - - от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет; ИП - штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление на срок до 90 суток; юридическим лицам - штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей административное приостановление на срок до 90 суток.
Следует отличать административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил от уголовной. Последняя закреплена в ст.236 УК РФ. Федеральным законом от 01.04.2020 года №100-ФЗ внесены изменения в данную статью.
В частности, ответственность устанавливается за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание людей, но и в случае, если действиями виновного лица создана угроза массового заболевания. При этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы - до двух лет.
Данное преступление относится к категории преступлений с двойной формой вины. То есть преступник сознает общественную опасность своего деяния, умышленно нарушает санитарно-эпидемиологические нормы, а вот наступление последствий в виде массового заболевания людей либо создавшаяся угроза массового заболевания людей происходят по неосторожности.
Кроме того, вводится повышенная ответственность за нарушение санитарно- эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В этом случае предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до семи лет.
Несоблюдение СЭП, приведшее по неосторожности к смерти двух и более лиц, грозит злоумышленнику принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо ли лишением свободы сроком от пяти до семи лет колонии.
Расследование преступлений по ч.3 ст.236 УК (несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц) отнесено законодателем к ведению Следственного комитета РФ, менее тяжкие категории (ч.1, 2 ст.236 УК)- органов МВД.
Что грозит здоровым людям за нарушение режима самоизоляции?
Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ глава 20 КоАП РФ дополняется статьей 20.61, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для граждан – от 1 тысячи до 30 тысяч рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей, на ИП – от 30 до 50 тысяч, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.
Но у нас не введен ни режим ЧС, ни карантина...
В случае ст.20.6.1 речь идет о нарушении правил поведения именно при введении режима повышенной готовности (как у нас), не санитарных норм, и это является правонарушением против общественного порядка и общественной безопасности. К примеру, если гражданин нарушает постановление санврача о карантине – это статья 6.3, а если прогуливается в парке, жарит шашлыки в компании и проч., т.е. не соблюдает постановление главы администрации о режиме повышенной готовности и самоизоляции, то это ст. 20.61 КоАП РФ
Про режим повышенной готовности
Режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) прописаны в законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:
- повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);
- режим повышенной готовности (если такая угроза существует);
- непосредственно режим чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности, как и режим ЧС, вводится и отменяется указами органов исполнительной власти субъектов Федерации или местными властями.
Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме повышенной готовности власти могут:
- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;
- приостанавливать деятельность организаций, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и иных граждан;
- осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
В регионах введен режим повышенной готовности, а не ЧС, поэтому никакого нарушения конституции в действиях органов исполнительной власти нет, они действуют в рамках закона.
Ссылка на Федеральный закон от 01.04.2020 №99-ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..