я обнаружила в британской The Telegraph очень любопытную статью под заголовком «Почему так много коронавирусных больных умерли в Италии». В ней, кажется, и раскрыта «тайна» итальянского апокалипсиса. Важно, что ее озвучили сами итальянские высоопоставленные лица от медицины. Научный советник министра здравоохранения Италии, бывший президент Европейской ассоциации общественного здравоохранения профессор Вальтер Ричкарди заявил, что, кроме большого количества пожилых людей, есть еще одна причина такой статистики – это «метод, который используют госпитали для подсчета умерших» от коронавируса.
«Метод, которым мы кодируем случаи смерти в нашей стране, можно назвать очень «щедрым» - в том смысле, что (мы считаем) все люди, которые умирают в больницах с коронавирусом, умирают от коронавируса», - сказал Ричкарди. То есть итальянцы записывали в жертвы коронавируса всех умерших, у кого он был диагностирован. Но умереть они могли и по другой причине. В подтверждение этой мысли Ричкарди говорит далее: «По результатам повторной оценки, проведенной Национальным институтом здравоохранения, только 12 процентов свидетельств о смерти указали на прямую причинную связь с коронавирусом, в то время как у 88 процентов умерших пациентов имеется, по крайней мере, одна предварительная заболеваемость, а у многих их было по две или три».
Эти же свои слова и выводы Вальтер Ричкарди подтвердил и в интервью итальянскому новостному агентству TPI.
Об этом же публично, подводя итоги, 21 марта с. г. сказал и глава Департамента гражданской защиты Анджело Борелли: «К сожалению, сегодня у нас 793 умерших. Но я хочу подчеркнуть, что мы не делим на умерших "с коронавирусом" и умерших "от коронавируса". Улавливаете суть?
Вопросами о методе подсчета умерших задается и итальянская газета La Stampa: «Объяснение печального первенства нашей страны может также касаться подсчета случаев смерти: почти всегда у умерших были сопутствующие патологии. Так какова на самом деле была истинная причина их смерти?» А значит, если в госпиталях, отчитываясь, диагноз всех усопших стригли под одну гребенку, то, может быть, не так и страшен черт, как его малюют в Италии? Вопрос, конечно, не риторический, и, как говорят озадаченные происходящим, что-то в этом всем есть. Что-то такое, чего мы, возможно, пока не знаем. (И это «что-то», может быть, лежит вообще не в медицинской плоскости, а, например, в военно-политической?) А вообще в голову приходят слова Сталина, только перефразированные: неважно, как умирают, важно, как считают.
Впрочем, последние новости из Рима вызывают осторожный оптимизм: похоже, Италия проходит пик поражения. За прошлые сутки умерших было меньше, чем в предыдущие, а выздоровевших - больше. Но, с другой стороны, возможно, волна критики (и самокритики) итальянского метода подсчета умерших сыграла свою роль, и в госпиталях его просто изменили, убрав из фатальных случаев те, что ранее записывали на счет коронавируса. То есть стали дифференцировать. В любом случае, эта долгожданная новость прибавила психического здоровья миллионам экспрессивных итальянцев, запертых в своих домах, и дала им надежду на утраченную было дольче вита.