По поводу С-400 у турков, что раз и навсегда закрыть вопрос:
В комментариях, посвященных предыдущим статьям данного цикла, встречались высказывания, что продажа ЗРС С-400 в страны, которые в будущем могут быть потенциальными противниками России, не наносит ущерба обороноспособности нашей страны. При этом приводились доводы: С-400 находится в серийном производстве уже более 10 лет и устарела, зенитные системы, поставляемые на экспорт, имеют в разы худшие характеристики, чем состоящие на вооружении в ВКС РФ, и потому они не представляют угрозы нашей авиации. «Особо осведомлённые» комментаторы уверяли, что вся информация с поставленных на экспорт ЗРС С-400 по «специальным каналам» транслируется в Россию, и мы можем «сигналом со спутника» отключить аппаратную часть зенитных систем. Также некоторые читатели выказывали уверенность, что западные специалисты не в состоянии самостоятельно разобраться в режимах работы радиолокационных средств и аппаратуры наведения, и это никак не поможет иностранным экспертам в разработке средств противодействия и выработке тактики борьбы с С-400.
Попробуем со всем этим разобраться. Начнём с того, что С-400 в настоящее время является основной зенитной системой в ВКС РФ, и ничего более совершенного на вооружении у нас пока нет. Первый комплект ЗРК С-350 совсем недавно прошел испытания и используется для подготовки расчётов. Начала массовых поставок С-350, которым планируется заменить устаревшие и предельно изношенные С-300ПС следует ожидать не ранее чем через 2-3 года. Зенитно-ракетная система большой дальности С-500, с которой связаны большие надежды, в первую очередь предназначена для борьбы с баллистическими целями и для противодействия ИСЗ на низких орбитах. По причине очень высокой стоимости ЗРС С-500 будет использоваться только для защиты особо важных объектов и по количеству принятых на вооружении систем вряд ли сравнится с С-400. Хочется также напомнить, что потенциал совершенствования ЗРС С-400 далеко не исчерпан. Несмотря на многочисленные обещания наших высокопоставленных военных, руководителей ВПК и «государственных деятелей», строевые зенитно-ракетные дивизионы С-400 ВКС РФ до сих пор в полной мере не оснащены новыми ракетами с дальностью пуска 380 км. С учётом того, что российские войска ПВО ещё далеки от насыщения достаточным количеством современной техники и вооружения, серийный выпуск С-400 в ближайшем десятилетии будет продолжен, и они долго будут являться основой наземной компоненты нашей ПВО. Назначенный срок службы данных систем составляет не менее 25 лет, и говорить об «устаревании» С-400 по меньшей мере странно.
Два полковых комплекта С-400, предназначенных для Турции, действительно отличаются от зенитных систем, стоящих на вооружении ВКС РФ. Но это не означает, что экспортная модификация по своим основным характеристикам хуже систем, несущих боевое дежурство в России. Она связана с предпочтениями заказчика и некоторыми специфическими техническими моментами. Так, например, в составе турецких ЗРС С-400 используется РЛС 96Л6Е2 вместо 96Л6/96Л6-1, которые эксплуатируются ВКС РФ. Некоторые элементы комплекса выполнены не самоходными, а буксируемыми, что связано с требованиями заказчика по снижению стоимости и для использования собственных тягачей. Кроме того, в ряде источников говорится, что имеются отличия в вычислительных комплексах и в аппаратуре топопривязки. Помимо этого, поставленные в Турцию зенитные системы лишены штатной российской аппаратуры боевого управления и определения государственной принадлежности.
В объединенной системе ПВО НАТО используется государственная система опознавания Mk. XII, имеющая «военные» и «гражданский» режимы. На турецких пунктах управления ЗРС С-400 используется система «гражданского» стандарта STANAG 4193, совместимого со стандартом ICAO (гражданская вторичная радиолокация международного управления воздушным движением), но при этом имеется возможность встраивания «военных» имитостойких компонентов, для чего потребуется установка аппаратуры НАТО с уникальными криптоключами. Известно, что работы в данном направлении сейчас ведёт турецкая радиоэлектронная компания Aselsan. После интеграции запросно-ответной аппаратуры в турецкую национальную систему государственного опознавания в ходе формировании запросного или ответного кода должно происходить формирование комбинации определенных импульсов и, кроме как на приемо-передающие антенны наземного радиолокационного запросчика, он никуда не уходит. То есть в системе опознавания «свой-чужой» «ключи» никак и никуда не передаются. Более того, турки пожелали, чтобы в запросно-ответной аппаратуре «по умолчанию» была установлена опция «дружественная цель», которой можно маркировать любую отметку на экране радара.
Заверения о том, что поставка двух полковых комплектов С-400 в страну, входящую в НАТО, не может нанести вреда нашей обороноспособности, не вызывают понимания. Как известно, американцы никогда не упускали возможности подробно ознакомиться с системами ПВО советского и российского производства. Так, на нескольких американских полигонах до сих пор имеются работоспособные радиолокационные станции, входящие в состав ЗРС С-300ПТ/ПС. Детальное изучение характеристик радаров и станции наведения позволило американским экспертам создать достаточно эффективные станции постановки помех и выработать оптимальную тактику прорыва ПВО, основой которой являются системы семейства С-300П. Также следует помнить, что пилоты ВВС и ВМС США, европейских стран НАТО и Израиля, в ходе совместных учений регулярно проводят тренировки с участием греческих С-300ПМУ-1, а также болгарских и словацких С-300ПМУ. Можно представить какой вой подняли бы американцы, если бы боевые самолёты ВКС РФ с разрешения одной их стран, где имеются ЗРК «Пэтриот», стали тренироваться их уничтожать. В конце декабря 2019 года американское информагентство Bloomberg распространило информацию о том, что Турция готова предоставить ЗРС С-400 для изучения США, в обмен на размораживание поставки истребителей F-35A. Может так случиться, что ущерб обороноспособности России окажется намного выше выгоды от поступления дополнительных средств в бюджет. История уже знает случаи, когда из-за недальновидности политиков секретные образцы техники и вооружения оказывались в распоряжении западных партнёров, а российские самолёты были сбиты зенитными ракетами, произведёнными на территории нашей страны.
Рассматривая экономические последствия поставки четырёх дивизионов С-400 в Турцию, следует помнить, что Россия получила за них живыми деньгами чуть более $1 млрд., что намного ниже рыночной стоимости. Большая часть контракта была покрыта российским кредитом. Экономика Турецкой Республики сейчас испытывает существенные трудности, и потому в будущем может встать вопрос о списании этого долга. Ярким примером такого военно-технического «сотрудничества» является Венесуэла, задолжавшая России за поставки оружия более $3 млрд.
Говоря о политическом эффекте от российско-турецкой оружейной сделки, следует признать, что её реализация вызвала кризис в американо-турецких отношениях. Другой вопрос, насколько этот эффект будет длительным. Не секрет, что действия турецкого президента зачастую непредсказуемы, и он в прошлом предпринимал по отношению к нашей стране откровенно недружественные шаги. Реджеп Тайип Эрдоган мнит себя новым султаном, пытается вернуть Турции былой статус и возможность на равных говорить с ведущими мировыми игроками. Прямым подтверждением этого является позиция турецкого руководства по Ливии. Помимо получения доступа к современным технологиям, покупка российских ЗРС С-400 в кредит является средством давления на Вашингтон. В силу уникального географического положения Турции США и европейские страны НАТО кровно заинтересованы в удержании Анкары в круге своего влияния. Даже если допустить, что Запад смирится со взбрыками Эрдогана, следует помнить, что он не вечен. После подавления военного путча Реджеп Тайип Эрдоган осуществляет жесткую чистку в вооруженных силах и государственных структурах. Его авторитарные методы правления вызывают рост недовольства в стране, что усугубляется отсутствием экономического роста.
В прошлом Москва традиционно считалась геополитическим соперником Анкары. С учётом того, что руководство Турции всегда занимало проамериканскую позицию, а турецкий генералитет обучался в американских военных академиях, наивно считать, что взгляды турецкого истеблишмента в ближайшее время кардинально изменятся. Так или иначе, даже при наличии серьёзных споров с США речи о выходе Турции из НАТО и ликвидации американских военных баз не идёт. Турция по-прежнему кровно заинтересована в финансовой и политической поддержке, в доступе к современным вооружениям и передовым технологиям. С большой долей вероятности может случиться так, что следующий турецкий лидер в полном объёме восстановит отношения с Вашингтоном, и Анкара, как прежде, будет в числе наиболее верных союзников США.
Ссылка