Пенсионная бомба отложенного действия: чем грозит россиянам система ИПК.
Новая пенсионная «бомба» не рванет ближайшей осенью. Это хорошая новость. Плохая же новость в том, что «бомба» вовсе не обезврежена, хотя в роли «сапера», по слухам, выступал сам президент страны. Пока что «взрыв» только перенесен на более поздний срок — 2020 год.
У «бомбы» есть конкретное название — индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), и власти готовят ее к испытанию на людях уже не первый год. Суть ее в том, чтобы побудить людей самих откладывать себе средства на старость, не рассчитывая только на государство. В общем, упаковка у новой «бомбы» — самая что ни на есть привлекательная и благородная. Сколько сейчас получает среднестатистический российский пенсионер? Тысяч 13–14. Лет через пять, как обещает правительство, будет получать тысяч 18–20. С учетом инфляции все это — очень маленькие цифры: на грани выживания. Чтобы сделать их больше, работающих граждан хотят убедить откладывать часть своего заработка на старость.
На словах звучит прекрасно. Но на деле денежные власти хотят сделать эту систему принудительной. То есть попросту обязать людей, независимо от их желания, материального достатка и жизненных обстоятельств, делать взнос в систему ИПК: в первый год — 0%, следующий — 1%, затем — 2%, и так до 6%. В этом-то и заключается «бомба»: нашу зарплату без нашего согласия хотят сократить на 6% — в обмен на обещание, что когда-нибудь, когда мы станем старыми, нам эти деньги вернут.
Руководителей финансово-экономических ведомств в таком подходе абсолютно ничего не смущает. Они вполне готовы загнать нас в «пенсионный рай» дубиной. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина еще в начале этого года говорила, что система ИПК — простая, понятная, надежная и устойчивая бизнес-модель, которая инициирует появление в России «длинных» денег. А в марте министр финансов Антон Силуанов заявлял о готовности законопроекта об ИПК и необходимости его скорейшего принятия. Речь шла уже о текущей, весенней сессии, что давало возможность запустить систему ИПК чуть ли не в нынешнем году. При этом массовость новой системы ЦБ и Минфин рассчитывали обеспечить за счет так называемой «автоподписки» согласно 158-й статье Гражданского кодекса — молчание как выражение воли. То есть если конкретный работник не написал официального отказа от участия в системе ИПК — он считается согласившимся на нее.
Конечно, общественность сразу распознала подвох и потребовала добровольности участия в ИПК. Волна социального негатива начала нарастать, а с учетом того, что страна только-только пережила болезненный подъем пенсионного возраста, грозила превратиться в девятый вал. Поэтому все дальнейшие действия власти проходили «под ковром», откуда и происходили определенные утечки. Согласно им ЦБ и Минфин свою версию законопроекта подготовили, но решающее слово было за президентом. В июне он якобы это слово сказал: «Только добровольно». Но это обессмысливало весь замысел финансовых начальников. Ведь кто добровольно, в здравом уме и твердой памяти подпишет себя на тупое понижение собственной зарплаты в пользу государства?! Подавляющее большинство россиян, как показывают абсолютно все соцопросы и исследования, с трудом сводят концы с концами, тратят едва ли не все свои деньги на еду, лекарства и оплату «коммуналки», а приобретать что-то серьезное могут позволить себе только в кредит. За который потом расплачиваются годами экономии на всем. И в этих условиях еще и добровольно отстегивать от 1 до 6% государству? Как говорится, ищите дураков.
Да, конечно, у нас есть люди, которые живут в достатке и даже богато — их абсолютное меньшинство, но они есть. Однако и этим счастливчикам добровольный ИПК, надо полагать, ни к чему: уж они-то явно найдут способ самим, без государства, позаботиться и о собственной старости, и о безбедной жизни своих детей и внуков.
Казалось бы, на этом энтузиастам ИПК надо бы успокоиться и закрыть вопрос — особенно с учетом мнения президента, если слух не врет. Однако, согласно все тем же утечкам «из-под ковра», Эльвира Набиуллина не смирилась с утратой колоссальных сумм, которые можно было так лихо с нас содрать, и предлагает перенести обсуждение системы ИПК на 2020 год. Возможно, власти к тому времени придумают какой-нибудь «компромиссный» вариант: например, принудительно записывать в ИПК не всех подряд, а только людей с определенным уровнем дохода — скажем, свыше 70–80 тысяч в месяц…
Побороться тут есть за что. Цена вопроса, по официальным оценкам, — 600 млрд рублей в год, по неофициальным — в два раза больше. Ради таких барышей можно «ослушаться» даже президента. Да, формально эти деньги — собственность граждан, но по факту ими будет распоряжаться государство. А как они распоряжаются нашими деньгами, наглядно демонстрирует «заморозка» ранее сделанных пенсионных накоплений. Напомним, что те пенсионные накопления, которые поверившие в реформы россияне сделали к 2014 году, власти, сославшись на кризис, преспокойно заморозили и не собираются размораживать. А в прошлом году беззастенчиво признались, что эта операция позволила им сэкономить 2 трлн бюджетных денег. Еще раз: власти «сэкономили» на том, что попросту не вернули гражданам их деньги. Спрашивается, что им помешает провернуть подобный трюк и с деньгами, собранными за ИПК?
Благо за новыми кризисами дело не станет. Оглядываясь на нашу новейшую историю, в этом сомневаться не приходится. В отличие от сохранности наших денег, которые с нас начнут сдирать в ИПК, если «бомба» все-таки взорвется.
https://www.mk.ru/economics/2019/07/14/ … a-ipk.html