Заметка: "Власти ЛДНР не признают массового оттока населения. А что будет, если раздать Донбассу российские паспорта? В Донецке и Луганске посчитали количество населения в республиках. Результаты получились достаточно оптимистичные, хотя и не особо правдоподобные. Так, по мнению сотрудников Министерства социальной политики, в ДНР проживает 2,27 млн., а в ЛНР – 1,45 млн. человек.
Сравнивать эти показатели с довоенными некорректно, так как размеры ДНР и ЛНР существенно отличаются от размеров довоенных Донецкой и Луганской областей. Тем не менее, для наглядности можно сравнить население самих Донецка и Луганска. Так, если в Луганске в 2013 году проживало 465,1 тыс. человек, сегодня там насчитывается 429 тыс. жителей; в Донецке население снизилось с 949,8 тыс. человек в 2013 году до 939 тыс. человек (по данным glavstat.govdnr.ru).
Эта картина чрезмерно оптимистичная. Чтобы понять, до какой степени обезлюдели Донецк и Луганск, достаточно пройтись по улицам этих городов в вечернее время, когда все должны быть уже дома. Причем, в столицах республик ситуация лучше, чем в периферийных городках.
Секреты республиканской статистики понятны – посчитали не только тех, кто действительно проживает в ЛДНР, но и тех, кто прописан и просто числится. Выяснить истинное положение дел не представляется возможным – для того, чтобы понять, действительно ли человек проживает в своей квартире, уехал он на заработки в Россию или на Украину, проживает в соседней республике или давно уже отдал Богу душу, нужно устраивать самую настоящую перепись населения.
Первые шаги к этому важному шагу уже осуществляются – в республиках решили отдавать брошенные квартиры в многоэтажках врачам, педагогам и социально незащищенным гражданам. Вероятно, дивиденды от переписи могли бы с лихвой окупить расходы на ее проведение и обеспечить жильем сотни, если не тысячи граждан, чьи дома и квартиры были уничтожены обстрелами ВСУ, однако пока подобная практика применяется не слишком широко.
А пока приходится обходиться ущербной и политически ангажированной статистикой. Если верить данным ООН, на апрель 2015 года более 800 тыс. жителей территории бывших Донецкой и Луганской областей подали запросы на получение убежища в России и Белоруссии, еще около 1,2 млн. бежали от войны на Украину. С тех пор многие из беженцев вернулись домой, но некоторые уже повторно покинули родные дома, отправившись на заработки.
Весной 2016 года жители Донбасса массово возвращались из России – буквально на глазах прибавлялось народу на улицах. Тем не менее, значительная их часть, повидавшись с родными и уладив дела, вернулась в Россию – после российских зарплат доходы в ЛДНР показались им смехотворными.
Позже, с 2017 года, начался постепенно нарастающий исход жителей Донецка и Луганска из Украины. Стремительно падающий уровень жизни и растущая стоимость энергоносителей, а порой даже откровенная дискриминация делают пребывание жителей Донбасса в украинских реалиях неприемлемым. Тем не менее, значительная часть в скором времени также отправляется на заработки в Россию – в республиках можно прожить, но нельзя заработать.
Еще в 2015 году проблемой для ЛДНР было найти оплачиваемую работу (не считая службы в Народной милиции). Теперь не хватает рабочих рук – не достает врачей, педагогов, шахтеров, чиновников – жить и работать в республиках остаются либо действительно убежденные сторонники Новороссии, либо те, кому проблематично найти себя в России. Нехватка кадров ощущается даже в армии – службе с риском для жизни многие предпочитают работу в сопредельном государстве.
В отличие от украинцев, жителям Донбасса куда проще устроиться в России. Вопрос не только в симпатии россиян к жителям Новороссии, но и в миграционных поблажках. В отличие от жителей Украины, вынужденных возвращаться домой после 90 дней пребывания в РФ и следующие 90 дней жить дома, население ЛДНР может выезжать домой раз в полгода и, как правило, тут же возвращаться назад в Россию.
В декабре 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал закон № 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Вступив в силу этот документ значительно упростит получение российского гражданства для жителей Донбасса. Причем, речь будет в первую очередь не о беженцах, давно находящихся на территории РФ (подавляющее большинство практически сразу вслед за удостоверением о временном убежище получало РВП, а затем и вид на жительство).
Вероятно, в значительной мере закон будет направлен на выходцев с подконтрольной Украине территории – тех, кто изначально выступил против режима «евроинтеграторов» и тех, кто все эти годы молчал, но больше не видит будущего в родных краях. По мере уничтожения украинской промышленности и сельского хозяйства таких людей становится все больше. Разумеется, для России, также страдающей от депопуляции, выгодно способствовать исходу украинских квалифицированных кадров не в Польшу или Германию, а на территорию РФ.
Тем не менее, нововведением, скорее всего, воспользуются и те жители ЛДНР, кто до этого колебался – стоит ли перебираться в Россию, опасаясь сложности бюрократических процедур. Как минимум, переезд в РФ будет дополнительной альтернативой для населения Новороссии, утомленного низкими зарплатами и тотальной неопределенностью.
Бесперспективная толчея вокруг Минских договоренностей и обесценивание лозунгов 2014 года (вместе с гибелью или изгнанием из республик большинства людей, являвшихся иконами становления Новороссии) на фоне вялотекущих боевых действий измотали людей. Равно как и низкие, даже ниже украинских, зарплаты – для традиционно богатого Донбасса это особенно оскорбительно. Все это вполне достаточные основания, чтобы стать участником программы переселения соотечественников.
Если экономическая и политическая ситуация в ЛДНР не изменится к лучшему и, тем более, если она будет ухудшаться, процесс оттока жителей в Россию, усугубленный отрицательным приростом населения, очень скоро приведет к цепной реакции, когда уменьшение количества учеников будет приводить к отъезду учителей, а отъезд шахтеров влиять на сектор услуг и т. д. Рано или поздно может сложиться ситуация, когда в республиках останутся преимущественно военнослужащие и их семьи, а также пенсионеры. Уже сегодня в ДНР около 650 тыс. пенсионеров.
Что же касается улучшения социально-экономической ситуации в ЛДНР – тут, как это ни удивительно, все зависит в первую очередь самих республик, их правительства и народа. Новороссия не в силах остановить кровопролитие и не в силах существенно увеличить свои доходы, которые в значительной мере состоят из финансовой помощи РФ. Однако местные власти могут и обязаны оптимизировать использование бюджетных средств, эффективно использовать существующие ресурсы, способствовать сохранению и восстановлению промышленности, внедрять эффективные социальные программы.
Понятно, что сказать подобное просто, а вот сделать – наоборот. Тем не менее, если население Новороссии желает жить дома и дома же растить своих детей и внуков, они должны требовать от правительства реальных результатов. К сожалению, пока чаще приходится слышать бравурные спичи и наблюдать ура-патриотические мероприятия, чем сталкиваться с позитивной динамикой."