Изменения коснулись как экстерьера, так и интерьера винтовки. Я не буду вдаваться в подробности, описывая изменения конструкции механизмов и деталей элементов автоматики оружия. Скажу только одно: они есть и должны обеспечить «младенцу» преимущество перед «родителем» в части увеличения живучести деталей, повышения надежности работы в нормальных и затрудненных условиях эксплуатации, точности и кучности стрельбы. Если с первыми двумя характеристиками ясность будет наступать постепенно, по мере накопления опыта практической эксплуатации в различных подразделениях, то с точностью и кучностью мы в состоянии разобраться на первых же практических стрельбах. Что, собственно, и было сделано.
Здесь следует отметить, что разбираться, по большому счету, следует только с кучностью стрельбы, поскольку точность обеспечивается правильным приведением оружия к нормальному бою. Так вот, по результатам стрельбы из положения «лежа с упора» на 100 метров патронами СП-5 сериями по 5 выстрелов лидера выявить не удалось: по кучности стрельбы как «дедушка», так и «внучок» практически паритетны. Из каждого образца было произведено по три серии выстрелов с использованием штатного оптического прицела и по две серии с механическим прицелом. При этом в силу особенностей подходов к конструированию «тогда» и «сейчас» отстрел «дедушки» произошел значительно быстрее. Причина в том, что отстрел проводился по схеме «оптика-механика-оптика-механика-оптика». Если с «дедом» все просто и понятно: последовательно отработал пять серий и пошел смотреть результат, то со «внуком» сложнее: после каждой серии с оптическим прицелом приходилось его снимать для работы с «механикой». Соответственно, следом требовалось аккуратно и внимательно устанавливать «оптику» обратно.
Причина проста: при установленном оптическом или ином прицеле «механику» у «внучка» не видно. Совсем. В отличие от «деда». А почему «внимательно и аккуратно» — это отдельная история, ее мы расскажем в следующем материале. Когда-нибудь позже. А пока вернемся к объекту исследования.
«Внук» начисто лишился боковой планки для установки прицельных приспособлений. Лично я иначе как диверсией назвать это не могу. Да, планка Пикатинни несет ту же функцию – база для оптических и оптико-электронных прицелов, но практически для бойца она несет ее хуже, чем проклятая боковая планка.
Разумеется, такую позицию требуется обосновать, хотя бы кратко. В целом появление планки Пикатинни на отечественном стрелковом оружии было обусловлено распространением на рубеже 90-х и начала 2000-х годов сначала в среде гражданских стрелков, а затем и в специальных подразделениях приборов прицеливания иностранного производства, имевших определенные преимущества перед стоявшими на снабжении отечественными прицельными комплексами.
Реальность была таковой, что наиболее широко распространенные советские и российские оптические прицелы по своим техническим характеристикам сильно проигрывали появившимся изделиям именитых производителей: Nightforce, Leupold&Stevens, Shmidt&Bender, Aimpoint и т.д. и т.п. Для использования с отечественными образцами оружия импортных прицелов сначала «колхозились» кронштейны буквально каждым владельцем индивидуально. Затем появились различного рода переходные кронштейны, в том числе промышленного производства, как со стандартного для советско-российского спортивно-охотничьего оружия верхнего «ласточкиного хвоста», так и с боковой планки, на стандарт «Picatinny rail». С учетом того, что в тот же временной период отечественные предприятия находились в серьезном упадке, а на российский рынок вышли иностранные производители оружия и оптики, предлагающие широчайший ассортимент своей продукции в самых разных ценовых категориях, переход на планку Пикатинни в гражданском оружии был лишь вопросом времени, определяемом ростом потребительского спроса.
Что касается армии и других силовых структур, то здесь все представляется не таким однозначным. Дело в том, что подавляющее большинство находящегося в войсках оружия исторически имеет в качестве стандартного места для установки оптических прицелов боковую планку. Находящееся на хранении оружие – тоже. Точно такая же история с имеющимися в огромных количествах на складах и в частях приборами прицеливания. Таким образом, отсутствие боковой планки на выполненном в соответствии с новыми веяниями оружии автоматически отсекает возможность использования в случае выхода из строя штатного для ВССМ прицела 1П86 имеющихся практически повсеместно прицелов линейки ПСО-1 и им подобных. То же самое, только в еще большей степени, касается ночных прицелов.
Кроме обозначенного момента, создающего проблемы только экономического и логистического плана, существуют и другие, напрямую касающиеся эксплуатации и применения оружия. Начну с вопроса приведения оружия к нормальному бою. В соответствии с требованиями «Наставлений», все советско-российское длинноствольное стрелковое оружие нормального и крупного калибра приводится к нормальному бою на дальность 100 метров. При установке оптического прицела первичная его выверка проводилась по механическому прицелу, и установленные на боковую планку оптические прицелы линию визирования механического прицела не перекрывали. С ВССМ – дело иное. Произвести выверку по «механике» не выйдет. ТХП и комплекты КППО имеются далеко не в каждом подразделении. Где имеются – не всегда быстро возьмешь, а если и взял – не факт, что полностью укомплектованы и в рабочем состоянии. «Зацепиться» на 100 метров первым выстрелом не всегда удается даже за щит размером в полторы «грудных». Интересная ситуация, правда? В отличие от винтовок с ПСЗ произвести «холодную» выверку по каналу ствола у ВССМ тоже не выйдет: заглянуть с казенной части в ствол не позволяет конструкция ствольной коробки. Да, можно использовать зеркало, но к чему все эти танцы, если у «старичка» «Винтореза» эти вопросы не возникают в принципе?
В практике нередки случаи, когда оружие подвергается внешним воздействиям: падения, удары при перемещениях, особенно при загрузке и выходе из транспорта (далеко не редкость). Если на «дедушке» проверка на «сбил или не сбил оптику» быстро и легко проводилась по удаленной точке, то у «внучка» с этим возникают серьезные проблемы, что точно не добавляет уверенности вооруженному им бойцу.