обратимся к еврейскому источнику. Это статья В. М. Хитерер «Еврейские погромы на Украине в октябре 1905 года», опубликованная обществом «Еврейское наследие».
Если Кишиневский погром 1903 года по мнению, опубликованному в Краткой Еврейской энциклопедии, был беспрецедентным («кол-во жертв (убито 49 и ранено 586 чел.) было беспрецедентным»), то «во время октябрьских погромов 1905 года было убито 3,5-4 тысячи человек и около 10 тысяч ранено» (В. М. Хитерер, далее выдержки из ее статьи будут приводится без указания ссылки). Как видите, размеры жертв несопоставимы. Между прочим, «во время кишиневского погрома 1903 года ожесточенное побоище началось после того, как евреи применили огнестрельное оружие и убили трех погромщиков, в том числе одного ребенка» (М. Л. Размолодин, «О консервативной сущности черной сотни»).
Читаем дальше у Хитерер: «Октябрьские погромы 1905г. - первые массовые ПОЛИТИЧЕСКИЕ погромы в истории еврейского народа». Политика, вот оно что. Октябрь 1905 года – пик первой русской (гм-м…) революции. 17 октября был опубликован царский манифест, дарующий гражданские и политические свободы. Либералы были удовлетворены, но революционным партиям этого показалось мало. Они хотели получить власть не парламентским путем, а вооруженным. Вот после этого и прокатилась волна еврейских погромов. Почему еврейских?
Погромы были «организованы для подавления революционного движения царским правительством. Они были направлены против евреев и интеллигенции как наиболее активных участников революционного движения. Евреи участвовали в революционном движении в 6-9 раз интенсивнее, чем другие национальности».
А если учесть, что революционные партии – эсеры, большевики, бундовцы делали упор на вооруженный террор (под разным «соусом», конечно), то становится понятным и подоплека этих погромов. Впрочем, Хитерер довольно прозрачно об этом пишет (возможно, непроизвольно выдавая подробности): «Наиболее кровавый погром в октябре 1905г. был в Одессе, там погибло около 500 человек. Большинство жертв одесского погрома составили расстрелянные войсками и полицией члены самообороны».
Отряды самообороны создавались социал-демократами Бунда и сионистами Поалей Циона (после революции Поалей Цион стала называться Еврейской коммунистической партией). Это были боевые отряды. Голда Меир в своих воспоминаниях писала: «Пинские евреи стали готовиться защищать себя оружием и самодельными бомбами». А самооборона, не трудно понять, зачастую переходит в нападение.
Если учесть, что вооруженных группировок среди христианского населения не было, то появление боевых отрядов евреев-революционеров (да еще и в количестве – только в Киеве в отрядах самообороны было 1,5 тысячи человек, в Одессе – несколько тысяч) было расценено как начало беззакония и гражданской войны.
«Почву для погромов во многом подготовляла сионистская и революционная литература. Некоторые листовки предлагали замуровать царя в стену живым, а царевича распять, в чем «Русское знамя» находило ритуальный подтекст: “вероятно для... истязания его младенческой крови”» (М. Л. Размолодин, «О консервативной сущности черной сотни»). «На возможную причастность сионистов к провоцированию погромов в октябре 1905 года указывает то обстоятельство, что во многих городах империи (Ярославль, Тамбов, Тверь и др.) выстрелы в верноподданнические демонстрации и крестные ходы производились именно из домов, принадлежавших евреям» (там же).
В самый канун волны погромов состоялась Всероссийская октябрьская политическая стачка. «В стачках почти повсеместно участвовали одни еврейские рабочие. Русские же рабочие не везде присоединялись. Те же предприятия, где работали исключительно русские рабочие, во многих местах вовсе не примыкали к стачкам. В целом ряде городов при попытках остановить заводы и фабрики русские рабочие оказывали сильное сопротивление. Так обстояло дело в Минске, Бобруйске, Пинске, Дубровне, Бердичеве, Брест-Литовске». (Нахум Бухбиндер. «9 января и еврейское рабочее движение», «Красная летопись» №1, 1922 г.). Кстати, историк Бухбиндер после революции служил в Комиссариате по еврейским делам.
Итак, большинство погибших во время одесского погрома были боевиками. В Киеве «среди участников и руководителей революционного движения в городе большинство составляли молодые евреи», - продолжает Хитерер. Интересно, но «в Киеве во время погрома убито 47 человек, среди которых евреев оказалось 12 (25%) ((М. Л. Размолодин, «О консервативной сущности черной сотни»). Всего же в течение двух недель октября 1905 года в «погромах погибло 1622 человека, из них евреев – 711 (43%); ранено 3544 человека, из них евреев – 1207 (34%)» (там же).
А началось все с событий 18 октября, когда в городе «состоялись митинги и демонстрации, в которых участвовало много студентов, учащихся и еврейской молодежи» (Хитерер). «После опубликования Манифеста 17 октября во многих городах империи сионисты как по команде вышли на демонстрации под знаменами с надписями: «Наша взяла!» и «Сион», как будто нарочно указывая погромщикам объект избиений» (М. Л. Размолодин, «О консервативной сущности черной сотни»). И как следствие этого «революционные выступления в Киеве 18 октября послужили поводом для начала погрома» (Хитерер).
Вот и все. «Октябрьские погромы в городах Украины продолжались от 1 до 5 дней, до полного подавления в них революционного движения», - сообщает Хитерер. Если бы не удалось подавить боевиков из Бунда и Поалей Циона, кто знает, не произошли бы киевские (и не только) события 1918 года (Киевская ЧК) на дюжину лет раньше? В октябре 1905 года погибло 47 человек, а в застенках Киевской ЧК – 12 тысяч. Так же, как прошел стороной тот факт, что различными революционными боевиками в результате террористических актов в 1901-1911 годах было убито и ранено 17 тысяч человек (по данным А. Гейфман).
А по данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» П. Ф. Булацель (расстрелян чекистами в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, то есть менее чем за два года, были убиты и тяжело ранены 32 706 человек простого народа. Среди убитых было немало руководителей местных отделов и активистов Союза русского народа.