СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Вторая мировая война » Тухачевский: мнения, факты и т.д. - 3


Тухачевский: мнения, факты и т.д. - 3

Сообщений 751 страница 780 из 784

751

Fs81 написал(а):

Тухачевский не имел права иметь мнения своего-он военный человек

что значит - не имел права? я даже не буду сейчас напоминать о том, что военные входили в состав ЦК партии и как члены ЦК обладали реальной властью в любых вопросах, от внешней политики до развития рыболовства на Каспии.
напомню, что Тухачевский, Блюхер, Будённый, Егоров были кандидатами в члены ЦК. 
но самое главное - все вопросы от стратегического развития ВС до внешней политики не строятся без мнения военных

0

752

Fs81 написал(а):

но первое что сделал,приказал обобщать опыт Испанской войны.

любой опыт любой войны обобщается - вопрос насколько качественно это делается и что даёт

0

753

Дудуков написал(а):

любой опыт любой войны обобщается - вопрос насколько качественно это делается и что даёт

Почитайте сборники по Испанской войне-2й том уже вышел)

0

754

Fs81 написал(а):

Почитайте сборники по Испанской войне-2й том уже вышел)

накой мне читать сборники по Испанской войне, если я знаю результат этой войны?

0

755

Дудуков написал(а):

накой мне читать сборники по Испанской войне, если я знаю результат этой войны?

На тот счет, как наши обобщали опыт-сборники разведупра.

Отредактировано Fs81 (2020-09-05 12:26:55)

0

756

Fs81 написал(а):

приказал обобщать опыт Испанской войны.

После своего выступления в Кремле в феврале 1937 года Армана Поля, где он сказал, что нам нужны новые танки а Т-26 - это дерьмо, его через пару дней посадили. Во такое обобщение опыта

0

757

Fs81 написал(а):

Т.е растреливал и убивал  командиров так?И вы что нибудь слышали о конфликте на КВЖД и роли там Блюхера советую пару роликов посмотреть прежде чем судить,да и на Хасан не мешало бы Вам съездить,весело там перед конфликтом было.

Нет, расстреливал и убивал он много раньше тридцатых. Вопрос в другом - РККА тридцатых годов зрелище очень печальное. Почему этого не замечал МНТ для меня загадка. Вопиющие отсутствие дисциплины снизу доверху. Мне как человеку служившему в СА восьмидесятых дико читать о том, какая дисциплина была в РККА. Как вы считаете, почему Тимошенко целеустремленно боролся за дисциплину и порядок, почему Тимошенко всерьез занялся подготовкой пехотинца будучи наркомом обороны , а МНТ этого просто не замечал? Занимался глобальными проектами типа картонных Кристи и Виккерса?

"...  Многим командирам запомнился, например, разбор учений 137-й стрелковой дивизии, сделанный наркомом 22 августа.

— Боевая подготовка роты, батальона, полка и дивизии, — подчеркивал Семен Константинович, — это главное звено в достижении боеготовности войск. Твердо шагать вперед по пути совершенствования искусства воевать можно лишь тогда, когда отработана каждая частица, из которых слагается в целом могущественный механизм армии. Опыт показывает, — продолжал он, — что условия войны очень сложны и, если войска не будут хорошо подготовлены, [117] это приведет к излишним, ничем не оправданным жертвам. Опыт последних войн диктует нам необходимость перестройки работы так, чтобы она выражалась в инициативной деятельности каждого: от бойца, командира среднего звена до самого старшего военачальника... Наши красноармейцы, командный состав и политработники, — отметил маршал, — храбрый и замечательный народ. У них нет недостатка в мужестве и преданности Родине. Но эти качества нужно дополнить упорным, продуманным обучением, чтобы они в совершенстве овладели искусством воевать в самых сложных условиях современной войны.

С 4 по 7 сентября Нарком обороны и начальник Генерального штаба присутствовали на тактическом учении 6-й стрелковой дивизии. Отрабатывалось преодоление предполья авангардом дивизии и прорыв главными силами укрепленной полосы противника. Перед усиленным авангардным (125-м стрелковым полком) была поставлена задача: совершить 36-километровый марш, преодолеть предполье обороняющегося "противника", обеспечить развертывание и подготовку главных сил дивизии к прорыву укрепленной полосы.

Марш прошел в целом удовлетворительно, хотя и были допущены отдельные недочеты. Части дивизии не особенно утруждали себя на марше расчленением и укрытием от "вражеской" авиации. В этой связи Тимошенко заметил, что "у противника есть такие же средства борьбы, как и у нас. Если бы в боевой обстановке авиация противника застала полк на привале, а противовоздушной обороны не было бы организовано, — упрекнул участников учения Нарком, — то полк понес бы большие потери".

Семен Константинович привлек внимание к старому, всегда актуальному вопросу, обсуждавшемуся еще в годы гражданской войны, о месте командира подразделения в бою. На учении командиры рот, как правило, находились впереди, командиры батальонов старались оторваться от второго эшелона поближе к первому. "Стремление быть впереди, — говорил он на разборе, — хорошее качество, но нужно всегда помнить, что командир является первоочередной целью для противника... Нужно выработать в себе такие качества управления своим подразделением, чтобы вы могли управлять им, находясь не впереди, а где-то в глубине подразделения.

Вы обязаны выработать в себе чутье, где лучше занять место, чтобы лучше просматривалось направление, возможное для наступления, чтобы ваше расположение обеспечило связь с соседом, чтобы вы могли (это нужно в первую очередь учитывать) хорошо просматривать свой боевой порядок, чтобы могли одновременно видеть и регулировать все то, что у вас находится в подчинении... А если вы этого не поймете и будете постоянно лезть в переднюю шеренгу, уверяю вас, в боевой обстановке полезете не на передний край, а в могилу. То, о чем я вам говорю, проверено на опыте.

Осенью 1940 года Главное управление политической пропаганды выпустило книгу "Школа боевой учебы. Народный комиссар обороны СССР Герой и Маршал Советского Союза С.К.Тимошенко на тактических занятиях". В ней обобщался опыт учений, определялись конкретные задачи личного состава Вооруженных Сил.

От командиров подразделений, частей и соединений требовалось обучать личный состав в поле, на местности. "Полевые условия, приближенные к условиям войны, — указывал нарком, — закаляют бойца физически, прививают ему навыки, столь необходимые в бою, воспитывают его в духе уверенности в своих силах. Бой нередко затягивается на длительное время, ведется круглосуточно, обстановка постоянно меняется. Для того, чтобы командир умел направлять действия вверенных ему войск, он должен много учиться, в том числе на местности".

В качестве второго важного требования выдвигалась задача исключить шаблон в действиях войск на поле боя, широко применять военную хитрость, добиваться внезапности нанесения ударов по противнику, надежно поражать его огнем всех средств. "Надо учиться наступать, сообразуясь с обстановкой, применяя различные приемы разгрома врага, в зависимости от того, какая решается боевая задача, — учил маршал. — Действия всегда должны быть решительными, базироваться на точном знании противника, условий местности. Поэтому нельзя беспечно относиться к разведке. Мы обязаны добиться, чтобы впредь войсковая разведка была и в мирное время не формальной, а по существу".

Учиться управлять войсками — третье требование к командирам всех степеней. "Надо сказать, — отмечал генерал армии Г.К.Жуков, в то время командующий  Киевским Особым военным округом, — что С.К.Тимошенко боевую подготовку бойца, подразделений и частей знал хорошо и любил это дело. С назначением его Наркомом обороны в боевой подготовке войск был взят правильный курс... Особенно много мы стали заниматься разведкой, боевым использованием местности". Большое внимание уделялось огневой, тактической и физической подготовке бойцов.

Семен Константинович и сам служил примером физической выносливости. Генерал А.Д.Окороков, который осенью 1940 года был комиссаром стрелкового корпуса, проводившего учение с боевой стрельбой, вспоминает:

— Настал момент, когда после переноса артиллерийского огня пехота начала наступать на расположение "противника". Семен Константинович выскочил из укрытия и рванулся вперед, на новый наблюдательный пункт. Высокий, худой, подтянутый человек с маршальскими знаками отличия бежал впереди и первым поднялся на высокий холм. Честно говоря, мы такого не ожидали... Я изо всех сил стремился выдержать темп бега и прибежал вслед за Тимошенко, изрядно запыхавшись. Маршал улыбнулся и похвалил за спортивную подготовку...

Тактические учения, проведенные летом и осенью 1940 года во всех частях и соединениях, явились одним из важнейших этапов боевой подготовки Красной Армии в условиях приближавшейся войны. На полях учений, в условиях, максимально приближенных к военной обстановке, проверялись качества бойцов, командиров и политработников, закреплялись знания, полученные за летний период обучения, приобретались практические навыки действий на поле боя. "Теперь, — отмечал, вспоминая о событиях того времени один из ветеранов Красной Армии, в то время командир части, И.С.Лыков, — как этого требовал маршал С.К.Тимошенко, бойцов и командиров стали учить тому, что они должны делать на войне, максимально приближая обстановку занятий и тактических учений к жестким условиям реального боя.

...Еще один очень важный вопрос всегда находился в центре внимания Тимошенко. Он хорошо понимал, что поднять в короткие сроки боеготовность и боеспособность войск невозможно без коренного улучшения воинской дисциплины, состояние которой вызывало серьезную озабоченность. Во время войны с Финляндией в войсках были случаи саморанений и дезертирства красноармейцев и младших командиров, а также уклонений от участия в боевых действиях. Далеко не лучшим образом обстояли дела с дисциплиной и в повседневной жизни Красной Армии. Широкое распространение получили самовольные отлучки, наблюдался сон на посту, допускались пьянство и другие проступки. Не случайно в акте о передаче дел бывшим НКО Ворошиловым новому наркому указывалось: "Воинская дисциплина не на должной высоте и не обеспечивает точного выполнения войсками поставленных им боевых задач".

Для выправления положения следовало принять самые крутые и жесткие меры. 8 июля, т.е. ровно через месяц после назначения на пост наркома Тимошенко обратился в Политбюро ЦК ВКП(б) с запиской, в которой указал на то, что предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР наказания за воинские преступления не способствуют укреплению дисциплины в Красной Армии. Так, привлечение рядового и младшего начальствующего состава к уголовной ответственности за самовольное оставление части предусматривалось лишь тогда, когда его продолжительность превышала шесть суток. Ставя вопрос о всемерном ужесточении наказания за самовольные отлучки и другие воинские преступления, Тимошенко писал: "Необходимо пересмотреть Уголовный кодекс РСФСР, особенно главу девятую "Преступления воинские", и издать Указ Президиума Верховного Совета... о воинских преступлениях, который являлся бы общесоюзным законом". И уже 30 июля 1940 года был издан проект нового закона СССР "Об ответственности за воинские преступления".

11 июня 1940 года нарком подписал приказ "О ликвидации безобразий и установлении строгого режима на гауптвахтах", а 6 июля был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за самовольные отлучки и дезертирство" Согласно этому документу, военнослужащие срочной службы, за совершение самовольной отлучки по приговору Военного трибунала направлялись в только что созданные дисциплинарные батальоны на срок от трех месяцев до двух лет.

Однако Тимошенко вскоре убедился, что дисбаты плохо выполняют возложенные на них задачи. Батальоны переполнялись осужденными, среди которых было немало таких красноармейцев, которые совершили незначительные проступки, за что их, если и следовало наказать, то не более строго, чем в дисциплинарном порядке. Нарком потребовал полного изжития подобных случаев.

В целях повышения авторитета командира — непосредственного начальника маршал С.К.Тимошенко в конце июня издал приказ о порядке обращения по служебным вопросам и подачи жалоб военнослужащими. Согласно положений Временного Дисциплинарного устава 1925 года, который действовал до сих пор, военнослужащим разрешалось заявлять жалобу на прямого начальника вышестоящему. В 1940 году случаи обращения с подобными жалобами стали столь частыми, что, это, по мнению наркома, препятствовало дальнейшему укреплению дисциплины. Он отменил статью 22 Устава внутренней службы 1937 года и 7-ю главу Временного Дисциплинарного устава ("О жалобах") утвердив их в следующей редакции: "Категорически запретить обращаться к вышестоящим начальникам по служебным вопросам и жалобам без разрешения на то непосредственных начальников. Каждое обращение военнослужащего не по команде в какой бы то ни было форме рассматривать как нарушение советской воинской дисциплины".

Большое значение в укреплении дисциплины красноармейцев и младших командиров имели изданный в августе 1940 года приказ НКО о соблюдении военнослужащими формы одежды и содержании обмундирования в чистоте и исправности. Исходя из того, что внешний вид — первейший показатель состояния дисциплины военнослужащего и того подразделения, в котором он служит, Тимошенко приказал: "Ежедневно на утренних осмотрах командирам отделений и старшине тщательно проверять состояние обмундирования и обуви каждого бойца. Не оставлять без внимания и требовать от бойцов устранения малейших мелочей и дефектов во внешнем их виде"{17}.

1 декабря 1940 года был введен новый Дисциплинарный устав РККА. В общем разделе его подчеркивалось: "Советская дисциплина Красной Армии должна быть выше, крепче и отличаться более суровыми и жесткими требованиями, чем [135] основанная на классовом подчинении дисциплина в других армиях... Интересы обороны социалистического государства требуют применения к нарушителям дисциплины самых суровых мер принуждения"{18}.

После введения нового Дисциплинарного устава нарком столкнулся с явлением, которое его крайне озадачило и обеспокоило: резко возросло количество извращений дисциплинарной практики, особенно случаев рукоприкладства. Они случались и раньше — правда, крайне редко, и сурово пресекались. Теперь же, ссылаясь на положения Устава о том, что в случае неповиновения, открытого сопротивления или злостного нарушения дисциплины и порядка командир имеет право принять все меры принуждения, вплоть до применения силы, оружия и не несет ответственности за последствия. На этом основании некоторые командиры, да и политработники стали заявлять, что теперь, мол, время уговоров кончилось, надо решительно применять силу по отношению к разгильдяям. И применяли...

Тимошенко с огорчением и досадой признавал, что сам он тоже повинен в распространении этого позорного явления. Проглядел неточные формулировки в Уставе — и вот результат. Из одной крайности — боязни применить решительные меры к нарушителям дисциплины шарахнулись в другую — еще более опасную. Вспомнил себя самого — совсем еще молодого, когда возмущенный жестокостью "его благородия" нанес ему удар и едва не поплатился за это жизнью. Но то было в царской армии, где между офицером и "нижним чином" лежала пропасть. А в РККА, где и боец и командир — сыновья трудового народа и оба именуются "товарищ"? Позор! И он нацеливает командиров и политорганы на решительную борьбу со всевозможными искривлениями дисциплинарной практики.

В то же время нарком уделял серьезное внимание совершенствованию системы поощрений и наград военнослужащих, как важного звена общего комплекса мер по укреплению дисциплины в РККА. Это оказывало положительное влияние на весь воспитательный процесс.

Спустя многие годы, когда у него появилась возможность детально проанализировать свою деятельность на посту Наркома обороны, Семен Константинович констатировал, что сороковой год, несмотря на все ошибки, упущения и издержки можно все же назвать переломным в укреплении дисциплины во всех звеньях вооруженных сил. И если  бы эта работа не была тогда проделана, армия перед лицом вражеской агрессии оказалась бы в еще более тяжелом положении чем это было..."

0

758

Акт о приеме Наркомата Обороны Союза СССР тов. Тимошенко С. К. от тов. Ворошилова К. Е.

7 мая 1940 г.

При приеме Наркомата Обороны тов. Тимошенко от т. Ворошилова в присутствии тт. Жданова, Маленкова и Вознесенского заслушали доклады Начальников Центральных Управлений и установлено следующее:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

1. Утвержденное положение о Наркомате Обороны, утвержденное Правительством в 1934 году устарело, не соответствует существующей структуре и не отражает современных задач, возложенных на Наркомат Обороны. Вновь созданные управления:

Главное Управление Красной Армии,

Управление Военно-Технического снабжения,

Управление снабжения,

Управление продовольственного, обозного и вещевого снабжения, Управление стрелкового и минометного вооружений,

Управление высших военно-учебных заведений,

Управление снабжения горючим и

Управление Начальника пехоты существуют по временным положениям.

Структура других управлений (Ген.штаб, Арт. Управление, Управление Связи, Строительно-квартирное Управление, Управление ВВС и Инспекции) изменена, причем положения об этих изменениях не утверждены.

Наркому Обороны подчинено непосредственно 34 самостоятельных Управления и отдела. При этом положении и недостаточно четком распределении обязанностей между Заместителями Наркома часто имела место задержка в разрешении вопросов, возникающих в управлениях НКО.

2. В разработке и издании уставов, наставлений и руководств, регламентирующих жизнь и деятельность войск, нет твердой системы. В армии имеется до 1080 наименований действующих уставов, наставлений и руководств, из них много временных и устаревших, требующих переработки.

Основные уставы: полевой службы, боевые уставы родов войск, внутренней службы, дисциплинарный — также устарели и требуют переработки. Наряду с наличием большого количества уставов и наставлений — отсутствуют: наставление по вождению крупных войсковых соединений (армий), наставление по атаке и обороне укрепленных районов и наставление для действий войск в горах.

3. Организация Красной Армии в развернутом виде по всем родам войск была утверждена Комитетом Обороны 1 декабря 1939 года и дополнена отдельными формированиями, вызванными войной с белофиннами.

Наличный состав Красной Армии превышал утвержденную Правительством после войны с белофиннами численность на 686 000 человек, подлежащих увольнению в запас с 1 июля.

Большинство войсковых частей существуют по временным штатам, не утвержденным Народным Комиссаром. Штатное и табельное хозяйство запущено. Около 1400 штатов и табелей, по которым войска живут и снабжаются, никем не утверждены и изданы для руководства, как временные.

4. Вопросы военного законодательства и систематизации приказов Наркома Обороны не налажены. Имеется много приказов, требующих отмены или переработки, как устаревших и затрудняющих руководство войсками.

5. Контроль за исполнением отданных приказов и решений Правительства был организован недостаточно. Не было живого действенного руководства обучением войск. Поверка на местах, как система, не проводилась и заменялась получением бумажных отчетов.

ОПЕРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

1. К моменту приема и сдачи Наркомата Обороны оперативного плана войны не было — по Западу -в связи с занятием Западной Украины и Западной Белоруссии; по Закавказью — в связи с резким изменением обстановки; по Дальнему Востоку и Забайкалью — ввиду изменения состава войск — существующий план требует переработки.

Генеральный штаб не имеет точных данных о состоянии прикрытия госграницы.

2. Руководство оперативной подготовкой высшего начсостава и штабов выражалось лишь в планировании ее и даче директив. Народный Комиссар Обороны и Генеральный штаб сами занятий с высшим начсоставом и штабами не проводили.

Контроль за оперативной подготовкой в округах почти отсутствовал. Наркомат Обороны отстает в разработке вопросов оперативного использования войск в современной войне. Твердо установленных взглядов на использование танков, авиации и авиадесантов нет.

3. Подготовка театров военных действий к войне во всех отношениях крайне слаба. В результате этого:

а) в железнодорожном отношении театры военных действий не обеспечивают быстрое сосредоточение войск, их маневр и снабжение;

б) пропускная способность железных дорог к новым западным границам низка и не обеспечивает требования обороны границ;

в) положения об управлении железными дорогами на театре войны, четко определяющего функции органов НКПС и органов ВОСО, а также порядок перевозок, нет;

г) строительство шоссейных дорог идет медленно и ведется многими организациями (Гуждор, Главдорупр, Гулаг НКВД), что приводит к распылению сил и средств и отсутствию общего плана дор. строительства;

д) строительство связи по линии НКС сильно отстает, а по линии НКО в 1940 г. сорвано совершенно, вследствие позднего представления Генштабом и Управлением Связи заявок на строительные материалы и неотпуска таковых. Каблирование и использование уплотненных бронзовых проводов ведется в крайне ограниченном размере;

е) в аэродромном отношении крайне слабо подготовлена территория Западной Белоруссии, Западной Украины, ОДВО и ЗакВО;

ж) ясного и четкого плана подготовки театров военных действий в инженерном отношении, вытекающего из оперативного плана, нет. Основные рубежи и вся система инж. подготовки не определены;

з) план строительства УРов в 1940 г. не утвержден. Исчерпывающих директив по строительству УР в 1940 г. округам к моменту приема Наркомата не дано. Система предполья окончательно не разработана, и в округах этот вопрос решается по-разному. Нет окончательного решения и указаний НКО и Генштаба о содержании в боевой готовности старых укрепрайонов и укрепрайонов строительства 1938−1939 гг., которые должны быть использованы как сильно укрепленный тыловой рубеж. Новые укрепленные районы не имеют положенного им вооружения, а именно недостает: коробов НПС — 3, пулеметных -1114, ДОТ — 4, для 45-мм пушек — 80, для пушек Л 17 — 222, заслонов для ручных пулеметов — 940, ружейных заслонов — 2451; установок: пулеметных — 1208, 45-мм пушек — 520, пушечных Л 17 — 543.

4. В топографическом отношении театры военных действий подготовлены далеко недостаточно и потребность войск в картах не обеспечена.

УКОМПЛЕКТОВАНИЕ И УСТРОЙСТВО ВОЙСК

1. Точно установленной фактической численности Красной Армии в момент приема Наркомат не имеет по вине Главного Управления Красной Армии, учет находится в исключительно запущенном состоянии. Личный состав войск состоял из кадрового и приписного состава; план увольнения приписного состава находится в процессе разработки.

2. Оргмероприятия по стрелковым дивизиям не закончены. Дивизии не имеют новых штатов и существуют по старым, не оправдавшим себя, штатам.

3. Рядовой и младший начсостав Красной Армии по своей обученности разнообразен, в связи с наличием призванных из запаса и призванных в армию лиц различных национальностей.

При укомплектовании армии лицами отдельных национальностей западные округа (КОВО, ЗапОВО и ОДВО) были перенасыщены лицами, не знающими русского языка, что затрудняло их обучение.

4. Положение о прохождении службы рядового и младшего начсостава, изданное в 1931 году, устарело, для руководства непригодно и никто им не пользуется. Нового положения, определяющего порядок прохождения службы, не составлено.

5. По устройству войск — нет положений об управлении частями (полками), соединениями (дивизиями и бригадами). Положение о войсковом хозяйстве устарело и требует переработки. Не разработано положение о полевом управлении войск.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

1. В связи с войной и значительным передислоцированном войск мобилизационный план нарушен. Нового мобилизационного плана Наркомат Обороны не имеет. Мероприятия по отмобилизованию распорядительным порядком полностью не разработаны.

2. Наркомат Обороны не устранил еще следующие недостатки мобилизационного плана, вскрытые при проведении частичной мобилизации в сентябре 1939 года:

а) крайняя запущенность учета военнообязанных запаса, т. к. переучет не проводился с 1927 года;

б) отсутствие единого учета военнообязанных и существование обособленного специального учета железнодорожников, водного транспорта и НКВД;

в) слабость и неналаженность работы военкоматов;

г) отсутствие очередности в отмобилизовании частей, что привело к перегрузке первых дней мобилизации;

д) нереальность планов размещения войск при отмобилизовании;

е) неотработанность плана снабжения обмундированием при мобилизации;

ж) неравномерность подъема по мобилизации военнообязанных, конского состава и автотранспорта;

з) отсутствие твердо установленного порядка в бронировании рабочей силы на военное время;

и) нереальность и неудовлетворительное состояние учета лошадей, повозок, упряжки и автотранспорта.

3. В числе военнообязанных запаса состоит 3 155 000 необученных людей. Плана обучения их Наркомат Обороны не имеет. В числе обученного состава состоят на учете военнообязанные запаса с недостаточной подготовкой и по ряду специальностей мобилизационная потребность в специалистах не покрывается. Плана переобучения специалистов и переподготовки слабо обученного состава Наркомат Обороны также не имеет.

4. По данным Наркомата Обороны, некомплект автотранспорта на военное время составляет 108 000 автомашин, причем это положение вызвано установленными Наркоматом Обороны завышенными нормами обеспечения войск автотранспортом.

5. Наставления по мобилизационной работе в войсках и военкоматах, признанные устаревшими, не переработаны.

СОСТОЯНИЕ КАДРОВ

Некомплект начсостава в армии составляет 21 проц. к штатной численности. Этот некомплект вызван не только увеличением численности армии, но явился также результатом недооценки Наркоматом Обороны вопроса подготовки командного состава.

Установлено, что ежегодные выпуски из военных училищ за последнее десятилетие едва покрывали естественную убыль, не создавая резервов для обеспечения роста армии и образования запасов.

Детально разработанного плана покрытия некомплекта не имеется. Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод — рота, в котором до 68 проц. имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта.

Подготовка комсостава в военных училищах поставлена неудовлетворительно, вследствие недоброкачественности программ, неорганизованности занятий, недостаточности занятий, недостаточной загрузки учебного времени и особенно слабой полевой практической выучки.

Усовершенствование командного состава кадра должным образом не организовано. Недостатком программ подготовки командиров в военно-учебных заведениях является: проведение занятий преимущественно в классах, недостаточность полевых занятий, насыщение программ общими предметами в ущерб военным. В вопросах присвоения военных званий нет твердо установившейся системы и в ряде случаев имела место кампанейщина. Этому способствовало отсутствие периодического аттестования начсостава. Существующий порядок аттестования не выявляет деловых качеств командира и работы командира по боевой подготовке своей части. Происходит это потому, что командный состав недостаточно привлекается к аттестованию, последнее в большинстве случаев проводится политсоставом.

Учет начсостава поставлен неудовлетворительно и не отражает командного состава, имеющего боевой опыт. Кандидатские списки отсутствуют. При назначении командного состава не участвуют начальники соответствующих родов войск и служб, вследствие чего недостаточно учитывается специальная подготовка комсостава.

Нормы убыли начсостава на военное время не разработаны. Не имеется начсостава запаса на первый год ведения войны. Учет и подготовка начсостава запаса находится в неудовлетворительном состоянии.

По данным Наркомата Обороны, для полного отмобилизования армии по военному времени недостает 290 000 человек комсостава запаса. На учете подлежащих призыву имеется 195000 человек. Недостаток комсостава запаса, не считая потери во время войны, составляет 95 000 человек.

Плана подготовки и пополнения комсостава запаса нет.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК

Боевая подготовка войск имеет крупнейшие недочеты. Ежегодно издаваемые Народным Комиссаром приказы о задачах боевой подготовки в течение ряда лет повторили одни и те же задачи, которые никогда полностью не выполнялись, причем не выполнявшие приказ оставались безнаказанными.

Воинская дисциплина не на должной высоте и не обеспечивает точного выполнения войсками поставленных им боевых задач. Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:

1) Низкая подготовка среднего командного состава в звене рота-взвод и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.

2) Слабая тактическая подготовка во всех видах боя и разведки, особенно мелких подразделений.

3) Неудовлетворительная практическая полевая выучка войск и неумение ими выполнять то, что требуется в условиях боевой обстановки.

4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься к огневому валу и отрываться от него; артиллерия не умеет поддерживать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками.

5) Войска не обучены лыжному делу.

6) Применение маскировки отработано слабо.

7) В войсках не отработано управление огнем.

8) Войска не обучены атаке укрепленных районов, устройству и преодолению заграждений и форсированию рек.

Причинами этого являются:

1) Неправильное обучение и воспитание войск. В боевой подготовке войск допускается много условностей, войска не тренируются в обстановке, приближенной к боевой действительности, применительно к требованиям театров военных действий. Войска мало обучаются в поле практическому выполнению всего необходимого для боя. Недостаточно воспитывается и плививается выносливость, физическая закалка и стремление выполнить приказ беспрекословно, точно и быстро, несмотря ни на какие трудности, и преодолевая их. Вместо этого зачастую допускается ложный демократизм, подрыв авторитета командира, особенно младшего.

2) Неправильно построены программы и планы боевой подготовки, приводящие к тому, что рода войск занимаются изолированно, периоды обучения и боевые стрельбы их тождественных подразделений не совпадают по времени и недостаточно обеспечиваются материально.

3) Отсутствует живое руководство и контроль за ходом боевой подготовки со стороны Наркомата Обороны и Управления боевой подготовки Красной Армии.

СОСТОЯНИЕ РОДОВ ВОЙСК

1. ПЕХОТА. В Наркомате Обороны до 1939 года существовало неправильное мнение о том, что пехоту легче подготовить, чем другие технические рода войск. Вследствие этого:

а) вопросам организации, вооружения и подготовки пехоты не уделено должного внимания;

б) пехота подготовлена слабее всех других родов войск;

в) накопление подготовленного запаса пехоты недостаточно;

г) всякие формирования легче всего проводятся за счет пехоты, что вызывает большую текучесть в пехоте;

д) командный состав пехоты плохо подготовлен и имеет большой некомплект;

е) пехотное вооружение отстает от современных требований боя и не обеспечено минометами и автоматами.

2. ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ. Материальная часть ВВС Красной Армии в своем развитии отстает по скоростям, мощностям моторов, вооружению и прочности самолетов от авиации передовых армий других стран. Наркомат Обороны (Управление Военно-Воздушных Сил) не проявил достаточной инициативы и настойчивости по внедрению более современных типов самолетов. Управление Военно-Воздушных Сил не определяло направления развития военной авиации, а приспосабливалось к Наркомату авиационной промышленности. По этой причине ВВС не имеют пикирующих бомбардировщиков и отстают во внедрении современных типов самолетов.

По вооружению отстает внедрение крупнокалиберного оружия. Отработка новых образцов самолетов, испытание и доводка их проходят крайне медленно.

Состояние учета самолетов и моторов неудовлетворительное, а качественный учет совершенно не организован и не ведется/

Авиационные части имеют общий некомплект самолетов 10 проц., в числе имеющихся в частях самолетов 24 проц. составляют устаревшие типы, требующие замены.

Военно-воздушные силы недостаточно обеспечены средствами подогрева и заправки, подвижными ремонтными мастерскими и наиболее ходовыми запасными частями. Склады авиамеханического имущества недостаточны и не удовлетворяют потребности авиационных частей.

Аэродромная сеть недостаточна и не обеспечивает нормальной работы авиачастей и развитие ее отстает от роста Военно-воздушных сил. Организация Военно-воздушных сил в связи со значительным ростом авиации устарела и требует пересмотра и объединения в более крупные авиационные соединения (дивизии). Существующая организация авиабаз не обеспечивает обслуживания передовых оперативных аэродромов и содержания их в рабочем состоянии в течение круглого года.

Летно-технический состав недостаточно подготовлен в бомбометании, в полетах в сложных метеорологических условиях и в стрельбе. Авиационные школы выпускают слабых летчиков, обученных, главным образом, на старой материальной части, и вследствие этого молодых летчиков приходится переучивать в частях.

Вопросы прохождения службы летно-техническим составом не отработаны, в результате чего существует неправильное положение, когда красноармейцы действительной военной службы, после годичного обучения в школах младших специалистов, выпускаются по категории среднего начальствующего состава.

Несмотря на большой некомплект штурманов, подготовка их не организована.

Аварийность и катастрофы в авиации продолжают оставаться высокими вследствие слабой подготовки летного состава, незнания ими материальной части, низкой дисциплинированности, неорганизованности летной работы и безответственности командиров частей и бригад за происшедшие аварии и катастрофы.

3. АВИАДЕСАНТНЫЕ ЧАСТИ не получили должного развития. Существующая двойственность подчинения — по линии УБП (боевая подготовка) и по линии ВВС (снабж. спец. имущ. и обесп. самолетами) отрицательно сказывается на управлении и боевой подготовке авиадесантных частей.

Организация воздушно-десантных частей (маломощные бригады) отстает от современных требований и требует пересмотра в сторону создания более сильных соединений. Внимание к парашютному спорту и его развитие ослаблены.

4. АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА. Развитие механизированных и танковых войск в общей системе вооруженных сил отстает от современных требований массированного применения танков в бою и операции.

Существующие танковые бригады не подкреплены достаточным количеством моторизованных частей. Наркомат Обороны в деле развития танковых и механизированных войск проявил совершенно недопустимую осторожность, вследствие чего удельный вес механизированных войск является низким, а количество танков в Красной Армии недостаточным.

Вооружение танковых частей в своем развитии также отстает от современных требований, в результате чего современные толстоброневые танки внедряются исключительно медленно.

Наличный автобронетанковый парк в течение последних двух лет подвергался напряженной эксплуатации в боевых условиях (Халхин-Гол, поход в Западную Украину и Западную Белоруссию и война с белофиннами), вследствие чего в значительной своей части требует капитального и среднего ремонта. Однако ремонт этих машин, при наличии достаточной ремонтной базы, затягивается из-за отсутствия необходимых запасных частей, Существующие ремонтные комплекты как по количеству, так и по своей спецификации составлены неудачно. Наиболее ходовые детали в них изготовлены в малых количествах и не обеспечивают потребности.

Вопросы организации ремонта боевых машин в полевых условиях разрешены неправильно. По существующему порядку предусматривается отправка боевых машин для ремонта в тыловые мастерские, что задерживает ремонт и не обеспечивает своевременный ввод их в строй.

Эксплуатация существующего автомобильного и тракторного парка поставлена неудовлетворительно, вследствие чего в армии имеется большое количество машин, требующих ремонта. Существующий тракторный парк недостаточен и не обеспечивает полностью подъема материальной части артиллерии на мехтяге.

5. АРТИЛЛЕРИЯ. Наличие материальной части артиллерии по средним и мелким калибрам обеспечивает развертывание артиллерийских частей, но отстает по крупным калибрам. Обеспеченность по 152-мм гаубицам и пушкам составляет 71−78 проц., по 203-мм гаубицам — 44 проц.

Обеспеченность более крупными калибрами (280-мм и выше) совершенно недостаточна. Между тем опыт прорыва линии Маннергейма показал, что для уничтожения и разрушения современных ДОТ 203-мм гаубицы являются недостаточно мощными.

Мелкокалиберные зенитные пушки на вооружении армии до сих пор отсутствуют, обеспеченность ими составляет всего 5,6 проц. По боеприпасам — потребность армий по средним системам обеспечивается только до полутора месяцев, а по тяжелым всего лишь на 2/3 месяца войны. Специальные артиллерийские выстрелы (бронебойные, зажигательные и др.) имеются в крайне недостаточном количестве. Приборами управления, биноклями артиллерия обеспечена недостаточно.

Наличие хранилищ не обеспечивает полностью хранение имеющихся запасов. К моменту приема из-за недостатка хранилищ находилось на открытом воздухе до 14600 вагонов вооружения и боеприпасов, в то же время некоторые склады загружены ненужным материалом.

СТРЕЛКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Внедрение современных образцов стрелкового вооружения (пистолеты-пулеметы и самозарядные винтовки) Наркоматом Обороны производится с опозданием и крайне медленно. По количеству винтовок мобилизационная потребность развернутой армии обеспечивается на 108 проц. без резерва. Убыль винтовок и новые формирования во время войны полностью не обеспечиваются. Перевооружение армии самозарядными винтовками проходит медленно и затягивается.

МИННО-МИНОМЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Наркоматом Обороны не придавалось значения минно-минометному вооружению. В результате. Красная Армия оказалась необеспеченной минометами и неподготовленной к их использованию.

К моменту приема Наркомата, Красная Армия еще не обеспечена полностью минометами. В частях имеется большой некомплект минометов, а минометы крупных калибров существуют только в образцах.

Совершенно неотработанными остаются вопросы использования и применения пехотных и противотанковых мин. Производство и изготовление этих мин не организовано и имеются только опытные образцы.

6. ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА — по своей организации и вооружению отстают от общего развития других родов войск. Обеспеченность существующих инженерных частей основными видами инженерного вооружения, лесозаготовительными и дорожными средствами, средствами водоснабжения, маскировки и электротехники составляет всего 40−60 проц.

Новейшие средства инженерной техники: окопокопатели. средства глубокого бурения, новые дорожные машины — имеются только в образцах и не внедрены на вооружение инженерных войск.

Переправочные средства по количеству недостаточны, особенно по тяжелым паркам. Исключительно низкая обеспеченность инженерных войск по колючей проволоке, составляющая по голодной норме всего 6 проц. потребности.

В подготовке и в вооружении инженерных войск не получили развития и выпали вопросы минного заграждения и разграждения.

7. ВОЙСКА СВЯЗИ — в настоящее время на своем вооружении имеют много устаревших типов телеграфно-телефонных аппаратов и радиосредств. Внедрение новых средств радиотехники проходит крайне медленно и в недостаточных размерах.

Войска плохо обеспечены почти по всем видам имущества связи. Большим недостатком войск связи является отсутствие быстродействующих и засекречивающих приборов.

Организация войск связи и их численность в мирное время не обеспечивают развертывания на военное время и работоспособности частей связи. Существующее отставание в развитии техники связи и нечеткость организации связи привели к тому, что во время похода в Западную Украину и Западную Белоруссию, а также во время войны с белофиннами войска связи не имели устойчивой и непрерывно действующей связи.

8. ХИМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА. Образцы химического вооружения полностью не утверждены. Из 63 предметов химического вооружения утверждены и приняты на вооружение 21 предмет, а 42 предмета представлены к рассмотрению, но Народным Комиссаром не просмотрены.

Под влиянием последних боевых действий на Западе внимание к химическому оружию в Наркомате Обороны ослаблено и им крайне мало интересуются.

Существующие дегазационные средства не обеспечивают по своему количеству и качеству предъявляемые к ним требования. Дегазационные машины, состоящие на вооружении (АРС и АХИ-5), мало проходимы, а из дегазаторов существует только хлорная известь.

Существующие средства химического нападения не имеют норм вооружения и нет разработанных норм тактического использования.

Химические войска на сегодня не имеют удовлетворительных образцов машин для газопуска, заражения и дегазации в сфере огня противника. Химическая подготовка войск поставлена неудовлетворительно, что объясняется недооценкой значения химических средств нападения со стороны общевойсковых командиров.

Научно-исследовательская работа по развитию химического вооружения поставлена слабо и разработанные новые образцы внедряются в армии медленно.

9. КОННИЦА. Состояние и вооружение конницы удовлетворительные. Отмечается слабость и недоработанность штатной организации горно-кавалерийских частей.

СОСТОЯНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы организации разведки являются наиболее слабым участком в работе Наркомата Обороны. Организованной разведки и систематического поступления данных об иностранных армиях не имеется. Отрыв развед. работы от Генерального Штаба и непосредственное подчинение ее Наркому Обороны привели к слабому руководству разведывательной службой.

Наркомат Обороны не имеет в лице Разведывательного Управления органа, обеспечивающего Красную Армию данными об организации, состоянии, вооружении, подготовке и развертывании иностранных армий.

К моменту приема Наркомат Обороны такими разведывательными данными не располагает. Театры военных действий и их подготовка не изучены.

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

Вопросы противовоздушной обороны войск и страны находятся в запущенном состоянии ввиду отсутствия твердой организации, руководства и ответственности за ее подготовку.

Существующее положение по ПВО, утвержденное в 1932 году, устарело и не отвечает современным требованиям. Вооружение активных средств ПВО зенитной артиллерией недостаточное. До сих нор на вооружении зенитной артиллерии имеются устаревшие образцы зенитных пушек обр. 1915 года. Совершенно недостаточна обеспеченность приборами управления зенитной артиллерии. Дальномеры, состоящие на вооружении, не обеспечивают стрельбу на высотах более 6,2 км, а приборы ПУАЗО несовершенны.

Подготовка зенитных частей неудовлетворительная и тренировка их ведется с устаревшими типами самолетов. Нет практики с современными самолетами.

Слабо развиты прожекторные части, не все объекты обеспечены прожекторами, и вследствие этого имеющаяся в них зенитная артиллерия способна отражать воздушного противника только днем.

Служба ВНОС плохо организована, слабо подготовлена, плохо вооружена и не обеспечивает своевременного обнаружения самолетов противника и оповещения. Радиоперехватывающие средства (РУС и РЕДУТ) имеются только в отдельных образцах. Нет ясности, кому подчиняется служба ВНОС: командующему ВВС или отделу ПВО.

Наркоматом Обороны не выполнено постановление Правительства о введении в приграничных округах помощников Командующего войсками по ПВО. Руководство Наркомата Обороны работой местных пунктов ПВО неудовлетворительное и слабое. При существующем состоянии руководства и организации ПВО должная защита от воздушного нападения не обеспечивается.

УСТРОЙСТВО И СЛУЖБА ТЫЛА

1. Руководство организацией тыла и тыловой подготовкой начальствующего состава и тыловых учреждений отсутствует. За последние два года в армии не было ни одного специального тылового учения, не было учебных сборов командиров службы тыла, хотя приказом Наркома предлагалось ни одного учения без проработки тыловых вопросов не проводить.

Устав тыла засекречен и комначсостав его не знает. Устав требует переработки. Непосредственное подчинение начальников отдельных снабженческих служб командованию и начальнику штаба приводит к тому, что командование не имеет времени заниматься каждой службой в отдельности, по-настоящему тылом не руководит и не контролирует его.

2. Территории, отошедшие к СССР в 1939−40 гг., в отношении устройства тыла не подготовлены.

3. Мобилизационная заявка 1937−38 гг., переданная в К. О. при СНК, в настоящее время нереальна и мобилизацию промышленности не обеспечивает. Фактически плана мобилизации в промышленности не имеется. В связи с этим плана подачи боевого имущества и интендантского довольствия на военное время нет.

4. План вооружения и снабжения на 1940 г. в округа до сих пор по вине ГУКА не спущен, что не дает возможности отработать обеспеченность войск на мирное и военное время.

5. Учет количественный и качественный в центральных довольствующих управлениях поставлен плохо и не дает возможности правильно определить обеспеченность войск.

6. Мобфонды продфуража, израсходованные в зимний период 1940 г., не восстановлены, а на Камчатке, Сахалине и в МНР они вовсе отсутствуют. Дислокация мобфондов требует уточнения.

7. Финансовые сметы на 1-й месяц войны устарели, непригодны и требуют переработки.

ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ

Постановление СНК и ЦК ВКП (б) от 9 августа 1935 года по приведению войскового хозяйства и всего дtла военно-хозяйственного снабжения армии в образцовый порядок не выполнено.

Войсковое хозяйство продолжает оставаться в запущенном состоянии. Учет и отчетность по имуществу не налажены. В боевых операциях 1939−40 гг. армейский и войсковой тыл работали неудовлетворительно. Кадры военных снабженцев и хозяйственников не созданы.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ. Организация и система обозновещевого и продовольственного снабжения и квартирного обеспечения Красной Армии мирного времени совершенно не были приспособлены на военное время.

Действующие типовые штаты армейских и фронтовых органов снабжения военного времени оказались негодными. Введенные в 1936 г. помощники старшин рот и ротные писаря вскоре были сокращены. Вновь они восстанавливаются лишь с конца 1939 года, когда учет имущества был. запутан во всех низовых звеньях.

Штатное и табельное хозяйство в НКО крайне запущено. Действующие штаты с табелями (насчитывают свыше 3000) беспрерывно изменяются, дополняются, переиздаются.

В НКО нет общего хозяина над штатами и табелями. Действующие нормы снабжения, особенно вещевым имуществом, устарели или негодны. Некоторые нормы занижены (сан-хозимущество), некоторые, наоборот, завышены (спецодежда и др.). Нет правильного распределения отдельных номенклатур имущества между действующими управлениями — заготовителями (лыжи, музинструменты и др.).

Красная Армия испытывает огромные затруднения из-за несовершенства законоположений, инструкций и руководств по различным видам военно-хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.

По вопросам снабжения и ведения хозяйства войска руководствуются огромной массой приказов НКО, вышедших за истекшие два десятилетия. Большое количество частей, особенно из числа сформированных за последние годы, этих приказов не имеют.

Кодификацией и разработкой законоположений, затрагивающих деятельность всей армии, в НКО никто не занимается. Нет закона о правах, обязанностях и персональной ответственности командиров частей и соединений за хозяйственное состояние части, за утрату, порчу, разбазаривание и незаконное использование государственных средств.

3. ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ. Текущее снабжение войск продовольствием и фуражом проходит без перебоев. Имеющиеся в войсках неснижаемые переходящие запасы продфуража обеспечивают всю армию по основным продуктам на 15−30 дней.

Наркомат Обороны и промышленность не были подготовлены к войне для изготовления сухарей и концентратов. Упродснаб и Генштаб недооценили этих продуктов на случай войны.

Неблагополучно с размещением мобилизационных фондов. По мясу и жирам из-за недостатка холодильных помещений дислокация мобфондов построена главным образом исходя из наличия холодильников, а не из потребности.

Особенно плохо с размещением фондов для 1-й и 2-й ОКА и ЗабВО. Отсутствие руководящих указаний по учету продовольствия и фуража в военное время привело к большому перерасходу прод-фуража в период войны с Финляндией.

4. ВЕЩЕВОЕ СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ. Войска не были своевременно обеспечены вещевым имуществом по зимнему плану 1939−40 гг. Отпуск обмундирования частям затянулся до января 1940 года. Вопросы обеспечения теплыми, вещами (ушанки, перчатки, валенки) не были проработаны и не ставились своевременно Наркоматом Обороны. По летнему плану 1940 г. округам к 1 мая недодано более 1 миллиона комплектов обмундирования, выдача которого будет закончена лишь в июне месяце.

Мобилизационная обеспеченность армии по основным предметам (головные уборы, шинели, летнее обмундирование, белье и обувь) крайне низкая. Возимые запасы для частей, переходящие запасы для полскладов не созданы. Неудовлетворительное состояние вещевого снабжения объясняется плохой работой УВС, хроническими недопоставками продукции от промышленности, выделением для НКО фондов без учета сезонности снабжения армии — равномерно в течение всего года.

Опыт войны показал, что Военные Советы и Начснабы округов не знают действительной обеспеченности и потребностей частей в вещевом имуществе. Поэтому части отправлялись на фронт необеспеченными или обеспеченными сверх нормы по преувеличенным заявкам и бросали имущество при наступлении. Хранение обмундирования и обуви в окружных складах и особенно в складах частей поставлено неудовлетворительно. Были случаи хищения, порчи и незаконных выдач имущества. Обращение с обмундированием небрежное, ремонт поставлен плохо, отчего обмундирование не всегда выдерживает сроки носки.

Учет имущества запущен. В период больших учебных сборов во многих частях имущество НЗ было смешано с имуществом текущего довольствия. За время войны с Финляндией с учетом наличия обозно-вещевого имущества в частях и довольствующих управлениях окончательно запутались. Имелись случаи, когда части, отправляясь на фронт, оставляли имущество НЗ для других формирований без всякого надзора.

Учет по приказу НКО № 12−1940 г. в войсках еще не заведен. Банно-прачечное обслуживание запущено и находится сейчас в ведении 4-х управлений. В мобилизационном отношении банно-прачечное обслуживание армии со стороны НКО не подготовлено, запасов мыла и соды не создано.

5. ОБОЗНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ. Затруднено размещение в промышленности мехагрегатов и спец. обоза. Нет отработанного плана производства и поставки промышленностью обозного имущества на год войны. Действующий план материальными ресурсами не обеспечен. Производство колесного обоза систематически уменьшается.

Внедрение в шорно-седельном и др. производствах кожзаменителей (пост. СНК № 039−1935 г.) проводится слабо, консерватизм в этом вопросе еще не сломлен. Отсутствие складских помещений и даже навесов для обоза и мехагрегатов (в том числе и для НЗ) является одной из причин преждевременной порчи этого имущества.

Недостатки и маломощность окружных обозно-ремонтных мастерских не обеспечивают ремонта на месте в округах обоза и мехагрегатов в потребном для частей количестве. Недостаток фурнитуры тормозит производство для армий конского снаряжения.

6. КВАРТИРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК. На 1 января 1940 г. НКО занимает 104 620 зданий общей кубатурой 235 млн. кубометров. Отапливаемая площадь составляет 19 млн. кв. метр. Из них фактически жилой площади в казармах для красноармейского состава 7 млн. кв. мер. и 6,4 млн. в домах начсостава.

За период с 1925 г. фонд НКО вырос на 308 проц. НКО эксплуатирует специальных сооружений: котельных — 2500, электростанций- 600, водопроводных и насосных станций — 700, станций телефонной связи и пожарно-постовой сигнализаций-1300, паровых кухонь и механизированных прачечных — 800. Эксплуатация этого фонда находится на низком уровне.

Опыт боевых действий 1939−1940 гг. показал совершенную неприспособленность и неподготовленность квартирно-эксплуатационных органов к обслуживанию действующих армий.

ВОПРОСЫ СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ

1. Запасы горючего крайне низки и обеспечивают армию лишь на ½ месяца войны.

2. Строительство бензоемкостей и накопление запасов горючего выполнены в совершенно недостаточных размерах, вследствие систематического невыполнения Наркомстроем плана строительства бензоскладов.

3. Войска исключительно слабо обеспечены тарой под горючее на военное время. Транспортировка горючего с баз производства в места потребления крайне затруднена из-за недостатка тары, средств перевозки, заправки и железнодорожных цистерн. Вероятные театры военных действий не имеют в достаточном количестве баз горючего, особенно для авиации.

4. Отмечается отсутствие бережного отношения к сбору и регенерации отработанных масел. Так, например, из авиамасел, полученных в 1939 году, было собрано и сдано на регенерацию только 2331 тонна, что со ставляет 30 проц. подлежащего сдаче на регенерацию. Борьба за экономное расходование горючего ведется слабо, вследствие чего имеется недостаток горючего.

ФИНАНСОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Смета НКО на 1939 год по плану заказов составлена с большим резервом. Наличие больших остатков свидетельствует о недочетах, имеющих место в Наркомате Обороны в области финансового и материального планирования. Финансовое планирование не связано с планированием материальных фондов, ввиду отсутствия в НКО единого органа, объединяющего вопросы сводного материального планирования. Контроль за финансированием выполнения плана заказов организован неудовлетворительно.

ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ

1. Кадры руководящего политсостава армии от начальника Политотдела и выше преимущественно пожилых возрастов — от 36 до 45 лет. Их имеется в армии 63 проц.

Политические руководители" выдвинутые из зам. политруков и призванные из запаса, не имеют достаточной военной и политической подготовки. Общая и военно-политическая подготовка многих руководящих политработников неудовлетворительная. Большая часть политсостава армии (73 проц.) не имеет военной подготовки.

Политуправление не определило, какими военными знаниями должен обладать политсостав разных степеней, в до последнего времени не организовало военной подготовки всего политсостава.

В программе Военно-политической Академии на военные дисциплины времени отведено недостаточно.

2. Указание Всеармейского совещания политработников 1938 г., утвержденное ЦК ВКП (б) о ликвидации в двухмесячный срок «вридства» в политсоставе. Политуправление не выполнило. Политуправление с 1938 г. не выполняет установленный порядок ежегодного делового и политического аттестования политсостава и подменило его получением справок НКВД и сбором чисто формальных отзывов от коммунистов.

3. Общую потребность в политсоставе для мобилизуемой армии на первый год войны Политуправление исчислило в 153 000 человек. Потребность же по родам оружия Политуправление не определило и поэтому планирования подготовки политсостава кадра и запаса по родам оружия нет. Большая часть (77 проц.) политсостава запаса не имеет военного образования.

Аттестованном кадров политсостава запаса Политуправление не занималось. Приписка политсостава запаса в связи с войной была нарушена, однако Политуправление недопустимо задерживает пересмотр приписки политсостава запаса и внесение в нее необходимых изменений.

4. В армии на 01.01.40 г. имеется кандидатов партии с просроченным стажем 64797 чел., из них с 8-летним кандидатским стажем 3135 чел. и с 10-летним стажем — 226 чел.

5. Политуправление нарушает установленный ЦК ВКП (б) порядок выдачи в 10-дневный срок партдокументов принятым в ВКП (б) и затягивает эту выдачу на срок до года. До сих пор не выдано еще 9166 партбилетов и 16 729 кандидатских карточек. Политуправление нарушило трехмесячный срок отчетности и не отчиталось перед ЦК ВКП (б) за 211 000 выданных партдокументов.

6. В политзанятиях с красноармейцами и начсоставом Политуправление упускало изучение сопредельных стран и их армий. В директиве об осенней проверке политзанятий 1939 года Политуправление предложило оценку их производить по группам, причем давать оценку всем группам «отлично», если в группе имеется не менее 25 проц. отличных, 35 проц. хороших, 30 проц. посредственных и не более 10 проц. плохих оценок. Такое указание по существу неправильное и толкает на путь снижения требований.

Политуправление не уделяло достаточного внимания работе среди войск и населения противника.

7. По решению ЦК ВКП (б) в Политуправлении создано отделение по кадрам Осоавиахима. Это отделение по Осоавиахиму почти ничего не делает и привлекается Политуправлением для выполнения других работ.

САНИТАРНОЕ И ВЕТЕРИНАРНОЕ СОСТОЯНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ

Санитарная служба в Красной Армии, как показал опыт войны с белофиннами, оказалась недостаточно подготовленной к большой войне, не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, медике-санитарного имущества и автомобильно-санитарного транспорта. Санитарное Управление в центре и Санитарные Отделы в округах слабо привлекались к работе по мобилизационному обеспечению санитарных органов, Полевая подготовка медсостава кадра и запаса, особенно по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики санитарной службы, оказалась неудовлетворительной. В ветеринарной службе отмечаются недостаточная организованность лечебной работы конского состава и низкая обеспеченность ветлазаретамй войск Красной Армии.

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Существующая сеть высших военно-учебных заведений (16 военных академий и 9 военных факультетов) и сухопутных военно-учебных заведений (136 военных училищ), находящихся в ведении Управления высших военно-учебных заведений и Управления военно-учебных заведений, по количеству должна удовлетворять потребность в командном составе, за исключением отдельных специальностей, по которым существующая сеть школ не обеспечивает потребность армии в командном составе. Качество подготовки как в академиях, так и в военных училищах, вследствие слабого состава преподавательских кадров и необеспеченности достаточной материальной базой, требует улучшения.

В программах военных академий отмечается чрезмерная дробность и множественность профилей (112 профилей), что отражается на качестве подготовки. Разработанная Управлением высших военно-учебных заведений новая номенклатура специальностей с января месяца 1939 года находилась у Народного Комиссара и не получила утверждения.

В связи с частыми реорганизациями высших военно-учебных заведений и резким увеличением военных училищ, нет стабильности учебных процессов и часть программ, разработанных Управлением, никем не утверждена.

Низка материальная база военных академий и военных училищ. Новые образцы вооружения у них отсутствуют. В военных академиях и училищах отмечается низкая требовательность, имеет место завышение оценок. Подготовка слушателей в военных академиях и курсантов в военных училищах имеет ряд существенных недостатков, из коих главными являются:

а) недостаточное знание материальной части;

б) недостаточность практических навыков;

в) слабое знание иностранных языков.

ВОЕННОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО

Военное изобретательство, выделенное в самостоятельный отдел Наркомата Обороны, оторвано от Управлений, ведающих вопросами вооружения и технического снабжения. Вследствие этого ценные изобретения задерживаются внедрением в армию и своевременно не реализуются. Отдел изобретений занимается только рассмотрением поступающих изобретений, не имея возможности самостоятельно реализовать их. Управления НКО по своей специальности не уделяют должного внимания поступающим изобретательским предложениям.

ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

1. Воениздат не обеспечивает начальствующий состав Красной Армии необходимой военной литературой. План выпуска книг выполняется за счет менее трудоемкой в производстве перепечатки произведений классиков художественной литературы. Не издается литература по актуальнейшим вопросам боевой подготовки армии: тактике мелких подразделений, службе штабов, службе тыла и по армиям сопредельных с нами стран. Не издается военная энциклопедия, нет справочной литературы для начсостава специальных родов войск.

2. В Воениздате мало высококвалифицированных военно-редакторских кадров. Больше половины редакторов не имеют высшего образования. Убытки Воениздата в 1939 году составили 722000 рублей, из которых 300 тысяч уплачено гонорара за неизданные и недоброкачественные рукописи.

* * *

Существующая громоздкая организация центрального аппарата, при недостаточно четком распределении функций между управлениями, не обеспечивает успешное и быстрое выполнение задач, возлагаемых на Наркомат Обороны, по-новому поставленных современной войной.

Вследствие этого в разработке ряда вопросов ведения современной войны и во внедрении в достаточном количестве в армию современных образцов вооружения — имеется в Наркомате Обороны отставание. Лучшие образцы артиллерии, танков, самолетов и других технических средств борьбы разрабатываются и вводятся на вооружение крайне медленно. Широкое применение системы условностей в обучении и воспитании войск создало в войсках неправильное представление о суровой действительности войны. Эти недостатки в руководстве и подготовке войск, при наличии молодых и недостаточно опытных кадров, привели к отставанию в ряде вопросов подготовки армии к войне.

СДАЛ —

Председатель КО при СНК Маршал Советского Союза (подпись) (К. ВОРОШИЛОВ)

ПРИНЯЛ —

Народный Комиссар Обороны СССР Маршал Советского Союза (подпись) (С. ТИМОШЕНКО)

0

759

maik написал(а):

Напоминаю, что мы с Вами говорим о М.Тухачевском

Вы психолог?

0

760

Fs81 написал(а):

Вы психолог?И повторюсь Вы хоть раз читали итоговый отчёт(справку) по проверке воинской части?

Отредактировано Fs81 (2020-09-05 00:40:06)

0

761

Fs81 написал(а):

Вы психолог?

Модератор. Тема о МНТ. За флуд можно получить бан

0

762

maik написал(а):

Модератор. Тема о МНТ. За флуд можно получить бан

Т.е Акт о приёме дел в 40м году это не флуд?

0

763

Fs81 написал(а):

Отредактировано Fs81 (Сегодня 00:40:06)

К чему бы это? Вроде бы давно я Вам об этом писал. Этих отчетов и докладов было много. Я из сам Вам тут приводил. И Вам тут их недавно приводили. Вы ж только вопросы задание. К чему бы это?

0

764

Fs81 написал(а):

Т.е Акт о приёме дел в 40м году это не флуд?

Если учитывать, что Вы постоянно начинаете флудить - то нет. При этом сами же постоянно начинаете писать не по теме. Вот Вам и отвечают

0

765

тут как то кое кто усомнился - а было ли в планах пушки Курчевского.
Вот читаем
Постановление СТО СССР № К‑38сс «О системе артиллерийского вооружения РККА»
22 марта 1934 г.
Совершенно секретно.
Совет труда и обороны постановляет:
1. Утвердить представленную НКВМором новую систему артиллерийского вооружения РККА (см. приложение № 1)¹*.
2. Утвердить предложение НКТПрома и НКВМора о распределении опытных образцов и сроки постановки их на массовое производство (см. приложение № 2).
3. По танковому пулемету 7,62‑мм ШКАС НКВМ дополнительно проверить и доложить СТО целесообразность принятия его на вооружение танков. По 37‑мм противотанковому ружью Курчевского увеличить заказ 1934 г. до 500 шт. за счет сметы НКВМора. По дивизионной пушке вопрос обсудить на СТО с вызовом тт. Сидоренко, Отса, Мирзаханова и Маханова. По 76‑мм пушке-мортире Курчевского НКТП выяснить и доложить на следующем заседании СТО, какой может быть принят дополнительный заказ по этой системе. По 107‑122‑мм вьючной гаубице заменить пушкой Курчевского соответствующего калибра (76‑122 мм). 203‑мм мортиру и 122‑152‑мм пушку для вооружения танков из системы артиллерийского вооружения исключить. Обязать НКТП развернуть на Ижевском заводе в 1935 г. производство 150 тыс. автоматических винтовок.
4. В целях обеспечения новой системы артиллерийского вооружения боеприпасами предложить НКТПрому:
а) обеспечить выполнение в первом полугодии 1934 г. опытных образцов снарядов к автоматическим пушкам Шпитального, системам Курчевского, новым образцам дивизионной и корпусной артиллерии и к 1 ноября 1934 г. — опытных заказов на нарезные и полигональные системы. Полностью освоить в течение 1934 г. в валовом производстве бронебойный 76‑мм снаряд и добиться в 1934 г. производства высококачественных бронебойных снарядов; освоить к III кварталу 1934 г. валовое производство крупнокалиберных и бетонобойных снарядов.

0

766

maik написал(а):

тут как то кое кто усомнился - а было ли в планах пушки Курчевского.
Вот читаем
Постановление СТО СССР № К‑38сс «О системе артиллерийского вооружения РККА»
22 марта 1934 г.
Совершенно секретно.
Совет труда и обороны постановляет:
1. Утвердить представленную НКВМором новую систему артиллерийского вооружения РККА (см. приложение № 1)¹*.
2. Утвердить предложение НКТПрома и НКВМора о распределении опытных образцов и сроки постановки их на массовое производство (см. приложение № 2).
3. По танковому пулемету 7,62‑мм ШКАС НКВМ дополнительно проверить и доложить СТО целесообразность принятия его на вооружение танков. По 37‑мм противотанковому ружью Курчевского увеличить заказ 1934 г. до 500 шт. за счет сметы НКВМора. По дивизионной пушке вопрос обсудить на СТО с вызовом тт. Сидоренко, Отса, Мирзаханова и Маханова. По 76‑мм пушке-мортире Курчевского НКТП выяснить и доложить на следующем заседании СТО, какой может быть принят дополнительный заказ по этой системе. По 107‑122‑мм вьючной гаубице заменить пушкой Курчевского соответствующего калибра (76‑122 мм). 203‑мм мортиру и 122‑152‑мм пушку для вооружения танков из системы артиллерийского вооружения исключить. Обязать НКТП развернуть на Ижевском заводе в 1935 г. производство 150 тыс. автоматических винтовок.
4. В целях обеспечения новой системы артиллерийского вооружения боеприпасами предложить НКТПрому:
а) обеспечить выполнение в первом полугодии 1934 г. опытных образцов снарядов к автоматическим пушкам Шпитального, системам Курчевского, новым образцам дивизионной и корпусной артиллерии и к 1 ноября 1934 г. — опытных заказов на нарезные и полигональные системы. Полностью освоить в течение 1934 г. в валовом производстве бронебойный 76‑мм снаряд и добиться в 1934 г. производства высококачественных бронебойных снарядов; освоить к III кварталу 1934 г. валовое производство крупнокалиберных и бетонобойных снарядов.

Подпись чья и протокол заседания?

0

767

Fs81 написал(а):

Подпись чья и протокол заседания?

Вы тем самым хотите сказать, что МНТ забил болт на выполнение своего функционала?
Круто

0

768

maik написал(а):

Вы тем самым хотите сказать, что МНТ забил болт на выполнение своего функционала?
Круто

Нет,вы хотите сказать о том что я раньше говорил.Ну о пока не одна страна на 1 сентября 1939 года не имела массового противоснарядного танка.

Отредактировано Fs81 (2020-09-18 21:47:56)

0

769

Fs81 написал(а):

Нет,вы хотите сказать о том что я раньше говорил.

Вот я и говорю.
МНТ - не выполнял свой функционал. Вы об этом хотите сказать?

0

770

maik написал(а):

Вот я и говорю.
МНТ - не выполнял свой функционал. Вы об этом хотите сказать?

См выше.

0

771

maik написал(а):

Вот я и говорю.
МНТ - не выполнял свой функционал. Вы об этом хотите сказать?

Продолжайте любить Сталина -типо светочь выиграл войну .На 37 й Тухачевский выполнил,+боевая подготовка, дальше уже Ваши любимцы отработали РККА ,за  исключением некоторых  Ионов, Павлов и т.д.

Отредактировано Fs81 (2020-09-18 22:02:12)

0

772

Fs81 написал(а):

См выше.

Видно да. Ведь смысл то в чем?

Fs81 написал(а):

Подпись чья и протокол заседания?

Да, нет его подписи.
И что?
Он не отвечает за это?

0

773

Fs81 написал(а):

Продолжайте любить Сталина.

А это то при чем?
Кстати, Сталин до определенного времени года уважал Тухачевского. Что сделал Тухачевский, что Сталин разрешил следствие в отношение МНТ?

0

774

Fs81 написал(а):

Ну о пока не одна страна на 1 сентября 1939 года не имела массового противоснарядного танка.

Так никто и не думал, что война будет в 1939 году. А пока во Франции были эти самые противоснарядные танки

0

775

maik написал(а):

Так никто и не думал, что война будет в 1939 году. А пока во Франции были эти самые противоснарядные танки

В массовом производстве?Пока во Франции быр Рено Фт.

Отредактировано Fs81 (2020-09-19 13:18:14)

0

776

Fs81 написал(а):

В массовом производстве?Пока во Франции быр Рено Фт.

Отредактировано Fs81 (Сегодня 13:18:14)

Да, был. И его не снимали с вооружения. Но с 1935 года стали принимать на вооружение другие танки.
Кроме того. Из того количества танков сколько было:
- в частях:
- в учебках;
- на складах и пр.
Вы так и не написали

0

777

Fs81
всегда ссылается вот на это
Ударничество и социалистическое соревнование на маневрах (Из книги М.Н. Тухачевского «Памятка красноармейцу на маневрах», 1931 г.)
https://istmat.info/node/28938
Все вроде бы ничего.
Особенно ссылка на взаимодействие.
Во взаимодействии — сила
Проблема то, что данный тезис надо б не простому бойцу. Данный тезис надо б командиру.
Но самое страшное - это вот это

Международный пролетариат на страже СССР
Рабочий класс всех стран, ведя ожесточенную классовую борьбу со своей буржуазией, вместе с тем мешает нападению империалистов на наш Советский Союз, сознательно защищая его как ударную бригаду мирового пролетариата. В международный красный день (1 августа) как в прошлом, так и в этом году рабочий класс всего мира ответил мощным выступлением протеста против подготовки новой войны и нападения на Советский Союз.
Благодаря нашей политике мира и этой международной пролетарской солидарности, благодаря успехам нашего социалистического строительства, а также укреплению нашей обороноспособности и в первую очередь Красной Армии, мы избежали до сих пор вооруженного нападения (интервенции) империалистов.

В 1941 году наши бойцы ждали, когда немецкий рабочий помог бы СССР а он вместо этого, стал творить зверства на территории СССР

0

778

Fs81 написал(а):

Или армия готовая к мобилизации.

Мне б хотелось спросить. А Вы сам текст его читали?
Вот его цитата из вот этого доклада
11 января 1930 г. — Доклад командующего войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевского наркому по военным и морским делам СССР, председателю Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилову об основных направлениях реконструкции вооруженных сил
https://istmat.info/node/30279

VIII.
Краткий организационный итог. В итоге реконструктивных мероприятий РККА должна значительно повысить свою массовость с более широким применением территориально-милиционных формирований, значительно повысить свою техническую насыщенность, создать новые пропорциональные отношения авиации и танков и путем моторизации и реконструкции военных сообщений решительно увеличить свою подвижность.
Основные показатели структуры реконструированной РККА будут следующие¹³*: 260 дивизий стр[елковых] и кав[алерийских], 50 дивизий АРГК плюс артиллерия большой мощности и минометы, 225 батальонов ПРГК, 40 тыс. самолетов в строю, 50 тыс. танков в строю. Соответствующего подсчета инженерных, запасных и прочих частей я не производил.
Не имея возможности точно определить сроки и последовательность осуществления этой организации, считаю, что таковая, несомненно, соответствует производственным возможностям пятилетки.

0

779

maik написал(а):

Мне б хотелось спросить. А Вы сам текст его читали?
Вот его цитата из вот этого доклада
11 января 1930 г. — Доклад командующего войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевского наркому по военным и морским делам СССР, председателю Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилову об основных направлениях реконструкции вооруженных сил
https://istmat.info/node/30279

Именно перманентная мобилизация ,для вас это дико?Вы смотрели разговор Исаева с Юлиным?И вопрос  какие С.Д. ?

Отредактировано Fs81 (2020-10-17 15:42:27)

0

780

Fs81 написал(а):

Именно перманентная мобилизация ,для вас это дико?Вы смотрели разговор Исаева с Юлиным?И вопрос  какие С.Д. ?

И где там об этом?
Хочу сразу же отметить.
Материал военных это не трактат философов. Это у философов мы должны догадаться о тех или иных смыслах. Военные должны писать материалы так, что бы не было разночтений.
Вот у меня вопрос. И где там об этом то в том самом тексте?

0


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Вторая мировая война » Тухачевский: мнения, факты и т.д. - 3