Бабич: Белоруссия получает ежегодно $4−4,5 млрд российской «Поддержки»
Модель сырьевого спонсирования Белоруссии себя исчерпала.
Уровень консолидированной поддержки Белоруссии сейчас составляет $4−4,5 млрд ежегодно и «новый пакет, предусматривающий потенциальное снижение цены на газ до уровня Смоленска, компенсацию по налоговому маневру, равным условиям поддержки промышленности и прочее, может составить еще порядка $3−4 млрд». Об этом в интервью ТАСС заявил посол России в Белоруссии Михаил Бабич.
Характеризуя интеграцию России и Белоруссии, Бабич отметил: «За 20 лет пройден огромный путь, который за постсоветскую историю не удавалось пройти никому. В рамках союзного договора 1999 года сделано главное — заложен фундамент для дальнейшего развития экономических взаимоотношений, которые сегодня пронизывают практически все отрасли экономики, которые по крайней мере представлены в Белоруссии».
Союзное государство позволяет Белоруссии и России осуществлять глубокую промышленную и агропромышленную кооперацию, создавать единое экономическое пространство. Он отметил: «Важнейшее достижение интеграции — это огромный российский рынок, который сегодня предоставлен для промышленности и сельского хозяйства Белоруссии».
«Мы впервые совместно с коллегами из правительства России, а затем и с белорусскими партнерами сформировали так называемый перечень вопросов в двусторонних отношениях — кто-то называет его еще Белой книгой, — в котором систематизировали все наши нерешенные вопросы, и в согласованном порядке приступили к их решению», — сказал Бабич.
«Если говорить о проблемах, то я бы сегодня даже говорил не об экономической составляющей, а больше психологической. Действительно, накопился какой-то элемент взаимного недоверия, когда эти психологические разногласия мешают решать конкретные экономические задачи. Сегодня необходимо сделать все, чтобы эти противоречия снять и дальше активно развивать уникальный интеграционный формат», — добавил он.
Посол России признал, что часто звучат взаимные упреки о некоей экономической дискриминации в отношении разных групп товаров и производств и «как аргумент постоянно используется тезис о создании равных условий хозяйствования». В данной связи он отметил: «Равные условия хозяйствования кого с кем? Смоленска с белорусскими регионами? Но Россия — это не только Смоленск, а и Урал, Сибирь, Дальний Восток, девять часовых поясов, 143 млн человек, часть из которых живут в условиях Крайнего Севера, труднодоступной местности, условиях вечной мерзлоты. Если говорить о равных условиях хозяйствования, то надо посмотреть на всю экономическую модель и ту нагрузку, которую несет бюджет Российской Федерации».
«Когда идет разговор о том, что цена на газ в Белоруссии должна быть как в Смоленске, надо понимать, что в России работает сложная модель перекрестного субсидирования, в которой участвуют разные субъекты промышленности, экономики, хозяйствования, находящиеся в разных географических зонах. И вот эта перекрестная модель в рамках российского законодательства формирует цену в Смоленске $70. Но это не значит, что такова ее себестоимость. Разве наши коллеги этого не знают? Наверное, знают, но почему-то не хотят учитывать при подготовке своих предложений», — отметил посол России.
Он напомнил, что в РФ работает 32 только крупных нефтеперерабатывающих завода и для их модернизации, так как административные меры себя исчерпали, поэтому был предпринят «налоговый манёвр» с перераспределением налоговой нагрузки на добычу нефти (НДПИ) с нефтепереработки. По мнению российского дипломата, эту модель с »отрицательным акцизом» нельзя автоматически применить в отношении Белоруссии из-за разных правовых конструкций — налоговых, таможенных, тарифных, акцизных и иных.
«На каком-то этапе ресурс поддержки Белоруссии, который существовал в сырьевых формах дотаций, себя исчерпал. Нужны внятные правовые механизмы, которые позволят применить законодательство одной страны для развития экономики и социальной сферы другой страны в рамках Союзного государства, — констатировал Бабич. — То же самое можно сказать и по предыдущему вопросу по цене на газ».
По его мнению, «и белорусским партнерам надо двигаться в сторону принятия решений по выравниванию условий хозяйствования». В качестве примера он привёл заниженные правительством Белоруссии акцизы на табак (в четыре раза ниже, чем в РФ), что стимулирует сбыт избыточного объема производства сигарет в Россию и в итоге «российский бюджет недополучает миллионы долларов».
«Аналогичные вопросы есть и по потерям российского бюджета от так называемого лжетранзита через территорию РФ различных товаров, занижение стоимости НДС уполномоченными таможенными операторами в РБ и другие схемы, от которых страдает общий союзный рынок, — добавил он. — И здесь вопрос не в том, чтобы погрязнуть во взаимных упреках, а важно понять, что без формирования единой таможенной, налоговой, денежно-кредитной политики успешно развивать союзную экономику и конкурировать на рынках третьих стран вряд ли получится».
Бабич обратил вникание: «Подписанный в 1999 году союзный договор предусматривал как раз единую налоговую, таможенную, денежно-кредитную, акцизную, экономическую политику. Реализовали мы эти положения? В какой-то незначительной степени. Российская Федерация перед своими белорусскими партнерами на текущий момент выполняет свои обязательства в полном объеме. Закрыты все вопросы по так называемой перетаможке, рефинансированию кредитов, выделению шестого транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, выплате утилизационного сбора предприятиям белорусской промышленности. В том числе поставок в согласованных объемах беспошлинных нефти и газа. Последовательно, как уже говорили, открываем российский рынок практически для всех групп товаров».
«А вот стоимость газа после 2020 года, компенсация налогового маневра — мы это только обсуждали. Но никто об этом еще не договорился. Это новый экономический пакет, — акцентировал внимание посол РФ. — И если сегодняшний уровень консолидированной поддержки Российской Федерацией экономики Республики Беларусь составляет $4−4,5 млрд ежегодно, то этот новый пакет, предусматривающий потенциальное снижение цены на газ до уровня Смоленска, компенсацию по налоговому маневру, равным условиям поддержки промышленности и прочее, может составить еще порядка $3−4 млрд. В этой ситуации оказывать поддержку по каким-то понятийным сырьевым моделям просто невозможно. Это будет в рамках действующего правового поля весьма сомнительно и экономически необоснованно».
По мнению посла России, должен быть совместный план реализации двусторонних договорённостей, нужна инвентаризация договора о Союзном государстве и определение приоритетов интеграции, к развитию которой российское руководство стремится. Он напомнил, что Россия и Белоруссия одновременно находятся в двух экономических форматах — Союзного государства и ЕАЭС. При этом в ЕАЭС предусмотрен переход на единые рынки газа, нефти и нефтепродуктов в 2025 году.
«Наши партнеры по ЕАЭС согласились с тем, что равные условия хозяйствования — это не единая цена на нефть и газ в любой точке ЕАЭС. Это доступ к равной базовой цене плюс логистика, транспортировка, которые являются индивидуальными для каждого потребителя. С этим согласились все наши партнеры по ЕАЭС, кроме Республики Беларусь. Надо определиться, в какой модели мы развиваемся: либо по правилам Союзного государства, либо по правилам ЕАЭС», — обратил внимание российский дипломат.
По его мнению, то, что официальный Минск при требовании от России «компенсации» за изменение российского налогового законодательства апеллирует именно к евразийским соглашениям, говоря об их неисполнении Россией – «это игра слов, вырванные из контекста моменты, которые не имеют ничего общего к той экономической моделью, которая формируется».
Говоря о взаимной торговле, Бабич развеял некоторые иллюзии белорусского госагитпропа: «Мы хотели, чтобы наши белорусские партнеры внимательно посмотрели и дали объективную оценку ситуации. На сегодняшний день у нас товарооборот за десять месяцев составил почти $30 млрд. Из них — более $18 млрд российский экспорт и около $11 млрд — импорт в Россию. Из этих $18 млрд нашего экспорта почти $10 млрд — топливно-энергетическое ресурсы. Если их исключить из этой суммы, то остается около $9 млрд экспорта из 140-миллионной России в Белоруссию с населением 9,5 млн. И $10 млрд — импорт из Белоруссии в Россию. Таким образом, не просто нет дисбаланса, а есть отрицательное сальдо для российских производителей».«Мало того, если из этой суммы исключить еще около $300 млн формального экспорта, а на самом деле средства российского кредита, которые идут на строительство Белорусской АЭС, то это сальдо не в пользу России еще больше увеличивается. Тогда о какой дискриминации и дисбалансе идет речь? Не говоря уже о том, что значительная часть так называемого российского экспорта либо перерабатывается на белорусских НПЗ и далее экспортируется в третьи страны, принося стране налоги и валютную выручку, или является частью комплектации для производства других экспортных товаров из РБ», — добавил он.
Посол России указал на дезинформацию, распространяемую МИД Белоруссии (даже на уровне Совмина Союзного государства) об ограничительных мерах Россельхознадлзора в отношении предприятий белорусского пищепрома, задавшись вопросом: «Это случайность, некомпетентность или кому-то очень сильно не хочется, чтобы наше Союзное государство эффективно развивалось, в том числе в экономическом плане?».
Парируя заявленный 14 декабря Лукашенко тезис о том, что «МЗКТ – российское предприятие» (на самом деле оно полностью в госсбственности РБ), Бабич обратил внимание на несостоятельность утверждений о дискриминации белорусских компаний в доступе к российским госзакупкам. «Малейший сбой в системе снабжения, производства продукции военного назначения может повлечь за собой глобальные последствия, — сообщил посол. — Например, 90% продукции Минского завода колесных тягачей поставляется в Россию для постановки на нее наших тактических, стратегических ракет. Сегодня белорусская власть, наши военные представители контролируют этот процесс. А если завтра что-то поменялось и весь наш ракетный комплекс остался без колесной базы? Это недопустимо. И здесь надо спокойно, по-партнерски определиться по судьбе каждого предприятия, исходя прежде всего из интересов безопасности наших народов».
Заявленные правительством Белоруссии пять «пилотных» интеграционных проектов с Россией в промышленной сфере, на которые в своё время наложил вето Лукашенко, уже не актуальны: «Но ни один проект не состоялся. За эти четыре года российский Минпромторг вместе с военно-промышленным комплексом проделали большую работу. Сегодня «КамАЗ» развивается совершенно по-другому, «ЕвроХим» и ряд других предприятий, которые предполагалось интегрировать с белорусскими партнерами, нашли для себя новые экономические и технологические решения».
Россия не отказывается от поддержки Белоруссии и в финансовых вопросах: «Мы дали официальный ответ нашим партнерам. Речь идет примерно о $630 млн на рефинансирование госдолга. Все согласовано, как только наступит срок платежа, кредит, который должен будет погашаться в 2019 году, будет рефинансирован. Также мы согласовали подходы по шестому траншу кредита Евразийского фонда стабилизации и развития на $200 млн. Вопросов никаких нет».
Москва и Минск заняты также совместной деятельности по «противодействию фальсификации истории», сообщил Бабич.
В свете грядущего 20-летия подписания Договора о создании Союзного государства российский дипломат отметил: «Хотелось бы, чтобы мы перезагрузили работу в рамках этого документа, наполнив его новым смыслом и современным содержанием. Сегодня имеют место и определенные перегибы, необходимо избавиться от разного рода манипуляций общественным мнением. Ведь никто никого не поглощает, никто никого через колено не ломает. К тому же есть соответствующие примеры. Евросоюз объединился, и никто суверенитет не потерял. В ЕС нашли форму как минимум экономической интеграции, хотя они и политические вопросы решают совместно и консолидированно»
Ответил Бабич и на обвинения Лукашенко в адрес России, якобы претендующей на поглощение постсоветской республики, списав эпатаж белорусского политика на эмоции.
«Если мы сегодня считаем, что формат Союзного государства нашим народам нужен, давайте сядем и разберемся, что нужно сделать для движения вперед, — сказал Бабич. — Если мы считаем, что эта модель в какой-то степени себя исчерпала и ее надо законсервировать, переключившись на ЕАЭС или другие форматы, давайте сделаем это. Только по-честному договоримся, что мы строим, и далее будем соответствовать этим правилам. Но как заметил Александр Лукашенко, нашу духовную связь разорвать невозможно, мы все равно самые близкие друзья и партнеры и найдем выход из любой самой сложной ситуации. Все инсинуации отложим пока и посмотрим, какие решения будут приняты президентами».
Напомним, что на 25 декабря запланированы переговоры Владимира Путина с Александром Лукашенко в Кремле. Отметим, что комментируя перспективу теснейшей интеграции России и Белоруссии вплоть до создания единого государства с общей валютой и президентством Путина после 2024 года, 17 декабря пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «В такой формулировке эта тема не стоит на повестке дня. Она не обсуждалась. Об этом не идет никаких разговоров».
https://www.russiapost.su/archives/164242
Отредактировано miknov (2018-12-19 13:17:19)