Чубайс — о провале инновационной стратегии, конкуренции в политике и угрозе тюрьмы.
В России не будет выполнена принятая стратегия развития инноваций до 2020 года, заявил на лекции в Екатеринбурге председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс. По его словам, уже сейчас не выполнен ряд ключевых контрольных показателей стратегии, в том числе по объему инвестиций в инновационную отрасль и доле предприятий, внедряющих инновации. «Кажется, я первый, кто заявляет об этом открыто», — сказал он.
Чубайс приехал в Екатеринбург, чтобы прочитать лекцию об инновациях в рамках выставки и форума «Иннопром». Его встреча с аудиторией прошла в Ельцин Центре, который Чубайс назвал уникальным для России явлением. «Здесь удалось соединить государственное и человеческое. Нигде не получается, а тут получилось», — сказал он.
Во время лекции Чубайс рассказал об истории понятия инноваций, раскрыл механизмы инновационной деятельности и пояснил, из каких стадий состоит инновационный процесс. Можно сказать, что это был увлекательный ликбез для тех, кто слабо представляет, что такое инновации и чем инновационный бизнес отличается от традиционного. По мнению Чубайса, бизнесмены, связанные с инновациями, обладают совершенно другой этикой по сравнению с обычными предпринимателями. Приоритетным для них является продукт, а не прибыль; в их мире часто предложение рождает спрос, а не наоборот; нередко они сначала продают бизнес, а потом начинают выпускать продукт.
Рассказывая о стадиях инновационного процесса, Чубайс предупредил, что это дорога «усеяна трупами — к счастью, обычно не в прямом смысле». На каждой стадии процесса отсеивается 9 из 10 проектов, успешный стартап — явление очень редкое, а уж прибыльный — тем более. Именно для этого нужны венчурные фонды, пояснил Чубайс: они хеджируют риски, набирая портфель проектов, и в результате оказываются прибыльными даже с учетом многочисленных неудач. Как раз неудачи важны для инноваторов, говорит Чубайс: по его словам, хорошим стартапером является тот, кто «обанкротился раз пять» — «вот после этого с ним можно начинать разговаривать».
Чубайс упомянул несколько проблем, которые мешают развитию инноваций в России. Это, в частности, отсутствие интереса к инновациям у крупного частного бизнеса, забюрократизированность госкомпаний и глубинная установка государства против инновационной экономики. Последний тезис Чубайс раскрыл на примере из жизни «Роснано»: государственные ревизоры обнаружили, что «Роснано» делает много инвестиций в проекты, которые не оправдывают себя (как и любой венчурный фонд). «И мне показывают инструкцию Минфина, которую чуть ли не я сам, молодой реформатор, подписывал, что бюджетные деньги нельзя вкладывать в убыточные предприятия. А это, кто понимает, нецелевое использование средств, статья УК, до пяти лет строгого режима», — рассказал Чубайс. По его словам, такое непонимание государством природы инновационного бизнеса — не чья-то злая воля, а отсутствие опыта в этой сфере. Он напомнил, в этой сфере деньги инвесторов возвращаются только на стадии IPO, до которой доходят немногие. «Даже Tesla пока является убыточной компанией», — напомнил Чубайс.
Хотя Россия серьезно отстает от развитых стран по объему инвестиций в инновации, Чубайс уверен: у страны еще есть шанс. За последние годы была создана государственная инфраструктура для развития инноваций, говорит он, и отмечает, что тут нужно оставить «либеральные фантазии», эта отрасль не заработает без помощи государства: «Такого не было ни в Азии, ни даже в США». Чубайс также привел пример нескольких инновационных производственных кластеров, которые появились в России благодаря «Роснано» — в частности, производство наноэлектроники, фотоника (производство оптоволокна), солнечная энергетика, биофармацевтика. Один из журналистов, ссылаясь на мнение сотрудников «Ростеха», поинтересовался, зачем нужно «Роснано», если его наноэлектронная продукция подходит «лишь для жетонов метро». Чубайс принялся с фактами горячо опровергать это обвинение, а потом полушутливо добавил: «Эти злобные негодяи, которые нас критикуют, они ничего [в области наноэлектроники] не создали… Верните им их тезисы».
Чубайса также попросили раскрыть тезис о крупном частном бизнесе, который не хочет инвестировать в инновации. Председатель «Роснано» рассказал, что, во-первых, в России еще не сложилась культура вложения личных капиталов в фонды, которыми управляют независимые профессионалы. «Я прихожу к людям, которых знаю, а они мне говорят: ты кто такой? Тебя нет в списке Forbes. А мы есть. Вот поработаешь, заработаешь — тогда приходи. Действительно, меня, увы, нет в списке Forbes и уже не будет», — шутливо посетовал Чубайс. По его мнению, такое отношение к управлению личным капиталом — «стадиальная» черта, которая пройдет со временем.
Во-вторых, крупный бизнесмен «печенкой чувствует», что может не защитить частную собственность, возникшую в ходе инновационной деятельности. Чубайс связал это с общей проблемой защиты частной собственности в России.
Третья фундаментальная причина недостатка интереса частного бизнеса к инвестициям —недостаток конкуренции в стране. «Когда компании слабо конкурируют, нет необходимости вкладываться в инновации, чтобы опередить конкурентов», — пояснил Чубайс. Находившийся в зале экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман спросил: «Правильно ли я понимаю, что если вернуть конкуренцию в политику, она вернется и в экономику?». «Так и знал, что Ройзман будет политические вопросы задавать, — начал отшучиваться Чубайс, но все же ответил серьезно. — Да, вы правильно понимаете».
https://www.znak.com/2018-07-10/chubays … oze_tyurmy