Хроники безвластия
А вы задумывались когда-нибудь о сущности власти и государства? Да, именно об их природе, о сущности и значимости их в нашей жизни. Я по себе знаю, что студенты-юристы на первом курсе института проходят такой предмет, как «теория государства и права», многим эта дисциплина кажется ненужной, поскольку там все очень абстрактно. Согласитесь, тяжело задумываться в 17 лет о том, чем же на самом деле является государство для обычного человека. Только потом, спустя несколько лет ты начнешь понимать те вещи, о которых тебе тогда говорили, но время уже упущено, лекции прошли, зачеты проставлены.
В привычном ритме мегаполиса может даже показаться, что власти попросту не существует. Ты волен делать все, что тебе захочется, перед тобой каждый день возникают миллионы вариантов развития событий, и при определенных условиях абсолютно все становится доступным. Но это не более чем парадигма большого города, за ширмой огромного количества возможностей ты перестаешь ощущать те принципы, те механизмы на которых держится эта система, и для того чтобы в этом разобраться нужно убрать все наслоения и прикоснуться к самой сути явления. И конечно же Сирия, как нельзя лучше подойдет для этого.
Совсем недавно с нашими друзьями из бригады «Иерусалим» (Лива аль-Кудс) я проехал по местам, недавно освобожденным от террористов запрещенной в России организации ИГИЛ* и там я увидел, как из хаоса возникает власть и как она организует порядок на местах.
Для тех, кто плохо знаком с географией и историей конфликта в вкратце поясню, что побережье реки Евфрат, примерно с 2014 года, находилось под контролем ИГИЛ*. Просто в деревни приходили вооруженные люди с черными флагами. Старый принцип действовал безотказно, кто сильнее – тот и прав. У людей оставалось только два варианта: либо бежать, либо принять новые законы и порядки. Под властью «всемирного халифата» стали жить сотни тысяч простых людей. Но все изменилось в 2017 году. Сирийская армия стремительно наступала вдоль реки. В небе стали появляться вертолеты и сбрасывали листовки с призывом ко всем мирным жителям покинуть свои дома и отойти в поля, чтобы не стать жертвами грядущих боев. Многие именно так и сделали. Собрав скудные пожитки, они расставили самодельные шатры, боевики же в этот момент в срочном порядке снимали свои флаги и сжигали документы, в общем своими руками демонтировали старую систему управления.
Прошедшие бои разрушили практически всю инфраструктуру. Остались только дороги. Электричество, связь и топливо вы можете даже не искать в здешних краях. Простые люди на несколько недель погрузились в каменный век и стали жить первобытнообщинным строем. Еда делилась между всеми, в общем люди выживали как могли. А после того, как операция завершилась им разрешили вернуться в свои дома. Как вы думаете, была ли там какая-то власть? Конечно нет. Наступающим частям было явно не до управления местными жителями, а чиновничий аппарат даже и не думал здесь появляться. Люди оказались предоставлены сами себе. Фактически перед нами было идеальное самоорганизуемое объединение людей. Именно об этом сейчас модно писать, именно это представляют, как идеал общества нового типа, этакий новый виток демократии. Звучит конечно красиво, но в домах по-прежнему нет света, воду возят из реки на ослах, о школах и больницах можно даже и не вспоминать. Крестьяне даже не могут продать свой урожай, потому что нет бензина для машин. Вот так вот, свобода есть, а счастья нет.
Но эта вольница продолжалась совсем недолго. После ухода «Тигров» на опорные пункты в деревнях пришли парни из Лива аль-Кудс. Казалось бы – оккупанты. Пришли устанавливать свои порядки, да к тому же с оружием в руках.
Так это или нет я понял на общем собрании, где присутствовали местные шейхи и военные командиры палестинцев. Всего в большом зале собралось 40-50 человек. По старой традиции на центр зала вынесли огромное блюдо и за трапезой стали обсуждать насущные вопросы.
Чтобы вы понимали, перед палестинцами не стоит задачи управления местным населением, они просто охраняют побережье реки, но как это сделать без поддержки местного населения? Поэтому первым делом договорились о том, что медик бригады будет хотя бы раз в два дня заезжать в деревню, чтобы принять хотя бы несколько больных. Так же если возле дома или в поле крестьяне найдут боеприпасы, то тут же сообщат ополченцам, чтобы не стать случайной жертвой эха войны. Кроме того, палестинцы обещали найти предпринимателя, который сам будет приезжать сюда и скупать урожай. Еще местные жители особо просили заново открыть школу, при власти исламских радикалов ее заменили шариатскими курсами, видимо ничего другого по мнению боевиков мирным жителям не было положено знать. Но с этим вопросом все оказалось сложнее и его решение отложили до лучших времен. На прощание шейхи сказали огромное количество лестных слов о России и нашей помощи сирийскому народу.
Через неделю мне снова удалось побывать в этих краях. И знаете что, даже за такой короткий промежуток времени многое что изменилось. Первое что бросилось в глаза – это то что крестьяне стали собирать хлопок и арбузы. Значит жизнь постепенно стала возвращаться в эти края, и как не парадоксально все благодаря вооруженным парням из бригады «Иерусалим». Да, они только один из институтов государства, но уже и это означает очень многое для простых людей. По-настоящему государство вернется сюда, когда откроется школа, полицейский участок и электрики станут восстанавливать оборванные провода.
Станут ли эти люди жить лучше? Для меня ответ очевиден – конечно да. Между первобытной демократией и государством подавляющее большинство выберет государство, потому что только оно способно генерировать те блага и возможности, которые без объединения огромного количества людей в единую систему просто невозможно создать. Сидя в метро и читая книжку о том, как будет здорово жить в безгосударственную эпоху не стоит забывать, что электричество – это государство, метро – это государство, мобильник в кармане – это тоже государство. И для того чтобы это понять нужно сначала всего этого лишиться. Благо, что для примера у нас есть далекая, раздираемая войной Сирия, а в наших квартирах даже в самые лютые морозы всегда тепло и уютно.
Корреспондент ANNA-News Александр Харченко