СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ВМФ Китая

Сообщений 31 страница 60 из 735

31

Из ЗВО

0

32

Великая китайская цивилизация внесла огромный вклад в развитие всех сфер человеческой деятельности, в том числе и в мореплавание. Однако в первой половине ХХ века морская мощь «Поднебесной» равнялась нулю: после разгрома китайского флота японцами в войне 1894-1895 гг. он практически полностью прекратил свое существование, а робкие попытки возрождения ВМС Китая, предпринятые в 1920-1930-е годы правительством Чан-Кайши, бесславно завершились с началом очередной войны с Японией и потерей всех портов на тихоокеанском побережье.

Образование в 1949 году Китайской Народной Республики повлекло за собой создание в апреле 1950 года нового китайского флота – «Военно-морских сил Народно-Освободительной Армии Китая» (ВМС НОАК). Началось формирование и подводной составляющей этих сил, которой Китай ранее не располагал вовсе. В этом сложнейшем деле огромную помощь КНР оказал Советский Союз, сам в те годы фактически отстраивавший заново свои военно-морской флот и судостроительную промышленность после тяжелейших потерь, понесенных ими в годы Великой Отечественной войны.

Китайские подводные силы стали самыми молодыми среди подводных флотов великих держав. Их создание началось в 1950 году, когда в ВМС КНР была образована «Группа по изучению подводного плавания». Набор подводников в эту группу был поручен вполне «сухопутному» человеку, но опытному военному – командиру дивизии Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) Фу Цзы Цзе. В экипажи подводных лодок (существовавших тогда лишь в планах) набирались бойцы и командиры, отличившиеся в боях закончившейся в 1949 году гражданской войны и войны с Японией, имевшие правительственные награды. Кроме того, первыми моряками – подводниками становились редкие для Китая тех лет молодые технические специалисты, получившие подготовку в зарубежных учебных заведениях. Привлечение столь ценных кадров в военно-морской флот говорило о том большом значении, которое придавалось руководством КНР созданию своих подводных сил.

В 1952 году «Группа по изучению подводного плавания» прибыла в Порт-Артур (где тогда находилась советская военно-морская база) и ее личный состав начал проходить подготовку на кораблях 125-й бригады подводных лодок ТОФ (командир бригады – контр-адмирал В.И. Головачев). В то время это соединение было укомплектовано двумя дизель-электрическими подводными лодками типа «Сталинец» серии IX-бис – С-52 и С-53 (водоизмещение – 837/1090 т, вооружение – шесть 533-мм ТА, одно 100-мм и одно 45-мм орудия), четырьмя «Щуками» V серии и шестью «Малютками» VI.

Летом 1954 года программа подготовки китайских подводников была выполнена. К этому времени были закончены и проводимые при участии советских специалистов работы по сооружению базы подводных лодок ВМС Китая в Циндао. 24 июня первые субмарины – бывшие советские «Сталинцы» С-52 и С-53 из состава 125-й бригады – были переданы китайскому флоту и подняли военно-морские флаги КНР. Кораблям были присвоены названия «Новый Китай» (тактический номер 403) и «Оборона» (N 404). А всего в 1954-1960 гг. КНР получила от «Великого брата» четыре подводные лодки типа «С», четыре типа «Щ» и шесть типа «М».

В 1960-е годы ВМС КНР начали быстрыми темпами оснащаться новейшими для своего времени советскими подводными лодками 613-го проекта (их серийная постройка была освоена на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре), а затем – еще более современными ДЭПЛ проекта 633, строительство которых (при советской технической помощи) было развернуто и на китайских верфях. Соответствующая техническая документация но эту лодку была получена китайской стороной в 1959 году, а в 1960-1982 гг. со стапелей китайских верфей сошло 88 ПЛ проекта 031 и 033 (китайское обозначение кораблей 633-го проекта). При этом 12 лодок были собраны из советских узлов и секций, а остальные – изготовлены полностью самостоятельно. Позже лодки этого типа продавались Китаем Египту, а также Северной Корее, причем последняя с китайской помощью наладила и их собственное строительство. В настоящее время флот КНР все еще насчитывает около 30 лодок 033-го проекта, а еще несколько десятков «ветеранов» находятся в резерве.

В результате этой огромной работы Китай, до 1954-го года вовсе не имевший субмарин в составе своего флота, уже к 1970-м годам вышел на третье место в мире по численности подводного флота! Тогда же началось и строительство дизель-электрических подводных лодок собственной разработки. Первыми такими субмаринами стали корабли пр. 034 (условное наименование, принятое в США – Ming) и их дальнейшее развитие – пр. 035 и 035G, являвшиеся «вариацией на тему» 033-го проекта. 22 таких ПЛ пополнили флот Китая в 1974-2003 гг. В настоящее время в строю находится 17 этих лодок водоизмещением 1580/2110 т. Следует признать, что ПЛ 31-го, 33-го 34-го и 35-го проектов, созданные на основе советских технологий 1950-х годов, несмотря на свои достоинства (простота и технологичность конструкции, дешевизна, высокая ремонтопригодность и т.д.) сегодня уже не могут рассматриваться как эффективное средство ведения борьбы на море и имеют лишь весьма ограниченное боевое значение.

В 1997 году на испытания вышла первая китайская дизель-электрическая подводная лодка нового поколения 039-го проекта (Song) «Юаньчжень-20», спроектированная в КНР при французской технической помощи на базе ДЭПЛ Agosta. Субмарина водоизмещением 1700/2250 т, имеющая скорость полного подводного хода 22 узла, была принята в состав флота в 1999 году. Вскоре ВМС Китая начали пополняться усовершенствованными лодками этого типа. В 2000-2004 гг. в строй вступило еще четыре корабля, построенные по откорректированному проекту 039G и отличающиеся от «Юаньчжень-20» вооружением, дополненным крылатыми противокорабельными ракетами YJ-8-2.

Тем временем в 1990-х годах китайский флот начал вновь пополняться и неатомными подводными лодками российский постройки. В 1995 году из России были получены две ПЛ проекта 877ЭКМ «Варшавянка» (2325/3076 т), а в 1997-2005 гг. – три усовершенствованных корабля 636-го (2350/3100 т) проекта. К настоящему времени, по сообщениям печати, заказано еще семь субмарин этого типа.

В 2004 году была спущена на воду подводная лодка проекта 039А (Juan), являющаяся своеобразным синтезом китайского пр. 039G и российской «Варшавянки». Всего, по данным зарубежной печати, КНР намерена построить 15 кораблей этого типа. Вооружение лодки составляют российские электрические телеуправляемые торпеды ТЭСТ-71МКЭ и самонаводящиеся тепловые торпеды 53-65КЭ, противокорабельные крылатые ракеты YJ-8-2 китайского производства, выстреливаемые из торпедных аппаратов, а также, возможно, и значительно более мощные российские КР 3М59Э, имеющие дальность стрельбы 220 км. Наконец, сообщалось о постройке на верфи в Юхане лодки проекта 041, представляющей собой несколько уменьшенный вариант проекта 039А. Таким образом, сегодня КНР располагает крупнейшим в мире (хотя и несколько устаревшим) флотом дизель-электрических (или, как теперь принято говорить – неатомных) подводных лодок.

Однако этот флот, ориентированный на действия в ближней морской зоне, не может решать многих задач, возникших в ходе китайско-американского стратегического противостояния, начавшегося практически сразу же после победы китайской революции в 1949 году. Уже тогда было ясно, что, помимо традиционного для Китая ближнего, «морского» флота, требующегося для обороны своего побережья, страна нуждается и в дальнем, «океанском» флоте, способном эффективно противостоять американским ВМС на Тихом океане и создавать реальную угрозу территории Соединенных Штатов. В качестве основного ударного компонента такого флота китайским военным, воспитанным в рамках советских военных концепций, виделись, в первую очередь, подводные атомоходы.

Как известно, реализация собственной атомной программы началась в КНР при научно-технической помощи Советского Союза еще в 1953 году. К тому же времени относятся и первые исследования китайских ученых и инженеров в области атомного кораблестроения. Как вспоминает генеральный конструктор, создатель проектов практически всех отечественных ПЛАРБ Сергей Никитович Ковалев, в то время занимавший скромную должность помощника главного конструктора подводной лодки 617-го проекта, «в 1953 году в Ленинград прибыла представительная китайская делегация, в состав которой входили первые заместители министров 14 министерств машиностроения, начальник управления кораблестроения и другие. Официальным поводом визита было знакомство с кораблями и проектами кораблей с целью их (проектов) возможной закупки. Главной же целью было узнать все, что можно, об атомной энергетике и атомном оружии». При этом, по словам Ковалева, китайская сторона, помимо заявок на новейшие советские системы вооружений, привезла с собой на рецензию нашим специалистам и собственный проект атомной подводной лодки! Следует сказать, что в описываемое время (1953 год) первая в мире атомная подводная лодка – американский Nautilus – находилась в стадии постройки (ее спустили на воду лишь в январе 1954 года), а программа первого советского атомохода пребывала на ранних этапах эскизного проектирования, причем уровень секретности этих работ был столь высок, что малочисленные «допущенные» к ним российские кораблестроители не могли тогда посвятить в особенности атомного кораблестроения не только своих китайских коллег, но и высший командный состав собственного Военно-морского флота...

Более конкретно вопрос об оснащении ВМС НОАК атомоходами встал на повестку дня во второй половине 1950-х годов. В то время Китаем, приступившим к быстрому наращиванию своих ВМС, рассматривались различные планы строительства АПЛ совместно с Советским Союзом. Тогда же обсуждалась и возможность создания на Тихом океане единых советско-китайских подводных сил, имеющих в своем составе и атомоходы. Очевидно, в качестве проекта «интернациональной» атомной лодки, предназначенной как для СССР, так и КНР, виделась в то время АПЛ 659-го проекта. Строительство этих кораблей, предназначенных, в первую очередь, для поражения наземных целей (а такими целями могли являться Тайвань, Япония, а также многочисленные американские базы в Тихом океане, представляющие серьезную угрозу для социалистического Китая) началось в 1959 году на заводе имени Ленинского Комсомола. О «тихоокеанской» и «интернациональной» направленности лодок 659-го проекта свидетельствует тот факт, что их строительство было полностью сосредоточено в Комсомольсе-на-Амуре – основном центре кораблестроения не только ТОФ, ни и молодого китайского военно-морского флота.

В дальнейшем, после резкого ухудшения в начале 1960-х годов отношений между нашими странами, китайцы приступили к самостоятельным работам но созданию подводных атомоходов. При этом они вынуждены были искать поддержку у европейских стран, в то время также осваивавших атомное подводное кораблестроение. Наиболее подходящим (как в техническом, так и в политическом плане) партнером оказалась Франция, располагавшая мощной судостроительной промышленностью и хорошим научно-техническим заделом в области подводного кораблестроения, а также проводившая прагматичную голлистскую внешнюю политику равноудаленности как от СССР, так и от США.

Следует сказать, что китайско-французское техническое сотрудничество в области атомного подводного кораблестроения до сих пор окружено завесой тайны (что, впрочем, совершенно естественно для этой деликатной сферы, связанной с ядерной энергетикой). Однако очевидно, что обмен опытом между КНР и Францией был взаимным и еще не известно, какая из сторон выиграла от этого сотрудничества больше.

Напомним, что проект первой французской атомной подводной лодки был разработан фирмой «Шантье де л`Атлантик» в 1956-1957 гг., когда Франция, оправившись от потрясений Второй мировой войны, только начинала возрождеть свое, к тому времени весьма поблекшее, национальное величие. В июле 1957 года, на два года раньше английского «Дредноута», французскую атомную подводную лодку, получившую литерный номер Q-244, заложили на судостроительной верфи военно-морского арсенала в Шербуре. В соответствии с национальной кораблестроительной программой Франция предполагала построить на первом этапе два атомохода, первый из которых планировалось спустить на воду уже в 1961 году. По своим расчетным ТТХ Q-244 приближалась к первой американской АПЛ «Наутилус».

Однако из-за нерешенности ряда технических вопросов и «запредельной» стоимости программы, Франция, озабоченная множеством как внутренних, так и внешних проблем, вынуждена была прекратить строительство Q-244. В 1963 году корпус этой недостроенной АПЛ было решено использовать для сооружения опытной дизель-электрической ракетной подводной лодки Q-251 Gymnote, предназначенной для отработки баллистических ракет подводных лодок. А первой французской атомной подводной лодкой, вступившей в строй, стала ПЛАРБ Le Redoutable, заложенная на верфи в Шербуре в 1964 году и поднявшая военно-морской флаг в 1971 году. В то же время первую атомную торпедную лодку Rubis (с которой, обычно, и сравнивают первый китайский атомоход) французы заложили лишь в 1976 году, т.е. на девять лет позже, чем это сделали китайцы!

Проект китайского атомохода начал разрабатываться в самом начале 1960-х годов, в период, когда отношения между СССР и КНР хотя еще и оставались внешне дружественными, но уже не носили той доверительности, которая была характерна для 1950-х годов. Поэтому советская техническая помощь на первом этане работ по созданию этой АПЛ, если и имела место, то носила весьма скромный характер. Впрочем, к середине 1960-х даже такая помощь стала полностью невозможной.

Первая китайская атомная торпедная подводная лодка пр.091 «Чанчжень-1», получившая западное обозначение Han («Хань»), была заложена в 1967 году на верфи в г. Хулудао (в 200 км на северо-восток от Пекина). Корабль, которому был присвоен тактический номер «401», был спущен на воду в 1970 году и принят в опытную эксплуатацию 1 августа 1974 года.

По своей конструкции китайская АПЛ представляла собой как бы синтез советских и французских «лодочных» технологий. Она несколько напоминала появившуюся позже французскую атомную лодку Rubis, значительно превосходя последнюю по водоизмещению, что, вероятно, объяснялось доставшейся ей в наследство от советских ПЛ двухкорпусной схемой. Следует заметить, что в ряде западных источников «Хань» называется одно– или полуторокорпусным кораблем. Однако, учитывая относительно большое водоизмещение лодок этого типа (при энергетике и вооружении, в целом, соответствующим значительно более миниатюрным французским АПЛ), а также советскую школу подводного кораблестроения, твердо усвоенную китайскими корабелами (уже имеющими к тому времени неплохой опыт строительства двухкорпусных ДЭПЛ по советским лицензиям), можно со значительной долей уверенности утверждать, что для «Ханя» был выбран все же двухкорпусный архитектурно-конструктивный тип.

От французской школы первому китайскому атомоходу достались, очевидно, сдвинутое вперед расположение ограждения выдвижных устройств с размещенным на нем передним горизонтальным оперением, а также другие элементы конструкции. Учитывая внешнюю схожесть обводов «Ханя» и Rubis, можно предположить, что гидродинамика обеих субмарин отрабатывалась во Франции. Общей являлась и принципиальная схема одновальной турбоэлектрической главной энергетической установки мощностью 12000 л.с., приводившей в движение один малошумный гребной винт фиксированного шага.

На лодке имелось два главных турбогенератора переменного тока, работающих на гребной электродвигатель. Для питания последнего применялся и резервный дизель-генератор переменного тока.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение АПЛ составляли, в основном, советские системы 1950-х годов, переданные КНР еще в период «Великой дружбы». То же самое можно сказать и о торпедном вооружении. Оно состояло из шести носовых 533-мм ТА (боезапас – 20 торпед или 36 мин).

К 1990 году в КНР было построено еще четыре АПЛ данного типа. Корабль с бортовым номером 402 являлся, практически, копией «Ханя« (возможные отличия заключаются, возможно, в частичном использовании более современных бортовых систем, часть из которых – западного производства). Три последующие лодки (NN 403, 404 и 405) строились по откорректированному проекту. Помимо торпед, их оснастили противокорабельными ракетами с надводным стартом «Иньцзи-8» (YJ-8, экспортное обозначение С-801, западный индекс – CSS-N-4), являющихся китайским аналогом французской ПКР «Экзосет».

Эта относительно простая твердотопливная ракета универсального применения (ее носителями, помимо подводных лодок, являются надводные корабли, наземные платформы и самолеты) выполнена по крестообразной схеме и имеет активное радиолокационное самонаведение на конечном участке траектории. Сравнительно легкая (165 кг) фугасно-бронебойная БЧ совершенно недостаточна для борьбы с крупными кораблями (авианосцами и крейсерами), зато весьма эффективна против более легких боевых единиц и транспортных судов, которые, очевидно, и являются главными целями для усовершенствованных лодок 091-го проекта.

На первых двух модернизированных АПЛ было установлено уже устаревшее к тому времени гидроакустическое вооружение преимущественно советского типа, а последний корабль подсерии нес более современный французский гидроакустический комплекс (в процессе модернизации установленный также на лодках «403» и «404»). Длина усовершенствованных ракето-торпедных АПЛ увеличилась до 106 м, а водоизмещение – до 4500/5500 м3.

В 2005 году начались ходовые испытания китайской многоцелевой атомной подводной лодки нового поколения проекта 093, заложенной в конце 2001 года на верфи вблизи г. Бохан и получившей западное обозначение Shang («Шань»). В отличие от АПЛ типа «Хань», предназначенных, главным образом, для борьбы с надводными целями, новая субмарина являлась многоцелевым кораблем, способным достаточно эффективно решать и противолодочные задачи.

Лодка пр.093 имеет подводное водоизмещение порядка 6600 м3, длину 107 м и развивает подводную скорость около 30 узлов. Форма ее корпуса оптимальна с точки зрения гидродинамики и напоминает форму американской опытной ПЛ «Альбакор». Созданная (как сообщают зарубежные СМИ) с российской технической помощью, «Шань», по оценкам американских экспертов, по своим боевым качествам приближается к АПЛ проекта 671БДРМ. По всей вероятности, она, как и российский аналог, имеет двухкорпусную архитектурно-конструкционную схему и снабжена одним малошумным гребным винтом. Хвостовое оперение – крестообразное, а переднее горизонтальное оперение, как и на других китайских подводных атомоходах, расположено на ограждении выдвижных устройств. Энергетическая установка состоит из двух водо-водяных атомных реакторов, отличающихся пониженной шумностью, и одного турбозубчатого агрегата.

Лодка оснащена новейшим китайским гидроакустическим и торпедным вооружением. Шесть 533-мм торпедных аппаратов расположены в носовой части корабля. Из них можно вести стрельбу торпедами (в том числе новейшими телеуправляемыми, а также имеющими систему самонаведения по кильватерному следу), противокорабельными крылатыми ракетами YJ-8-II (отличающимися от YJ-8 возможностью подводного старта и максимальной дальностью стрельбы, увеличенной до 80 км) и, вероятно, крылатыми ракетами с подводным стартом, предназначенными для поражения наземных целей.

Первая АПЛ типа «Шань» вступила в строй в 2006 году или в начале 2007 года. Предполагается, в 2010 году Китай будет располагать четырьмя – пятью кораблями этого типа, а всего ко второй половине следующего десятилетия Китай построит восемь – десять лодок 093-го проекта, которые заменят устаревшие морально и физически АПЛ пр. 091.

Ракетные подводные силы Китайской Народной Республики ведут свою историю с 1959 года, когда КНР была передана техническая документация на советские дизель-электрические подводные лодки 629-го проекта, оснащенные жидкостными баллистическими ракетами первого поколения Р-11ФМ (каждая субмарина несла по три такие ракеты, имевшие стартовую массу 5466 кг и максимальную дальность стрельбы 150 км). В 1960 году Китай достроил первую такую лодку, переданную СССР в виде «полуфабриката», и собрал из советских комплектующих (поставленных судостроительным заводом имени Ленинского Комсомола) второй такой корабль, вступивший в строй в 1964 году.

Китайскому флоту было также передано шесть боевых и одна учебная БР Р-11ФМ, однако эти ракеты не имели ядерных боевых частей, которыми были оснащены аналогичные БР на советском флоте.

В КНР подводные лодки 629-го проекта (получившего китайское обозначение 031-й проект)с 1970-х годов широко использовались для испытаний нового оружия. Первая субмарина погибла в катастрофе в 1980 году, а вторая в 1982 году прошла переоборудование под ракетный комплекс JL-1 (три ракетные шахты комплекса Р-11ФМ были заменены на две новые шахты для пороховых ракет, имеющих подводный старт).

В 1978 году была заложена первая китайская атомная ракетная подводная лодка «Чанчжень-6». Корабль был создан на базе проекта первой китайской АПЛ 091, у которой была заимствована, в частности, энергетическая установка, ряд бортовых систем и комплекс торпедного вооружения.

«Главным калибром» нового атомохода должны были стать 12 баллистических твердотопливных двухступенчатых ракет «Цзюйлан-1» (JL-1, «Цунами», западное обозначение – CSS-N-3), способных стартовать из подводного положения. Разработка этого комплекса, по своим характеристикам приближающегося к американскому комплексу «Поларис»А-1, началась в 1967 году. Первый пуск с погруженного испытательного стенда (установленного в Желтом море вблизи порта Хулудао) был выполнен 30 апреля 1982 года, а 12 октября того же года ракета успешно стартовала с борта находящейся в подводном положении опытовой дизель-электрической ПЛ проекта 031. В 1983 году ракетный комплекс JL-1 был официально принят на вооружение ВМС КНР.

Спуск на воду первого китайского атомного ракетоносца состоялся в 1981 году, а в 1987 году, после длительной постройки и доводочных работ, ПЛАРБ, получившая американскую кодовую «кличку» Xia, вступила в строй. Корабль был оснащен двухреакторной ядерной энергетической установкой суммарной мощностью 15400 л.с., вращающей один гребной вал с пятилопастным винтом. АЭУ была, в целом, аналогична энергетической установке АПЛ типа «Хань», к тому времени уже отработанной в производстве и эксплуатации. Верхняя часть ракетных шахт прикрывалась развитой надстройкой, образующей характерный «горб» за рубкой. Переднее горизонтальное оперение размещалось на ограждении рубки. На борту лодки имелся французский гидроакустический комплекс DUUX-5, дополненный китайской ГАС, а также радиолокационное вооружение советской разработки. В носовой части размещалось шесть 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом, включающим 12 торпед типа Ju-3 (аналог российской торпеды СЭТ-65Э)или 24 мины.

ПЛАРБ проекта 092 рассматривалась, в основном, как опытная и на боевые службы выходила крайне редко. Первый старт ракеты «Цзюйлан-1» с борта лодки состоялся в 1985 году и прошел неудачно. Успешный пуск из подводного положения удалось выполнить лишь 27 сентября 1988 года.

В западных СМИ имелись сообщения о том, что была построена и вторая лодка проекта 092, погибшая в 1985 году в ходе испытаний. Однако эта информация носит неофициальный характер и не подтверждается китайской стороной. Вполне возможно, что она является всего лишь проявлением «горячей любви» американских средств массовой информации к Китайской Народной Республике и ее вооруженным силам.

Западные СМИ сообщали, что освоение ПЛАРБ сопровождалось многочисленными авариями и доработками. Косвенно об этом свидетельствует и тот факт, что «Чаньчжень-6» в 1990-е годы так и не приступила к несению регулярного боевого дежурства, оставаясь, фактически, опытовым кораблем. В 1995-2000 гг. лодка встала на капитальный ремонт и модернизацию. В итоге она получила усовершенствованный ракетный комплекс JL-1A с БР, увеличенной до 2800 км дальности. Возросшая длина ракет заставила увеличить и размеры надстройки. Модернизации подверглось гидроакустическое вооружение, удалось снизить шумность корабля. ПЛАРБ получила и противогидроакустическое покрытие черного цвета, контрастирующее с ранее принятой традиционной серой окраской корпуса субмарины.

В настоящее время лодка проекта 092, вероятно, используется как учебная и опытовая и регулярной боевой службы, по всей видимости, не несет. Основу ракетного подводного флота КНР должны составить атомоходы нового поколения, по своим характеристикам и боевой мощи приближающиеся к современным зарубежным ПЛАРБ.

Разработка ПЛАРБ типа «Дацынгуй» (проект 094, западное обозначение Jin – «Цзин») началась в 1990-х годах, когда Китай, после подавления «бархатной революции» на площади Тяньанмынь, лишился западной (следует заметить – весьма выборочной и, в целом, малоэффективной) военно-технической поддержки и стал быстро восстанавливать прерванные в 1960-х годах связи со своим северным соседом – Россией.

ПЛАРБ «Дацингуй» выполнена, если верить зарубежным СМИ, с широким использованием российских технологий (сообщалось, что в качестве прототипа при ее создании использовалась лодка проекта 667БДРМ ЦКБ «Рубин»). Этот 130-метровый атомоход имеет, вероятно, двухкорпусную архитектуру, двухреакторную энергетическую установку, унифицированную с АЭУ лодки пр. 093, и один вал с семилопастным малошумным гребным вином. Новая субмарина является значительно более малошумной, чем китайские аиомоходы первого поколения (в частности, ПЛАРБ «Чаньчжень-6»). По оценкам ряда специалистов, по уровню гидроакустической скрытности лодка проекта 094, в целом, соответствует или превосходит американские ПЛАРБ типа «Лафайет».

Ракетное вооружение новой субмарины представлено 16 межконтинентальными баллистическими ракетами «Цзюйлань-2»(JL-2), обладающими межконтинентальной дальностью и сопоставимыми по своим характеристикам с американской БР «Трайдент»С-4. Твердотопливная ракета имеет три ступени и оснащена моноблочной боевой частью, мощность которой, по оценкам, составляет
400 кт. В перспективе возможно применение и разделяющейся БЧ с тремя миниатюрными боевыми блоками индивидуального наведения, имеющими мощность по 90 кт.

Межконтинентальная дальность ракеты «Цзюйлань-2» (порядка 8000 км) позволяет ПЛАРБ «Дацингуй», находящейся на боевой позиции у берегов Китая (где возможно ее относительно надежное прикрытие силами ПВО), держать под прицелом все западное побережье США, а из района боевого патрулирования, расположенного к западу от Курильской гряды – создавать угрозу 75% континентальной части территории Соединенных Штатов.

Следует заметить, что, согласно опубликованной в западных СМИ информации, ракета JL-2 является морским вариантом межконтинентальной ракеты «Дунфын-31» (DF-31). Эта твердотопливная МБР стартует с грунтово-мобильной пусковой установки, размещенной на полуприцепе, буксируемом тягачом высокой проходимости «Ханьянг» (продолжительность подготовки к старту – 10-15 минут) или из шахты. Она начала поступать на вооружение «2-й артиллерии» НОАК во второй половине текущего десятилетия. Предполагается, что к настоящему времени в строю имеется 12 – 16 МБР этого типа. Если информация о единой МБР соответствует действительности, КНР станет первой державой, решившей проблему межвидовой унификации своих межконтинентальных баллистических ракет. Россия также предполагает сделать свою «Булаву-30» единой для ВМФ и РВСН, однако «сухопутный» вариант этой ракеты, по-видимому, поступит на вооружение лишь в следующем десятилетии.

Испытания ПЛАРБ «Дацингуй» начались в 2004 году, а 13 июня 2005 года с борта специально переоборудованной лодки проекта 031 из подводного положения был произведен первый успешный пуск предназначенной для нее МБР JL-2. Второй испытательный пуск был выполнен в августе 2006 года. В том же году лодка проекта 094(значительно раньше, чем предполагали аналитики из военно-морской разведки США) вошла в строй. Тем не менее отработка ракеты JL-2 продолжалась.

Так же, как и ее предшественница, БР JL-1, новая ракета испытывается с привлечением опытовой дизель-электрической лодки 031-го проекта, прошедшей для этого очередное переоборудование, заключавшееся в замене двух ракетных шахт комплекса JL-1 на одну шахту JL-2. Последний пуск этой ракеты с борта модернизированного «Гольфа» был произведен 29 мая 2008 года на полигоне в Желтом море, вблизи г. Санья. По мнению японских экспертов, он закончился неудачей, так как ракета не достигла заданной дальности.

Следует сказать, что JL-2 является самой легкой из современных стратегических ракет с подводным стартом. Ее стартовая масса составляет всего 20 т, тогда как российская Р-29РГУ «Синева», принятая на вооружение в 2007 году, весит 40.3 т, а «Булава-30» (так же, как и JL-2, проходящая испытания) – 36.8 т. Приблизительно столько же (35 т) весит французская ракета М4, состоящая на вооружении лодок типа Le Triomphant с 1985 года, а новейшая М51, поступление которой на флот ожидается после 2010 года, весит 56 т. Стартовая масса американской МБР «Трайдент»I равна 32.5 т, а «Трайдент»II – 59.

Если по характеристикам дальности китайская ракета не уступает своим зарубежным аналогам (которые летают на 8000-11000 км), то мощность ее БЧ существенно меньше. Точность поражения цели у JL-2 также хуже, чем у российских и американских МБР (КВО которых составляет 100-200 м), что не позволяет использовать JL-2 для «контрсиловых действий».

«Цзюйлань-2» не обладает и сверхвысоким энергетическим совершенством, присущим «Синеве», или способностью «Булавы» проникать сквозь любые, даже самые «экзотические», системы противоракетной обороны, которые только могут появиться в мире в течение ближайших 20 лет. Тем не менее JL-2 (даже в своей первой, моноблочной модификации), скорее всего, несет набор ложных целей для преодоления ПРО противника. Еще большими возможностями в этой области будет обладать вариант ракеты, оснащенный разделяющейся головной частью. Поэтому можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что китайская МБР будет весьма трудной целью для развертываемой американской континентальной ПРО, ориентированной на поражение одиночных межконтинентальных ракет 1-го поколения. А при залповом пуске «Цзюйланей» с борта подводной лодки сколько-нибудь эффективная оборона территории США от этих ракет в обозримом будущем вряд ли будет возможна.

В июле 2007 года гражданским спутником видового космического мониторинга «Квикберд» в районе г. Далянь была зафиксирована и вторая субмарина этого типа, проходящая испытания. Следует заметить, что ранее американцы относили срок вступления этой лодки в строй лишь к 2010 году.

По оценкам зарубежных аналитиков, к середине 2010-х годов КНР должна располагать флотом из четырех – пяти ПЛАРБ типа «Дацингуй». Это вполне сопоставимо с французской или английской ракетными подводными группировками. В следующем десятилетии Китай сможет постоянно держать на боевом дежурстве одну ПЛАБ, что существенно повысит боевую устойчивость его стратегических ядерных сил. Видимо, повысятся и характеристики ракеты. Сообщалось, что в настоящее время ведутся работы по созданию МБР наземного базирования DF-31А с дальностью, увеличенной до 10000 км. Вероятно, по этому же пути идет и совершенствование JL-2.

Развивается и береговая инфраструктура китайского атомного ракетного флота. Создаваемая современная система базирования и боевого управления стратегическими силами ВМС включает склад ядерных боеприпасов в 15 км к юго-западу от г. Далянь на Ляодунском полуострове и узел связи вблизи г. Датун (провинция Шанси).

Таким образом, атомные подводные силы КНР, возникшие немногим более 20 лет назад, буквально но пустом месте при ограниченной иностранной помощи, благодаря упорному труду китайских ученых, инженеров и рабочих-кораблестроителей, а также базовым знаниям, переданным им советскими специалистами в период расцвета советско-китайской дружбы, превратились в настоящее время в мощную современную и быстро развивающуюся структуру, способную эффективно решать тактические, оперативные и стратегические задачи.

Владимир Ильин
http://rusarm.com/arhiv/n2_2008/podvodnyj_flot_kitaya/

0

33

СРЕДСТВО ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ АВИАНОСЦЕВ   
АСПЕКТ     
ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ ПО-КИТАЙСКИ
В последнее время Пентагон все чаще поднимает вопрос о необходимости выработки адекватных мер противодействия стремительно растущей мощи вооруженных сил КНР. Недавно очередной причиной для «озабоченности» Вашингтона, вызвавшей новый виток обсуждений в столице Соединенных Штатов, стало создание для ВМС Народно-освободительной армии Китая баллистической ракеты, предназначенной не для уничтожения береговых объектов на большой дальности, а для борьбы с крупными надводными кораблями, отрядами боевых кораблей и конвоями транспортных судов. Естественно, в новом оружии США увидели прямую угрозу своим авианосцам и авианосным ударным группам - ведь больше «надводного» противника у китайского флота сегодня нет да и в обозримой перспективе не предвидится.



СКУДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Серьезно встревожила американских адмиралов китайская баллистическая противокорабельная ракета (БПКР) DF-21C (CSS-5 Mod 3, в некоторых источниках используется иное обозначение - DF-21D). Она, по разным данным, либо создана и готовится к этапу летных и иных испытаний, либо еще находится на завершающей стадии разработки. О возможности появления у Поднебесной такой ракеты аналитики ВМС США предупреждали свое командование и военно-политическое руководство Соединенных Штатов еще в 2004 году - в подготовленном тогда докладе, названном «Вызовы в военно-морской области». В этом документе, в частности, отмечалось: «Китай намерен обеспечить себе возможность поражения надводных кораблей, включая авианосные ударные группы, в окружающих Тайвань водах за счет использования неядерных баллистических ракет оперативно-тактического назначения».

Согласно оценкам специалистов БПКР предназначена для включения в состав мобильных береговых ракетных комплексов, а обеспечить типовые баллистические ракеты противокорабельными качествами можно путем замены установленной на базовой БР боевой части на маневрирующую головку, оснащенную радиолокационной и/или инфракрасной системой самонаведения. Не совсем ясно, способны ли наука и военно-промышленный комплекс Китая на современном этапе разработать подобное изделие, однако необходимо отметить: если ракета будет оснащена обычной, а не ядерной БЧ, обеспечить высокую эффективность ее боевого применения по мобильным надвод-
ным целям способны только РЛ и/или ИК ГСН. В противном случае - овчинка выделки не стоит.

Объем информации о противокорабельной ракете DF-21C пока весьма скудный, известно лишь, что за основу для ее создания была выбрана БР наземного базирования DF-21 «Дунфэн», первая модификация которой начала разрабатываться еще в 60-х годах, а завершилась только в середине 80-х. К настоящему времени, по разным данным, на вооружение НОАК поставлено порядка 60-80 ракет и около 60 мобильных пусковых установок. Ракета может применяться как в обычном снаряжении, так и с ядерной боевой частью.

Китайская БПКР представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракету, ее стартовая масса предположительно составляет около 15 тонн, дальность полета - около 1200-2000 километров (а по некоторым данным, даже до 2500 км). DF-21C оснащается проникающей боевой частью массой 500 килограммов и способна использовать целеуказания от внешних источников, приоритетными из которых китайское военное командование считает береговые загоризонтные радиолокационные станции, позволяющие уверенно обнаруживать и классифицировать крупные надводные корабли и суда на расстоянии до 3000 километров от береговой черты. Круговое вероятное отклонение равно примерно 10 метрам, что обеспечивает гарантированное попадание в такой объект, как американский атомный авианосец. Пентагон утверждает, что первое испытание БПКР Китай провел еще в 2005 году.

СОВЕТСКИЙ ПРИМЕР

Американские аналитики, а с их подачи зарубежные СМИ - причем как специализированные, так и общеполитической направленности - заявляют о том, что Китай впервые создал противокорабельную баллистическую ракету. Это преподносится в качестве очередного наглядного свидетельства успехов Поднебесной в научной и промышленной областях, способности китайских ученых, конструкторов, инженеров «изыскивать нетрадиционные методы и средства противодействия военной мощи Запада».

У страха, как говорится, глаза велики - первыми баллистическую ракету, способную эффективно поражать крупные надводные цели и отряды боевых кораблей, разработали в Советском Союзе еще в 60-70-х годах. Речь - о БР Р-27К, входившей в состав предназначенного для вооружения подводных лодок ракетного комплекса Д-5.

Решение о создании этого РК было утверждено постановлением Совета министров СССР № 386-179 от 24 апреля 1962 года. Д-5 предполагалось оснастить атомные подводные лодки проекта 667А и перспективные АПЛ проекта 705Б (последний, получивший затем обозначение «Проект 687», так и не был реализован). Головным исполнителем по ракете и комплексу в целом назначили СКБ-385, которым руководил В. П. Макеев.

Особенностью нового ракетного комплекса должна была стать его универсальность. В качестве боевого средства предстояло создать не только баллистическую ракету для стрельбы по наземным объектам (Р-27), но еще и БР Р-27К, оснащенную пассивной радиолокационной системой самонаведения и предназначенную для избирательного поражения надводных целей противника типа «авианосный ордер», «конвой» или «отряд боевых кораблей». Кроме того, новые ракеты следовало заправлять на заводе долгохранимыми компонентами топлива - азотистым тетраксидом и несимметричным диметилгидразином - с последующей ампулизацией БР. Это позволяло существенно увеличить сроки хранения ракет на носителе, в ракетных шахтах, а также содействовало улучшению эксплуатационных характеристик БР.

Р-27 представляла собой одноступенчатую жидкостную ракету с моноблочной отделяемой головной частью, имевшей цельносварной герметичный корпус из алюминиево-магниевого сплава и массу около 6500 килограммов. Ракета была впервые снабжена инерциальной системой наведения, чувствительные элементы которой размещались на гиростабилизированной платформе. Причем приборный отсек как самостоятельный элемент конструкции отсутствовал - аппаратура системы управления и наведения находилась в герметизированном объеме, образованном полусферическим верхним днищем бака окислителя. Двигатель состоял из двух блоков - основного и рулевого. Первый - с тягой 23 тонны - был «утоплен» в баке горючего, на нижнем днище которого устанавливался рулевой блок с тягой 3 тонны.

13 марта 1968 года ракетный комплекс Д-5 с баллистической ракетой Р-27 приняли на вооружение советского Военно-морского флота. Этим РК оснащались только атомные субмарины проекта 667А, получившие, кстати, прозвище «Ваня Вашингтон» - за сильное сходство с появившимися ранее у американских ВМС подводными ракетоносцами типа «Джордж Вашингтон».

Созданная на базе ракеты Р-27 двухступенчатая БПКР Р-27К имела стартовую массу около 13,25 тонны, ее длина составляла 9 метров, а диаметр - 1,5 метра (габаритные показатели аналогичны базовой Р-27). Максимальная дальность стрельбы Р-27К доходила до 900 километров - по мнению военно-морского командования, этого вполне хватало для поражения крупных надводных маневрирующих целей. Головная часть ракеты - моноблочная, управление на пассивном участке траектории - по информации пассивного радиолокационного визирующего устройства, обработка которой выполнялась в бортовой ЭВМ. Наведение боевого блока на конечном участке траектории на подвижные цели осуществлялось по их радиолокационному излучению двукратным включением двигательной установки второй ступени на внеатмосферном участке траектории полета.

Вот как выглядело боевое применение противокорабельной баллистической ракеты Р-27К:

- самостоятельно или при помощи внешних источников обнаруживалась цель, осуществлялась подготовка данных для стрельбы, производился пуск ракеты;

- происходило отделение первой ступени ракеты с последующим выключением двигателя выведения;

- определялись координаты цели;

- проводилась первая коррекция траектории полета, уточнялись координаты цели (на заатмосферном участке);

- следовала вторая коррекция траектории полета (уже на снижении ракеты);

- фиксировался вход боевого блока в атмосферу с последующим поражением цели.

В 1974 году Р-27К была принята в опытную эксплуатацию ВМФ СССР, ракетой вооружили одну подводную лодку, но дальнейшего развития тема не получила - советский флот сделал ставку на создание более эффективных противокорабельных крылатых ракет с достаточно большой дальностью полета, имеющих более высокую точность поражения цели и избирательность. Хотя ни тогда, ни сегодня средств корабельного базирования, способных осуществить перехват атакующей корабль боеголовки баллистической ракеты, нет в распоряжении ни одного из государств мира. Именно это беспокоит американских адмиралов, понимающих, что в случае наличия у Китая нескольких десятков таких ракетных комплексов любая операция, предусматривающая подход авианосных ударных групп США к побережью Поднебесной на расстояние стрельбы новой ракеты, становится просто самоубийством.

ЗАГОРИЗОНТНОЕ ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ

Особую озабоченность командования военно-морских сил США вызывает тот факт, что для обеспечения боевого применения нового ракетного комплекса Китай приспособил отдельные типы беспилотных летательных аппаратов, а также вывел на орбиту спутники, предназначенные в том числе и для выдачи на ракеты целеуказаний. Это ИСЗ-разведчики, оснащенные оптико-электронными системами и радиолокационной станцией с синтезированной апертурой луча.

Кроме того, в качестве источника целеуказания может быть использована и радиолокационная станция загоризонтной разведки. Так, по оценке зарубежных экспертов, еще в 2001 году Китай начал работы по созданию такого радара, способного с высокой точностью обнаруживать и классифицировать цели на дальности 800-3000 километров в секторе 60 градусов. Передающая и приемная станции этой РЛС разнесены примерно на 100 километров друг от друга. По словам экспертов, подтверждающих свое мнение спутниковыми фотографиями приморских районов Китая, прототип такой станции был построен, испытан и к настоящему времени уже демонтирован, тогда как постройка действующей полноценной загоризонтной РЛС пока еще не завершена. Однако в случае ее ввода в строй с учетом расположения ее элементов можно утверждать, что Китай поставит под контроль водное пространство между Японией и Филиппинами.

Вторая РЛС загоризонтной разведки расположена на побережье страны, примерно в 8 километрах восточнее города Шеньчженя и построена на другом физическом принципе - это позволило разнести передающую и приемную станции на расстояние всего 2,65 километра.

Впрочем, эти расчеты, сделанные на основе имеющихся в широком доступе спутниковых снимков, являются, пожалуй, единственными данными об обеих китайских загоризонтных радиолокационных системах.

Владимир ЩЕРБАКОВ
http://www.vpk-news.ru/index.php?option … p;Itemid=5

0

34

ВЕЛИКАЯ ПОДВОДНАЯ СТЕНА   
CОСЕДИ     
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ КИТАЙСКИХ АТОМНЫХ СУБМАРИН

--------------------------------------------------------------------------------
В 2009 году военно-морской флот КНР отметил две знаменательные даты - 55-летие образования национальных подводных сил и 35-летие ввода в строй первой китайской атомной подводной лодки (АПЛ).ПЛАРК проекта 885 («Северодвинск»).




К сожалению, эти события не нашли должного освещения в российской прессе, а ведь речь идет о соседней великой державе, являющейся ныне полноправным членом мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя»), России и Китая входят также Великобритания, Франция и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

ПОРТ-АРТУРСКОЕ НАЧАЛО

Год нынешний тоже является в этом плане юбилейным - в декабре исполнится 20 лет с момента завершения постройки первой в истории Китая серии АПЛ, появление которых внесло серьезные коррективы в геополитический баланс морской силы на Тихом океане вообще и в водах, омывающих Восточную и Юго-Восточную Азию, в частности.

А начиналось все 24 июня 1954 года, когда в Люйшуне (Порт-Артуре) были подняты национальные флаги на двух первых подводных лодках военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) - «Новый Китай-11» и «Новый Китай-12» (по другим данным - «Оборона»). Такие названия получили переданные КНР советские дизельные субмарины С-52 и С-53 серии IX-бис, построенные в 1943 году. Это событие столь растрогало мэра Шанхая маршала Чэнь И, что при посещении «Нового Китая-11» он внес в ее вахтенный журнал поэтическую запись, которая в русском переводе звучит примерно так:

Летят самолеты, плывут корабли, Субмарины освоить нам надо. Нырнем в океан мы на тысячу ли, Врагу не будет пощады!

С глубиной погружения товарищ Чэнь И, конечно, несколько переборщил, так как китайская мера длины «ли» соответствует 576 метрам, но эмоциональный порыв маршала вполне объясним: освоение (с помощью советских инструкторов) даже старых подлодок стало серьезным заделом на будущее.

Первыми двумя «Новыми Китаями» дело не ограничилось, и вскоре ВМС НОАК получили из состава Тихоокеанского флота СССР еще несколько субмарин типов С и М. Но этапным моментом в развитии подводных сил коммунистического Китая явилась передача ему в 1954 году чертежей и технологии постройки советских средних дизельных ПЛ проекта 613, а еще через пять лет - проектно-технической документации на средние дизельные субмарины проекта 633.

С конца 50-х - начала 60-х годов Китай построил более сотни подводных лодок этих проектов, что позволило ему в следующем десятилетии выйти на третье место в мире по общему количеству субмарин после СССР и США. А главное - китайцы приобрели опыт подводного кораблестроения.

Однако ограничиваться дизель-электрическими ПЛ (а их китайцы впоследствии научились проектировать самостоятельно) Пекин вовсе не собирался. Зная об успехах американцев в создании атомного подводного флота и будучи уверенными, что Советский Союз тоже не сидит сложа руки (возможно, руководители Поднебесной располагали какой-то информацией о строительстве первых советских АПЛ в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре), лидеры КНР в 1958 году попросили Кремль предоставить Китаю техническую документацию на атомные субмарины, но получили отказ, хотя, наверное, и не слишком категоричный. Москва все же рассматривала возможность передачи Пекину атомных подводных лодок проекта 659 - носителей крылатых ракет П-5 в ядерном (!) снаряжении, предназначенных для поражения площадных наземных целей.

Учитывая, что применение ракет П-5 в обычном снаряжении не имело смысла из-за низкой точности их стрельбы (даже в усовершенствованной модификации П-5Д круговое вероятное отклонение - КВО - составляло 4-6 км), уместно предположить, что СССР действительно имел намерения оснастить НОАК ракетно-ядерным оружием. Но, похоже, ядерные боевые части Поднебесная получила бы лишь в случае возникновения реальной опасности войны с США и их союзниками. Причем китайские моряки уже должны были иметь (и уметь применять) ракеты - носители ЯБЧ. Этим, видимо, объясняется, почему, например, во второй половине 50-х годов Пекин снабдили документацией на стратегическую баллистическую ракету средней дальности Р-5М, а несколько ранее - боевыми образцами оперативно-тактических баллистических ракет Р-2 (освоенных в производстве как «Дунфын-1») и Р-11 (по китайской номенклатуре - «тип 1060»). На основе Р-5 в конечном итоге был создан и принят на вооружение НОАК в 1966 году первый собственно китайский образец ракетно-ядерного оружия - ракета «Дунфын-2», получившая ядерную боевую часть собственной разработки.

В пользу такого предположения говорит и то, что СССР поставил Китаю две дизельные подводные лодки проекта 629 - носители баллистических ракет (одну субмарину, отбуксированную из Комсомольска-на-Амуре, достроили в КНР на плаву в 1960 году, а вторую собрали из полученных ранее советских узлов и секций в 1964-м). Вместе с ними отправили шесть боевых баллистических ракет надводного старта Р-11ФМ - по три на лодку (плюс еще одну учебную ракету).

Баллистическая ракета Р-11ФМ, принятая у нас на вооружение в 1959 году, стала первым в мире оружием такого класса для подводных лодок. Ее применение в ВМФ СССР предусматривалось только в ядерном снаряжении (мощность заряда - 10 кт при дальности стрельбы 150 км и КВО 8 км). Фактически речь шла о передаче Поднебесной новейшего, хотя и не слишком совершенного отечественного морского оружия, предназначенного для поражения наземных целей, то есть де-факто стратегического! Не оказались в то время в руках у китайцев лишь ядерные боевые части.

А СВАДЬБА ПОДОЖДЕТ!

Однако начавшееся охлаждение советско-китайских отношений, вскоре перешедшее в фазу конфронтации, воспрепятствовало осуществлению этих планов. Поскольку курс на противодействие «советским ревизионистам», взятый после ХХ съезда КПСС, Мао Цзэдун менять не собирался, сомнений по поводу скорого свертывания военно-технического сотрудничества с Москвой у руководства КНР тоже не было.

Поэтому еще в июле 1958 года Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая постановило: стране надо самостоятельно создать атомную подвод-ную лодку и баллистические ракеты морского базирования. Очевидно, что на фоне американской баллистической ракеты подводного старта «Поларис», испытания которой в то время успешно завершались, появившаяся вскоре у китайцев советская Р-11ФМ выглядела более чем скромно, уступая ей в дальности стрельбы в 14,4 раза и абсолютно - в скрытности применения.

Решение высшего партруководства КНР председатель Мао прокомментировал в свойственной ему высокопарно-патетической манере: «Мы должны строить атомные подводные лодки, если даже у нас уйдет на это 10 тысяч лет!». Некоторые источники утверждают, что «великий кормчий» поставил такую задачу еще в 1956 году, то есть до того, как Китай приступил к постройке дизельных субмарин.

История создания атомного подводного флота КНР полна драматизма. Данная программа имела для Поднебесной характер национального приоритета особой важности, сравнимого с созданием собственного ядерного оружия (1964) и выводом на околоземную орбиту первого китайского спутника «Дунфаньхон-1» (1970).

Осуществление этой программы сразу же столкнулось с трудностями как внутреннего, так и внешнего порядка. Последние объясняются разрывом с СССР, помощь которого, вероятно, позволила бы НОАК обзавестись атомными субмаринами советского дизайна уже в первой половине 60-х годов. С другой стороны, благодаря поддержке Москвы, оказанной в предыдущее десятилетие, в Китае появились национальные кадры судостроителей, моряков-подводников, ученых-ядерщиков и оружейников, а также была развернута собственная промышленная база по строительству подводных лодок, что имело ключевое значение для реализации задуманного.

Сформированная в 1958 году группа специалистов, привлеченных к осуществлению «проекта 09» (такое наименование получила атомная подвод-ная программа КНР), состояла из молодых физиков, кораблестроителей, энергетиков-атомщиков и ракетчиков. Возглавил группу только-только окончивший Московский энергетический институт Пен Шилу, впоследствии - академик, один из ведущих ученых Китая в области ядерной науки и техники.

Талантливая молодежь с большим энтузиазмом взялась за порученное дело. О рабочем настрое, царившем в группе, свидетельствует забавный эпизод. На дружеской вечеринке один из разработчиков проекта вдруг бесцеремонно оставил партнершу прямо во время танца с возгласом: «Не женюсь, пока наша лодка не войдет в строй!». И сдержал слово, расписавшись с ней через 16 лет - только после того, как произошло это долгожданное событие.

Но самым главным препятствием оказались проблемы внутреннего характера.

Во-первых, на осуществлении программы сказывалась нехватка квалифицированных кадров и средств, так как наивысший приоритет был все-таки отдан созданию ядерного оружия, форсированному развертыванию баллистических ракетно-ядерных систем наземного базирования и космической программе. Часть специалистов была «изъята» из «проекта 09» и направлена на решение именно этих задач.

Во-вторых, разразившаяся в конце 60-х Культурная революция, нанесшая огромный ущерб китайскому обществу и экономике, привела к диким эксцессам в отношении военно-морских специалистов и научно-технической интеллигенции. Так, репрессии обрушились примерно на 3800 опытных командиров ВМС, в том числе на 11 бывших адмиралов (в 1965 году воинские звания в Китае были отменены, их восстановили в 1988-м).

Училище подводного плавания в Циндао с 1969 по 1973 год и вовсе оказалось закрытым. А один из руководителей «проекта 09» Хуан Сюхуа подвергся жесточайшему преследованию со стороны хунвейбинов, которые устраивали ему форсированные допросы, заставляя признаться в принадлежности к иностранной агентуре. И только личное вмешательство премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая спасло Хуана Сюхуа от отправки на свиноферму - такой «исправительный» приговор вынесли ему истязатели. (Как тут, кстати, не вспомнить, что и конструктор первой советской атомной субмарины проекта 627 «Ленинский комсомол» Владимир Перегудов тоже прошел в свое время через репрессии, угодив в «ежовые рукавицы» НКВД по абсурдному подозрению в шпионаже...)

ПО-КИТАЙСКИ С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ

Сам факт выдвижения против разработчиков «проекта 09» обвинений в шпионаже, очевидно, можно объяснить тем, что разрыв научно-технических связей с СССР заставил китайцев обратиться за инженерной поддержкой в создании атомной подводной лодки к западным фирмам, в первую очередь французским.

Переработанному с участием французов проекту присвоили номер 091, а головную атомную подводную лодку «Чанчжэн-1» заложили на верфи в Хулудао в 1967 году. «Чанчжэн» переводится как «Великий поход» (в честь исторического похода китайской Красной армии в 1934-1935 годах) - всем АПЛ Китая дается именно такое наименование с соответствующим порядковым номером. В США и НАТО субмарины проекта 091 назвали «Хань».

Постройка «Чанчжэн-1» затянулась из-за причин технико-экономического характера на долгие семь лет - в состав ВМС НОАК она была принята только 1 августа 1974 года, да и то с существенными дефектами, в том числе связанными с первым контуром ядерной энергоустановки. Устранение их и доводка прочих систем заняли еще шесть лет, так что на боевое патрулирование лодка вышла только в 1980 году. Последующие четыре корабля передали морякам в 1980-1990 годах, причем накопленный опыт позволил сократить продолжительность постройки (последняя в серии «Чанчжэн-5» строилась около четырех лет).

По своей архитектуре первые китайские лодки проекта 091 весьма напоминают как бы увеличенные в размерах французские АПЛ типа «Рубис», строившиеся в 1976-1993 годах (всего шесть единиц). Впрочем, возможно, следует говорить наоборот - очень похоже на то, что для французов строительство «Чанчжэн-1» стало полигоном для отработки оптимальных решений, воплощенных в собственных кораблях. Ведь первая их попытка постройки атомной подводной лодки Q-244, относящаяся к концу 50-х, окончилась неудачей. Ее пришлось достраивать в качестве опытовой ракетной субмарины «Жимнот» с дизель-электрической энергоустановкой.

На китайских АПЛ проекта 091 и на французских лодках типа «Рубис» отсутствует главный турбозубчатый агрегат, поскольку гребной винт приводится в движение главным гребным электродвигателем, питаемым постоянным током, в который преобразуется переменный ток турбогенераторов. На субмаринах установлен один водо-водяной реактор тепловой мощностью 48 МВт.

Казалось бы, выбранная схема электродвижения и умеренная мощность реакторной установки должны были обеспечить относительную малошумность лодки, однако на деле она оказалась в 2,68 раза более шумной, чем мощнейшая американская атомная субмарина типа «Лос-Анджелес» с турбозубчатым агрегатом. Это, в частности, обусловило невысокий противолодочный потенциал первых китайских АПЛ.

Лодки проекта 091 создавались как «чисто» торпедные, но последние три из них вдобавок к торпедным аппаратам получили противокорабельные ракеты YJ-8, запускаемые из расположенных за рубкой пусковых установок в надводном положении, что неизбежно демаскирует корабль.

Тем не менее атомные субмарины проекта 091 превратились в предмет национальной гордости КНР, несмотря на серьезные «детские болезни» (впрочем, некоторые со временем удалось «вылечить», например связанные с надежностью реакторной установки). Они нашли широкое применение для демонстрации мощи ВМС Поднебесной, прежде всего в омывающих ее побережье морях. Отмечены случаи нескрываемого (даже невзирая на обнаружение) преследования первыми китайскими атомными подлодками американских авианосных групп.

КОНТУРЫ ОКЕАНСКОГО ЗАВТРА

Сегодня «Чанчжэн-1» выведена из боевого состава ВМС НОАК. На смену ей уже поступают новые многоцелевые АПЛ проекта 093 (на Западе они отнесены к классу «Шань»), строительство которых началось в конце 90-х. По крайней мере одна лодка проекта 093 к 2005 году уже отправлялась на ходовые испытания, а к 2010-му ожидалось, что в составе китайского флота будут находиться четыре атомные подводные субмарины этого типа (к 2015-му их должно быть шесть).

Предполагается, что по своим тактико-техническим элементам новые китайские лодки близки зарубежным АПЛ 70-80-х - советским проекта 671РТМ или даже американским типа «Лос-Анджелес» первой и второй серий, а в составе их вооружения могут появиться перспективные маневрирующие крылатые ракеты для точного поражения наземных объектов.

Единственная построенная по проекту 092 китайская атомная ракетная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Чанчжэн-6» (на Западе для нее принята условная категория класс «Ся») вступила в строй в 1987 году после длительной доводки, последовавшей за спуском на воду в 1981-м (заложили субмарину в 1978-м). Основой для проекта 092 послужил проект 091 - в принципе это такая же субмарина, но с врезанным в корпус ракетным отсеком.

На лодке класса «Ся» используются практически такие же ядерная энергетическая установка и комплексы торпедного и радиоэлектронного вооружения. Большие трудности у китайских специалистов вызвала доводка комплекса из 12 твердотопливных баллистических ракет подводного старта «Цзюйлан-1»: первый старт БР с борта субмарины в 1985 году оказался неудачным, а успешный ракетный пуск «Чанчжэн-6» произвела только в 1988-м.

По своим характеристикам моноблочная «Цзюйлан-1» близка к американской ракете «Поларис» А-1, но уступает ей в дальности стрельбы (всего 1700 км).

Понятно, что одна-единственная «Чанчжэн-6», техническая надежность которой к тому же оставляла желать много лучшего, никак не могла считаться основой китайских морских стратегических ядерных сил: для обеспечения постоянного боевого патрулирования необходимо наличие в составе ВМС не менее трех таких лодок. Эта проблема решается развертыванием новых ПЛАРБ типа «Дацынгуй» (проект 094), которые разработаны с использованием российских технологий и представляют собой значительный шаг вперед по сравнению с лодкой проекта 092.

ПЛАРБ проекта 094 (на Западе ее условно относят к классу «Цзин») отличается от предшественницы более надежной ядерной энергетической установкой, меньшей шумностью, усовершенствованными гидроакустическими и радиоэлектронными системами и может рассматриваться как аналогичная по своим характеристикам российским ПЛАРБ проекта 667БДРМ, правда, с меньшим боекомплектом.

Ракетное вооружение «Дацынгуй» представлено 12 твердотопливными МБР подводного старта «Цзюйлан-2» (дальность стрельбы - не менее 8000 км). В отличие от первой китайской баллистической ракеты с подводным стартом «Цзюйлан-1», устаревшей уже к моменту своего поступления на вооружение, «Цзюйлан-2» - ракета межконтинентальной дальности, несущая разделяющуюся головную часть индивидуального наведения.

По своим характеристикам ракета «Цзюйлан-2» сравнима с американской БРПЛ «Трайдент» С-4 образца 1979 года. При патрулировании северо-восточнее Курильских островов ракетные удары с борта «Дацынгуй» могут быть нанесены по целям, расположенным на 75% континентальной территории США. По информации источников, близких к американской разведке, первая лодка этого проекта начала проходить ходовые испытания в 2004 году и в настоящее время предположительно ВМС НОАК располагают двумя субмаринами типа «Дацынгуй». Всего серия включает четыре или даже пять ПЛАРБ, которые должны быть полностью развернуты в 2015-2020 годах.

Таким образом, КНР в настоящее время реализует ограниченную программу строительства атомного подводного флота, чьи количественные параметры сопоставимы с английским и французским. Это соответствует общей задаче нынешнего этапа развития национальных ВМС, которые к 2020 году должны контролировать обширную океанскую зону от Курильских до Марианских и Каролинских островов, Новой Гвинеи и Малайского архипелага. В более отдаленной перспективе, к 2050 году предполагается иметь полноценный флот, способный действовать в любых районах Мирового океана.

Говоря об этой перспективе, эксперты уже сейчас упоминают будущие китайские атомные подводные лодки - проекта 095, предназначенные в том числе для обеспечения боевой устойчивости предполагаемых китайских авианосных групп, и ПЛАРБ проекта 096, аналогичные американским субмаринам типа «Огайо». О мощи такого флота можно только догадываться, но нет оснований сомневаться, что у динамично развивающегося Китая есть все предпосылки для его создания.

Константин ЧУПРИН
http://www.vpk-news.ru/index.php?option … p;Itemid=5

0

35

:suspicious:

0

36

071  :suspicious:

0

37

хороший рисунок

0

38

ракетные стрельбы с учений в восточно-китайском море.
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_20e6576e6891863.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_62a192b62245f33.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_98d6a4b459fcc73.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_2bbc265c06df93e.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_b8eefb22acf904c.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_93dcc721227e836.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_439d2d159cd37ae.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_60d452e131d6009.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_72972_495c8da287e792d.jpg

0

39

"Варяг". Вид сверху.
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_28180_4e1dcfb98ccc4d9.jpg

0

40

http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_137383_3f356284e531331.jpg

0

41

Владислав не могли бы рассказать о современных китайских ПКР?

0

42

Zaklepkin написал(а):

Владислав не могли бы рассказать о современных китайских ПКР?

Я в современных весьма приблизительно ориентируюсь. Могу про C601\YJ6 рассказать, но это уже далеко не хайтек.
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_0906/25_5847_10b4925b1878c40.jpg
Мне ближе сухопутная ипостась KD-63
Вот пуск с дальности "более 100 км".
Макс.дальность - 200 км.
Боеголовка - 500 кг.
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/8F/8F.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/90/90.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/7F/7F.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/80/80.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/91/91.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/83/83.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/84/84.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/92/92.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/98/98.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/99/99.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/A0/A0.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/9A/9A.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/9B/9B.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/9C/9C.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/A1/A1.JPG
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/A2/A2.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/9D/9D.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/A3/A3.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/9E/9E.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/B3/B3.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/B4/B4.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/B5/B5.jpg
http://misc.home.news.cn/public/images/original/00/31/EF/B6/B6.jpg

0

43

http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_0910/27_60986_7ec181678364188.gif
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_0910/27_60986_d5dc3e20dcf1277.gif
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_0910/27_60986_c06853cb3cb3827.gif

0

44

Аденский залив
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_4411267c83217a6.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_8f55b8ecf983045.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_5d8662a9bcdb348.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_6da749ab6e85d65.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_7801e898acafc61.jpg

0

45

конвой... 21 век... классные фото  :)

0

46

http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_be7a97e86efc42b.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_8e70c1a4406b651.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_66_c52474dd539cc19.jpg

0

47

Учения в южно-китайском море
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300814386290277743.jpg
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300814522092812720.jpg
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300814091045048361.jpg
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300814242268940130.jpg
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300815222572613166.jpg
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300815061697615928.jpg
http://english.people.com.cn/mediafile/201007/30/P201007300815382461322418.jpg

0

48

http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_9e1475d2ca3218f.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_dda74da82becd20.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_1c90c74851088db.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_1daa044b16cd9cc.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_7ff8e19ee482900.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_9380afcc58f2f9d.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_26f03d888aaac40.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_ca0f6689b0145d2.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_14b7b2efae33da2.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_e84616b6ea6dbbc.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_f2f3140fe454e4e.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_4809cfa7be64190.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_14f147b6ec1515e.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_a25967b33bb32f0.jpg
http://www.fyjs.cn/bbs/attachments/Mon_1007/25_115259_7dbc836cf19128c.jpg

0

49

Спасибо!

0

50

Китай готов приступить к строительству своего собственного первого авианосца. Об этом сообщает в воскресенье японское информагентство Kyodo.

Официально Пекин не разглашает сроков начала строительства, в шанхайской судостроительной верфи "Чансин" агентству сообщили, что "создание авианосца является вопросом времени".

В настоящий момент уже осуществляется завоз необходимых материалов. Для строительства авианосца в верфи "Чансин" построили самый большой в Китае док длиной в 580 м и шириной более 100 метров, передает ИТАР-ТАСС.

Ранее японским СМИ удалось выяснить, что в Китае уже построены два наземных тренировочных комплекса для будущей палубной авиации.

Военное командование КНР в декабре 2008 г. приняло решение об усилении ВМС Китая за счет создания авианосцев. Планируется, что к 2015 г. в КНР построят два авианесущих судна с обычными силовыми установками, а к 2020 г. - еще два атомных авианосца. Это заметно повысит роль китайского военного флота в регионе.

http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/50204/

0

51

Новая китайская ПЛ похож точно подтверждается..
[реклама вместо картинки]
http://i56.tinypic.com/juu9ee.jpg
http://i51.tinypic.com/91m0yx.jpg

0

52

Китаец.. для каких задач?  :suspicious:

0

53

На рисунке, насколько понимаю, написано что это океанское спасательное судно.

0

54

Это вы перевели с китайского?

0

55

otvaga2 написал(а):

Это вы перевели с китайского?

Да, с помощью словаря. Там же слева вверху написано J121远洋救助打捞船模型图 1:500. То есть, насколкьо понял это чертеж 1:500 модели океанского спасательного судна  J121

Отредактировано Navigator (2010-10-16 19:53:12)

0

56

Lans написал(а):

Китаец.. для каких задач?

Это спасательное судно "Тип 925" Флота Северного моря. Сейчас - бортовой "861".
Есть еще "862" и "863" - флотов Восточного и Южного морей.
Строились когда-то под узкие задачи, но стали фактически многоцелевыми вспомогательными судами.

0

57

052D  :)

0

58

Lans написал(а):

052D

Ниче так выглядит китайчег... :suspicious: 
...много таких у китайчегов?

0

59

Zaklepkin написал(а):

...много таких у китайчегов?

НОЛЬ  :) это предполагаемый вид... а может просто фантазии....

0

60

Скоро узнаем, что там на самом деле. На верфи Цзяннань сейчас похоже сразу два новых эсминца строится.
Вот тот, что более готовый.
[реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]

Отредактировано Navigator (2010-11-04 16:54:31)

0