Анализ развития ситуации в Латинской Америке свидетельствует о том, что страны этого региона выходят из-под контроля своего великого северного соседа – США с формированием латиноамериканского цивилизационного союза. Одним из ведущих лидеров этого движения выступает Венесуэла. США весьма заинтересованы в смене политического режима в этой стране. Опыт «арабской весны» и нарастающей нестабильности в Турции указывает на то, что механизм насильственной смены власти в государстве посредством инициирования управляемого хаоса используется весьма эффективно.
Анализ развития ситуации в Латинской Америке свидетельствует о том, что страны этого региона выходят из-под контроля своего великого северного соседа – США с формированием латиноамериканского цивилизационного союза. Одним из ведущих лидеров этого движения выступает Венесуэла. США весьма заинтересованы в смене политического режима в этой стране. Опыт «арабской весны» и нарастающей нестабильности в Турции указывает на то, что механизм насильственной смены власти в государстве посредством инициирования управляемого хаоса используется весьма эффективно.
Остается реальной и угроза прямого военного вмешательства во внутренние дела Венесуэлы с целью смены политического режима со стороны США. Не зря же воссоздан 4-й флот, операционной зоной которого является южная Атлантика. Поэтому оценить способность Венесуэлы противостоять существующим военным угрозам весьма интересно.
Факторы военных угроз
В настоящее время и на ближайшую и среднесрочную перспективу военно-политическая обстановка в Венесуэле будет определяться действием геополитических, региональных и социально-экономических факторов.
“ На ближайшую перспективу существует вероятность втягивания Венесуэлы в пограничный конфликт с одной из сопредельных стран ”
К числу основных геополитических факторов относятся прежде всего особая роль и место Венесуэлы в геополитической конфигурации Южной Америки как связующего звена с Северной Америкой и крупнейшей страны региона, играющей значительную роль в формировании общей политической ситуации на континенте. Венесуэла является одной из важнейших составных частей тылового резерва углеводородного сырья США (и западной цивилизации в целом).
В этих условиях выход Каракаса из-под американского контроля, проведение страной самостоятельной политики ставят под угрозу саму возможность контроля США над Южно-Американским континентом.
Действие геополитических факторов формирует для Венесуэлы угрозу, состоящую в возможности утраты политической и экономической независимости. Источник этой угрозы – Соединенные Штаты, которые, вероятно, будут поддержаны частью других стран западной цивилизации.
К числу основных региональных факторов, определяющих характер военных угроз Венесуэле, относится прежде всего наличие территориальных претензий к этой стране со стороны сопредельных государств: Гайаны – в отношении территории к западу от реки Эссекибо и Колумбии – из-за континентального шельфа Венесуэльского залива. Действие этих факторов порождает для Каракаса военные угрозы регионального масштаба.
Помимо этого, существенное значение для формирования угроз военной безопасности Венесуэлы будет представлять рост организованной преступности и наркоторговли, прежде всего в соседних странах, особенно в Колумбии, что может быть использовано для дискредитации ее высшего политического руководства с целью последующей замены действующего национально ориентированного политического режима на марионеточный за счет развязывания в государстве внутреннего вооруженного конфликта.
Таким образом, региональные факторы формируют внешние и внутренние военные угрозы для Венесуэлы, преимущественно локального масштаба.
Вероятные конфликты
На ближайшую и среднесрочную перспективу существует вероятность втягивания Венесуэлы в пограничный конфликт с одной из сопредельных стран (Гайана или Колумбия) при попытке одной из сторон отторгнуть часть спорной территории или осуществить частичное перераспределение континентального шельфа в свою пользу.
Венесуэльский орешек
Эскалация такого конфликта может привести с высокой вероятностью к возникновению более масштабного вооруженного конфликта с целью окончательного разрешения вопроса о спорных территориях и акваториях.
Для его ведения противоборствующие стороны привлекут основную часть боеготовых вооруженных группировок с возможным проведением частичной или даже полной мобилизации. Такой конфликт может продлиться от нескольких дней до одного-двух месяцев. Скорее всего, он будет завершен после разгрома вооруженных сил одной из сторон либо, что более вероятно, в результате вмешательства в него международного сообщества или США, которые постараются его использовать как основание для вооруженного вмешательства во внутренние дела Каракаса.
Остается относительно высокой возможность возникновения внутреннего вооруженного конфликта в Венесуэле, который может быть инспирирован США. Со стороны незаконных военных формирований (НВФ) в таком конфликте на начальном его этапе могут принимать участие от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, вооруженных исключительно легким, преимущественно стрелковым оружием.
На этом фоне сохраняется возможность и прямой военной агрессии против Венесуэлы со стороны США. Непосредственным поводом для этого может быть либо существующий на ее территории внутренний вооруженный конфликт, в этом случае американцы обвинят правительство Венесуэлы в развязывании террора и геноцида, либо обвинение Каракаса в поддержке террористических организаций и наркомафии, либо вмешательство США в конфликт между Венесуэлой и ее региональными противниками.
Таким образом, в скором будущем венесуэльские вооруженные силы могут оказаться перед необходимостью вести боевые действия против НВФ криминального и иного характера на территории страны, а также против войск сопредельных государств, обладающих равноценным вооружением и боевой техникой. Возможно столкновение и с группировкой войск (сил) США, которая будет обладать подавляющим превосходством в количественном и качественном отношении над армией Венесуэлы.
Потенциал вооруженных сил
В настоящее время вооруженные силы Венесуэлы являются одними из наиболее боеспособных в Латинской Америке. Это определяется относительно высоким уровнем боевой и оперативной подготовки личного состава и штабов, а также наличием в достаточном количестве современных образцов вооружения и военной техники.
Общая численность армии – около 90 тысяч человек (в том числе национальная гвардия – около 30 тысяч). Резерв первой очереди – восемь тысяч человек, а общий мобилизационный ресурс – примерно 4,5 миллиона годных к военной службе.
Основу ВС Венесуэлы составляют сухопутные войска общей численностью 34 тысячи человек, имеющие в своем составе пять дивизий и 13 бригад, а также семь батальонов, артиллерийский дивизион и два инженерных полка в резерве.
На вооружении сухопутных войск имеется около 200 танков (в том числе 90 российских Т-72Б1В и 80 АМХ-30), 500 боевых бронированных машин, включая более 100 БМП-3, около 100 БТР-80А, более 350 орудий полевой артиллерии и реактивных систем залпового огня, в том числе до 50 самоходных гаубиц 2С19М1 «Мста-С», 20 самоходных орудий-минометов 2С23 «Нона-СВК», более 30 реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град» и около десяти реактивных систем залпового огня «Смерч».
Армейская авиация сухопутных войск насчитывает 60 вертолетов, в том числе 10 машин огневой поддержки Mи-35, 20 военно-транспортных Ми-17-1В и 20 Ми-26.
Основную ударную силу ВВС (насчитывающих около 7000 человек личного состава) составляют четыре истребительные группы, оснащенные 24 Су-30МКВ, 20 F-16 А и В (из которых боеспособны не более 10) и около 15 СF-5А и В. Для переброски войск и материальных ресурсов в ВВС имеется 50 военно-транспортных самолетов, в том числе 10 Ил-76, и 23 вертолета.
Венесуэла располагает наиболее совершенной в Латинской Америке глубоко эшелонированной системой ПВО, в основе которой два дивизиона ЗРК С-300ВМ, ЗРК «Бук-М2Э», «Печора-2М» и ЗУ-23. Предусмотрена закупка в России трех дивизионов «Бук-М2Э», 11 дивизионов «Печора-2М», а также 300 ЗУ ЗУ-23 калибра 23 миллиметра, 11 радиолокационных станций П-18М и автоматизированных систем управления ПВО. Основную часть этих средств Каракас может получить уже до конца 2013 года.
Помимо перечисленных, ПВО Венесуэлы располагает не менее 10 ЗРК Barak, 10 ЗРК Roland, а также ПЗРК RBS-70 и около 230 буксируемых зенитных установок.
Основа венесуэльских ВМС – две подводные лодки проекта 209/1300, шесть модернизированных фрегатов УРО типа «Лупо», шесть ракетных катеров «Конститусьон» и четыре больших десантных корабля проекта 1171. Морская авиация представлена 16 вертолетами различного назначения. Численность морской пехоты – 7500 человек.
Предполагается оснащение венесуэльских ВМС российским береговым ракетным комплексом «Бал-Э», несколько единиц которого могут быть поставлены в страну до конца текущего года.
Национальная гвардия имеет на вооружении 44 бронетранспортера, 150 минометов, 23 военно-транспортных самолета и 26 вертолетов, а также 52 катера.
Большое влияние на состояние военной безопасности страны оказывают географические факторы. Важнейшие из них – множество горных массивов, покрытие значительной доли территории страны (до 50 процентов) лесами и джунглями, наличие значительных островных зон в прилегающей к территории Венесуэлы акватории Карибского моря. Горы, леса и джунгли создают благоприятные условия для деятельности НВФ, а также сил специальных операций, острова – для действий легких сил флота.
Возможности защиты страны
Оценка возможности армии противостоять различным формам военной агрессии сводится к анализу способности ее вооруженных сил вести успешную борьбу против НВФ, разгромить группировки противника в своем регионе, а также противостоять агрессии США и союзных им государств.
В военных действиях против НВФ ВС Венесуэлы обладают значительным военно-техническим превосходством. Сильная сторона НВФ – высокая скрытность действий за счет преимущественно лесистой местности. Ключевым условием успешной борьбы с незаконными военными формированиями является изоляция районов их действий и территории страны в целом от возможной поставки им вооружения и иных видов снабжения извне.
Анализ боевого состава и численности ВС Венесуэлы показывает, что они в целом способны разгромить основные группировки НВФ в случае возникновения на территории страны внутреннего вооруженного конфликта в срок от двух-трех месяцев до года при условии решительного применения против них достаточного количества сухопутных войск и авиации, а также наиболее эффективных средств огневого поражения. Однако борьба с отдельными группами НВФ, которые просачиваются из-за границы, может продолжаться несколько лет. Сложный рельеф местности, большие лесные массивы и наличие развитых островных зон практически исключают возможность надежного контроля всей протяженности границ страны.
Военные действия против группировок войск (сил) стран региона по своему характеру будут аналогичны войнам второй половины ХХ века.
Сопоставление боевого состава вооруженных сил Венесуэлы и ее потенциальных противников в регионе – Гайаны и Колумбии свидетельствует о значительном военно-техническом лидерстве венесуэльской армии. Над ВС Гайаны она имеет подавляющее превосходство как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому Гайана не может самостоятельно противостоять Венесуэле.
ВС Колумбии по численности более чем двукратно превосходят армию Венесуэлы. Однако в техническом отношении они существенно уступают ей. Достаточно отметить, что у колумбийских вооруженных сил нет танков, они фактически не имеют системы ПВО (всего около 60 орудий МЗА), а основу их ВВС составляют 24 устаревших разнотипных истребителя. Сопоставимы с венесуэльскими только ВМС Колумбии.
Вступление в войну против Венесуэлы на стороне Колумбии ее союзника Эквадора мало что меняет в соотношении сил сторон. Имея численность около 60 тысяч человек, ВС Эквадора также оснащены устаревшей боевой техникой и не обладают полноценной системой ПВО. В этих условиях Венесуэла уже по итогам первой воздушной операции, вероятнее всего, обеспечит себе полное господство в воздухе.
В дальнейшем глубокими ударами бронетанковых группировок при поддержке воздушных и морских десантов венесуэльцы смогут в относительно короткие сроки – от нескольких дней до двух-трех недель – разгромить основные группировки вооруженных сил своих противников.
В условиях господства в воздухе венесуэльской авиации силы флота Колумбии будут достаточно быстро разгромлены в пунктах базирования и в море. Затем колумбийцы смогут оказывать сопротивление сохранившими боеспособность разрозненными соединениями и частями, действующими преимущественно полупартизанскими способами.
США для ведения военных действий против Венесуэлы будут создавать группировки войск (сил), способные обеспечить гарантированный разгром ее ВС в скоротечной воздушно-наземно-морской операции за счет подавляющего превосходства.
Учитывая географические условия и опыт предыдущих военных конфликтов, можно сделать вывод, что для ведения войны против Венесуэлы США и их союзникам придется создать достаточно мощную группировку численностью до 200 тысяч человек, основу воздушно-морской мощи которой могут составить до 400 самолетов различного назначения, включая палубную авиацию, до двух авианосцев и 20–30 надводных кораблей других классов, трех – пяти подводных лодок. Также для ударов по государственным и военным объектам Венесуэлы может быть использовано до 500 и более крылатых ракет морского и воздушного базирования.
Допустимые сценарии
В таком военном конфликте противники Венесуэлы будут ставить самые решительные цели, например военную оккупацию этой страны с последующим созданием на ее территории марионеточного государства, полностью зависимого от агрессора, с возможным его расчленением.
Военные действия стартуют нанесением массированных ракетно-авиационных ударов. Вторжение противника с суши и со стороны моря может начаться только после завоевания полного господства в воздухе и на море. Сухопутные группировки будут закреплять достигнутые результаты, непосредственно обеспечивая достижение политических целей.
На всех этапах военного конфликта следует ожидать интенсивного применения сил специальных операций, осуществления провокаций, террористических акций, а также проведения психологических операций, направленных на деморализацию личного состава ВС и населения Венесуэлы.
Венесуэльские ВС в военном конфликте против США и их союзников, вероятно, на первом этапе основные усилия сосредоточат на выводе войск (сил) из-под удара противника и рассредоточат их на заранее подготовленной скрытной системе территориального базирования. При этом часть авиации может быть перебазирована в сопредельные дружественные страны.
В дальнейшем после ввода войск агрессора на территорию страны основные усилия, возможно, сосредоточатся на нанесении неприемлемого ущерба группировке войск противника на венесуэльской земле с распространением военных действий на территории агрессора. Это позволит втянуть противника в длительную (на годы) войну и тем самым выиграть время для формирования международной поддержки для оказания политического давления на агрессора, дестабилизации его внутриполитической обстановки и получения необходимых ресурсов, вооружения и военной техники для ведения войны.
Группировка сил специальных операций, развернутая заранее на территории противника, будет наносить выборочные удары по отдельным объектам, имеющим большое экономическое и политическое значение.
Боевой потенциал ВС Венесуэлы при грамотно организованных действиях позволит нанести агрессору ощутимые потери и не дать установить контроль над страной, организовав войну на своей территории с применением партизанских методов.
Затяжное вооруженное противостояние врагу в сочетании с активной дипломатической деятельностью с целью получения внешнеполитической поддержки своей национально-освободительной борьбы позволит Венесуэле выйти из этой войны на приемлемых для нее условиях, не допустив утраты национального суверенитета.
Таким образом, ВС Венесуэлы способны в полной мере обеспечить военную безопасность государства на региональном уровне.
В противостоянии с США венесуэльские ВС могут предотвратить (как минимум существенно затруднить) развязывание военной агрессии против своей страны, создавая угрозу втягивания агрессора в длительную противопартизанскую войну и вынуждая его сформировать достаточно мощную группировку вооруженных сил с соответствующими значительными ресурсными затратами.
Крепкий орешек, эта Венесуэла.
Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Опубликовано в выпуске № 27 (495) за 17 июля 2013 года