Су-30МКМ встречался и с Раптором в Малайзии
Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале «Life amp;Times» в конце июля 2014 г.: «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью порядка 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛС'е. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.
– Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном. «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии – Сухой Су-30МКМ «Super Flanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».
– «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной, плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai»ждал когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или когда цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки. С заднего кресла «Smegs» комментировал обстановку: «Макап dial Makan dia, beb! Lagi! Lagi! Lagi!» Его работа была отчасти тактическая (анализ ситуации), отчасти командирская (управление действиями летчика), кроме того «Smegs» обеспечивал «Mogwai»дополнительную пару глаз.
– В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61 А «Вулкан» калибра 20 мм. «Super Flanker» нес суперманевренные УР Вымпел Р-73. Кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.
– Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка. В первой удача сопутствовала парням из кабины «Сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…
• Ситуация в воздушном бою быстро меняется, а преимущество одного экипажа кратковременно. На прицельную очередь из пушки летчик имеет всего одну – две секунды. Промахнулся – поджаривать станут уже тебяВ момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей Пратт энд Уитни F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.
– «Расак! Расак! Dia расак, bail», – закричал «Smegs». «Расак» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. Но «Рэптор» было уже не догнать.
После полета летчики ВВС Малайзии поделились с «Life amp;Times» своими впечатлениями от двухнедельных учений «Соре Taufan»: «Объективно, в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт. … Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», – сказал пилот «Super Flanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности (energy manoeuvring charts, ЕМ charts). «У нас есть ЕМ charts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», – добавил летчик «Сухого»..Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малайзийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором». Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «Соре Taufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.
Отредактировано Сергей-1982 (2018-07-13 09:08:32)