Опубликован отчет государственного контролера, судьи Йосефа Шапиры, посвященный контртеррористической операции в секторе Газы "Нерушимая скала".
Подробный разбор механизмов, процедур и просчетов при принятии решений членами военно-политического кабинета до и во время операции "Нерушимая скала". Опубликовано: 28.02.17 , 15:59
Исследование состоит из четырех частей, первая из которых относится к процессам принятия решений военно-политическим кабинетом (узкий кабинет безопасности) в отношении анклава до начала военных действий и в самом их начале.
Вводная часть содержит статистическую справку, согласно которой в ходе операции "Нерушимая скала", начавшейся 7 июля 2014 года, погибли 74 человека: 68 военнослужащих, 5 гражданских лиц, один иностранный рабочий, а также тысячи (более точное количество не указано) служащих ЦАХАЛа и гражданских лиц получили ранения различной степени тяжести.
Зафиксировано, что в период операции в сторону Израиля была выпущена 4251 ракета. Наконец, статистика заканчивается выводом, что это была самая длительная военная операция (50 дней) за всю историю Государства Израиль с момента его создания.
Госконтролер указал, что в феврале 2014 года он отдал распоряжение начать проверку, которая касалась борьбе с угрозой, исходящей от террористических туннелей. Проверка была прервана на время операции и продолжена в сентябре. Особо подчеркивается, что еще перед началом проверки политическое и армейское руководство, а также разведслужбы указывали на стратегический характер угроз, исходящий от диверсионных подземных ходов.
В ходе составления отчета были исследованы тысячи документов и протоколов с заседаний кабинета безопасности, совещаний служб безопасности, министерства обороны, а также министра обороны и премьер-министра за год до начала и в ходе операции. Целью проверки было установить степень готовности политического и военного руководства, механизмы и процесс принятия решений.
Шапира в отчете отметил, что помимо изучения документов он лично встречался, чтобы услышать позицию и объяснения с премьер-министром Биньямином Нетаниягу, главой армейской разведки (АМАН) Авивом Кохави, бывшим начальником генштаба Бени Ганцем, бывшим главой Совета по национальной безопасности Йоси Коэном. Все встречи проходили по просьбе самих политиков и глав армейского руководства.
Кроме того, госконтролер указал, что отчет призван выявить ошибки, на основе которых необходимо подготовиться к следующим неизбежным противостояниям, причем не только с Газой, но и на других направлениях.На основе документов и личных свидетельств руководителей первого ранга госконтролер пришел к выводу, что узкий кабинет 33-го правительства
за год до начала операции не проводил совещаний, призванных обозначить стратегические цели в отношении сектора Газы. Кроме того, были проигнорированы сообщения армейских источников о тяжелой социо-экономической и гуманитарной ситуации в секторе Газы, несмотря на выводы сообщений, что положение в анклаве может иметь последствия, напрямую влияющие на Израиль.
Отсутствие стратегической программы в отношении Газы, а также путей предотвращения эскалации насилия, по мнению госконтролера, стало причиной недопустимой ситуации, при которой ЦАХАЛ был вынужден устанавливать себе стратегические задачи в противостоянии с ХАМАСом и "Исламским джихадом" (основные противники, согласно отчету).
Шапира указал, что до начала операции министры, входящие в состав узкого кабинета, не были проинформированы, что происходит в Газе, о вражеской деятельности против Израиля, в полной мере, которая позволяла бы принимать максимально эффективные решения. Вся информация и разведданные находились только в распоряжении премьер-министра, министра обороны, начгенштаба и главы АМАНа. Кроме того, данные разведки носили разрозненный характер, а также имели существенные расхождения, в зависимости от источника, но их проверка и установление достоверности проведены не были.
Несмотря на то что премьер-министр и министр обороны классифицировали туннели как стратегическую угрозу, они не делали подробных докладов на заседании кабинета, но ограничивались общими положениями. Кабинет не проверил, есть ли у ЦАХАЛа готовый план, направленный на противостояние и борьбу с туннелями.
В этой части отчета несколько раз подчеркнуто, что проверка велась исключительно процедур принятия решений, но не их эффективности. В этой части госконтролер делает вывод, что в структуре военно-политического кабинета до сих пор отсутствует четкое определение полномочий и обязанностей, а также не хватает критериев, какая информация в обязательном порядке должна быть предоставлена членам кабинета.
Отмечены многочисленные просчеты оборонных ведомств до начала операции в области обеспечения безопасности жителей населенных пунктов, граничащих с Газой. Мало того, что оборона не была усилена, но, напротив, были проведены многочисленные сокращения в системе обеспечения безопасности приграничных с анклавом районов.
В конце первой части отчета госконтролер отдает должное мужеству военнослужащих, инициативе командиров, боевому духу, благодаря которым ЦАХАЛ смог противостоять туннельной угрозе, уничтожать их, а также достичь результатов.
Значительная часть отчета госконтролера посвящена угрозе диверсионных туннелей ХАМАСа. Во время проверки, в частности, проверялось, насколько серьезно политическое и военное руководство страны подошли к этой угрозе, насколько тщательно этот вопрос прорабатывался на заседаниях военно-политического кабинета и в генштабе, а также какую на самом деле опасность для безопасности Израиля скрывают эти диверсионные сооружения.
В отчете отмечается, что туннели представляют БЕЗУСЛОВНУЮ угрозу для Израиля.
Все туннели подразделяются на 4 типа:
1. Приграничные, ведущие на территорию Израиля и предназначенные для враждебной диверсионно-террористической деятельности.
2. Диверсионные, предназначенные для укрытия боевиков, хранения оружия, осуществления скрытых маневров, захвата граждан Израиля и пр. Нередко входы находятся в школах, детсадах, больницах и пр.
3. Контрабандные, предназначенные для переброски оружия и товаров.
4. Стратегические, предназначенные для размещения командных пунктов. Могут также служить бункерами для укрытия главарей террора.
В отчете отмечается, что наибольшую опасность представляют первые два типа туннелей, которые начали прокладывать еще с 1980-х. Обычно туннели прокладываются на глубине 2-8 метров. Используются в основном боевиками ХАМАСа. В период с 2001 по 2004 год с помощью диверсионных туннелей были совершены 5 атак, в которых погибли семь военнослужащих ЦАХАЛа.
Активность прокладки туннелей возросла после того, как ЦАХАЛ покинул сектор Газы в сентябре 2005 года. В июне 2006 года семь террористов проникли на территорию Израиля через 650-метровый туннель и осуществили похищение Гилада Шалита. Это была первая операция подобного типа, предпринятая боевиками ХАМАСа. Она вдохновила руководство террористов на более масштабное рытье туннелей и более ускоренными темпами.
Уничтожение тоннеля в Газе.
Туннели в дальнейшем активно использовались и "Хизбаллой" - в канун и во время Второй ливанской войны.В ходе операции "Литой свинец" (декабрь 2008 года) была выявлена разветвленная сеть туннелей в Газе. После этой кампании командование Южного военного округа отмечало, что туннели ХАМАСа представляют реальную угрозу для безопасности Израиля, а организация продолжает всячески развивать туннельную систему и модернизировать ее.
К моменту начала операции "Нерушимая скала" (8 июля 2014 года) было очевидно, что ХАМАС задействует свою "подземную мощь" против военнослужащих ЦАХАЛа. Наиболее серьезно угроза стала проявляться после того, как операция вступила в свою наземную фазу.
Среди прочих задач, которые ставились перед армией перед операцией "Нерушимая скала", было устранение туннельной угрозы. Вместе с тем, как свидетельствуют факты, в армии произошла недооценка угрозы, несмотря на то что генштаб постоянно получал донесения о том, что ХАМАС совершенствует систему подземных диверсионных и оборонительных сооружений.
В ходе предыдущих проверок Служба госконтролера установила, что три крупные операции, проведенные в секторе Газы с 2012 года, не решили ни проблемы ракетных обстрелов, ни диверсионных туннелей. При этом в армии и политическом руководстве исходили из соображений, что ракетная угроза более серьезна, и предпринимали усилия по ее устранению (так, в частности, появился "Железный купол").На фоне отражения ракетной угрозы туннельная проблема была уведена на второй план. В том, что угроза лишь нарастает, Служба госконтролера видит упущения со стороны армии, военной разведки, ШАБАКа и других силовых структур.
Основные упущения и недостатки.
ЦАХАЛ покинул сектор Газы в сентябре 2015 года. Спустя два года ХАМАС захватил власть в анклаве, оттеснив администрацию Абу-Мазена в Иудею и Самарию. С тех пор ХАМАС функционирует как государственная террористическая организация, обладающая собственными боевыми структурами.
Вместе с тем, как отмечается в отчете госконтролера, изменившаяся ситуация не внесла кардинальных изменений в отношение к "проблеме Газы" со стороны военного и политического руководства страны.Только в начале 2015 года, когда генштаб возглавил Гади Айзенкот, отношение к Газе и Ливану стало равнозначным, как и оценка угроз, исходящих оттуда. По словам госконтролера, определение задач имеет первостепенное значение в поддержании безопасности страны.
По мнению госконтролера, ЦАХАЛ и ШАБАК слабо координируют свои действия во всем, что касается туннельной угрозы, в том числе есть пробелы в обмене разведывательной информацией. В свою очередь политическое руководство не смогло помочь этим структурам добиться большего взаимопонимания.
Отдельной критике госконтролер подверг разведывательные структуры, в работе которых также усмотрена недооценка туннельной угрозы. При этом отдельной критике подвернуто оперативное управление генштаба.
По мнению госконтролера, даже в канун операции "Литой свинец" не была проведена достаточная подготовка личного состава, планы наступательных действий разрабатывались без учета туннельной угрозы. Все это привело к тому, что корректировать планы пришлось по ходу самой операции, а конечные цели достигнуты не были.
Особый параграф отчета посвящен возможностям ВВС в борьбе с туннелями. По мнению госконтролера, действия авиации нельзя считать эффективными в том числе и потому, что в командовании ВВС не учитывают новых типов подземных сооружений, которые значительно лучше защищены от ударов с воздуха.
В свою очередь инженерным частям сложно в боевых условиях заниматься "зачисткой территории от туннелей", так как эти районы подвергаются постоянным авиаударам.По мнению госконтролера, возможности армии в борьбе с туннелями оказались ограниченными еще и потому, что не был задействован весь интеллектуальный и технологический потенциал.
Отчет государственного контролера Йосефа Шапиры завершается главой, в которой содержатся основные выводы из проверки, а также приводятся рекомендации для исправления ситуации. В прежних отчетах также приводились рекомендации, но выполнены они не были. По крайней мере, в полной мере.
Полномочия кабинета.
Правительство в целом не в состоянии иметь дело с тысячами вопросов, требующих решения, поэтому оперативные вопросы решают министерские комиссии, в частности министерская комиссия по вопросам обороны, называемая также военно-политическим кабинетом, или узким кабинетом безопасности (далее: "кабинет").
В соответствии с Основным законом об армии, ЦАХАЛ подчинен правительству. Поскольку кабинет - это оперативный орган правительства, армия подчиняется кабинету в вопросах национальной безопасности. 33-е правительство Израиля приняло решение о составе кабинета, но без детализирования его полномочий. В ходе проверки установлено, что полномочия кабинета не закреплены письменно, неясно, какие вопросы подлежат его решению.
Это означает, что даже члены кабинета не знали, является ли кабинет только консультативным форумом или он самостоятельно принимает решения, какие именно вопросы требуют решения кабинета, а также при каких обстоятельствах кабинет обязан быть созван. Кроме того что не были закреплены полномочия кабинета, не была установлена обязанность определенных учреждений и лиц передавать информацию кабинету.
О сотрудничестве министерства иностранных дел, министерства обороны и ЦАХАЛа с СНБ.
В последние годы наблюдается значительное улучшение статуса СНБ, совет участвует в обсуждениях в кабинете и в дискуссиях, организованных премьер-министром по вопросам национальной безопасности. Тем не менее все еще имеют место недостатки, которые препятствуют СНБ в полной мере выполнять свои обязанности в соответствии с законом. Проверка показала, что иногда сотрудничество министерства иностранных дел, министерства обороны и ЦАХАЛа с СНБ было неудовлетворительным.
Влияние СНБ на принятие решений в кабинете.
Обнаружено, что СНБ не предлагал кабинету провести дискуссии по вопросам, которые должны были привлечь внимание кабинета, несмотря на то что нужная информация у Совета имелась.
Стенограммы обсуждения кабинета, высказывания министров и высокопоставленных военных чинов показали, что только на некоторых заседаниях кабинета СНБ представлял альтернативные варианты.
Обсуждения в кабинете стратегических вопросов по Газе.
С момента создания 33-го правительства, в течение года – до 23.03.14, не было никаких дискуссий в кабинете для установления стратегических целей в отношении сектора Газы.Оперативные планы по Газе были представлены министрам кабинета до того, как кабинет определил в этом направлении стратегические цели. В результате военное руководство было вынуждено наметить свои стратегические цели, чтобы планировать военные операции.
Ведомство государственного контролера сделало замечание премьер-министру Биньямину Нетаниягу и бывшему главе СНБ Йоси Коэну и указало, что такая практика - обсуждение оперативных планов в кабинете до определения стратегических целей - недопустима.
Кроме того, поскольку в оборонном ведомстве собирается информация о различных секторах, то даже при отсутствии директивы премьер-министра или инициативы Совета национальной безопасности бывший министр обороны Моше Яалон должен был инициировать и предлагать дискуссии сразу после инаугурации 33-го правительства.
Об угрозах из Газы.
Проверка показала, что разведуправление генштаба ЦАХАЛа (АМАН) приложило много усилия по сбору разведывательной информации по сектору Газы и подготовило большое число документов с необходимыми подробностями. Эти документы были распространены среди релевантных получателей, среди них премьер-министр, глава СНБ и военный секретарь премьер-министра.
Тем не менее до начала операции "Нерушимая скала", когда кабинет обсуждал ситуацию на фронте в Газе, не всегда значимая информация попадала в руки членов кабинета. Непредставление этой информации вызвало значительные расхождения и несоответствия в имеющейся у членов кабинета информации. В отчете этому даны конкретные примеры, в частности, в том, что касалось угрозы диверсионных туннелей ХАМАСа.
Рекомендации министерства обороны и ЦАХАЛа по военной операции в Газе.
Проверка госконтролера показала, что накануне операции "Нерушимая скала" у ЦАХАЛа не было достаточно разведданных, чтобы ВВС могли подготовить оперативный план по борьбе с туннелями ХАМАСа. Тем не менее бывший министр обороны Моше Яалон и бывший начальник генштаба ЦАХАЛа Бени Ганц рекомендовали удары с воздуха по туннелям.
Кроме того, информация об эффективности воздушных ударов по туннелям кабинету не предоставлялась.
Ведомство государственного контролера сделало замечание бывшему министру обороны Моше Яалону и ЦАХАЛу за то, что они представили кабинету министров только частичную информацию по эффективности воздушных ударов. Поэтому, когда кабинет принял рекомендацию бывшего министра обороны и ЦАХАЛа ограничиться воздушными ударами, он не имел существенной и необходимой информации.
Основные рекомендации госконтролера
Так, предлагается закрепить в сотрудничестве с министерством юстиции полномочия и функции военно-политического кабинета, виды информации, которые ему необходимы, взаимодействие между кабинетом и правительством.Сотрудничество ЦАХАЛа с Советом национальной безопасности следует укрепить, глава СНБ должен быть уверен, что его учреждение предлагает кабинету альтернативные решения, когда таковые требуются.
Премьер-министру предлагается рассмотреть вопрос, как Совет национальной безопасности может на постоянной основе содействовать расширению знаний членов кабинета в области обороны.Кабинет перед любой дискуссией должен получать документы заранее, не менее чем за несколько рабочих дней до начала слушаний.
Кабинету следует регулярно проводить обсуждения стратегического характера, а министру обороны – своевременно предоставлять кабинету полную и адекватную информацию, которой располагает оборонное ведомство, включая те трудности, с которыми может столкнуться предлагаемый им план действий.
Персональных выводов в отношении тех или иных фигурантов отчета не содержится.