1941: немцы в Финском заливе и заграждение "Юминда"
Технический перерыв.
Тут на ВИФе состоялась продолжительная и бурная дискуссия, взолновавшая меня до крайности. Обсуждали минную войну на Балтике в 1941 г., с акцентом на событиях Таллинского перехода. Поначалу казалось, что один из участников просто шутит, но нет - по-видимому, большая группа неравнодушной военно-исторической публики действительно понятия не имеет ни о составе "сил Оси" в Финском заливе в 1941 г., ни об их конкретных действиях, и вполне серьёзно обсуждает историю о том, как два финских минных заградителя победили советский флот. А если кто и не хочет в это верить - то возразить что-то конкретное не может.
Тема "морской войны на Восточном фронте" - тема грустная, поэтому я не так много по ней читаю и ещё меньше высказываюсь. Но просветительская работа - ключевая часть миссии нашего блога. При этом нельзя не заметить, что по теме "Таллинского перехода" написано немало новых и качественных текстов на русском языке, включая монографию Р.А. Зубкова и главу в известной книге А.В. Платонова (это вам не Цусима). С другой стороны - да, в упомянутых текстах действия противника освещены скупо (что непонятно - это же вам не Цусима!). В книге Зубкова на 600 с лишним страниц раздел "Задачи и действия противника" занимает всего 8. В этом разделе есть содержательная табличка, в которой перечислены все постановки мин немцами и финами - однако сами операции описаны скупо (мягко говоря). У Платонова состав сил немцев дан в главе, посвящённой началу боевых действий в Финском заливе, там же неплохо описаны первые минные операции немцем. Однако история "заграждения "Юминда"" так же освещена скупо. Таким образом, 3 копейки, которые я могу добавить, не будут лишними.
Впрочем, начну с цитаты из Платонова. Итак, состав сил немецкого флота в Финском заливе на начало боевых действий:
Уже начиная с 12 июня 1941 г. германские корабли, предназначенные для действий в Финском заливе, частично замаскированные под торговые суда, начали передислокацию в воды своего союзника и закончили ее к 18 июня. В шхераху Або стояла группа минных заградителей «Норд» в составе заградителей «Tannenberg», «Hansestadt Danzig» и «Brummer», 2-й флотилии торпедных катеров и половины 5-й флотилии катерных тральщиков. Западнее в шхерах у полуострова Порккала-Удд на хорошо замаскированной стоянке находилась группа «Кобра» в составе минных заградителей «Cobra», «Konigin Luise» и «Kaiser», 1-й флотилии торпедных катеров и части 5-й флотилии катерных тральщиков.
К действиям в Финском заливе немцы привлекли 6 минных заградителей - 1 специальной постройки (точнее, специальной норвежской постройки - трофейный "Олаф Тригвассон"), и 5 мобилизованных пароходов размером, условно, с эсминец (см. гиперссылки) - две флотилиии торпедных катеров и одну флотилию катерных тральщиков. С одной стороны, силы небольшие, с другой стороны - не пренебрежимо малые. И, во избежание непонимания: это не все силы немецкого флота, привлечённые немцами для действий непосредственно против КБФ. Были так же силы, обеспечивавшие коммуникации в Рижском заливе, были минно-тральные силы для операций в южной Балтике (так же доставлявшие мины в Финляндию), ну и всем известный "Балтийский флот", сформированный в сентябре 1941 г. на случай прорыва нашего флота в Швецию.
Обе группы участвовали провели первую минную операцию в ночь с 21 на 22 июня 1941 г., что, повторимся, описано и у Платонова. Группа "Норд" поставила заграждение в устье Финского залива, группа "Кобра" - в хорошо всем известном районе "Нарген - Порккала-Удд". Последнее интересно и важно - группа "Кобра" поставила мины к западу от Хельсинки. Это позволяло надеяться (и надежды оправдались) на то, что наличие крупной группы заградителей в Хельсинки не будет вскрыто раньше времени.
Постановка минных заграждений "без объявления войны" позволила немцам добиться важного результата - захвата инициативы в минной войне. Именно на заграждение группы "Норд" 23 июня 1941 г. попала отряд прикрытия минных заградителей Балтийского флота. В результате погиб эсминец "Гневный", тяжёлые повреждения получил крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гордый" и "Стерегущий" получили повреждения лёгкие. Немцы добились серьёзного материального результата, и не менее важного результата морального, командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибуц телеграфировал наркому: "В течение одних суток противник почти парализовал деятельность флота в Финском заливе, на сегодня нельзя выслать в море ни один корабль без риска".
После первого похода группа "Кобра" затаилась: минные заградители были поставлены на хорошо замаскированные шхерные стоянки (на палубах были даже "высажены" деревья) и вплоть до начала августа в море не выходили, а катера выполнили несколько постановок в июле. Соответственно, к началу августа тот факт, что в центральной части Финского залива находятся немецкие минные заградители, отавался неизвестен нашему командованию.
Любопытно, что из состава группы "Норд" активно действовал только "Брумме" с торпедными катерами и тральщиками, вспомогательные заградители к операциям не привлекались. В июле 1941 г. "Танненберг" и "Ганзештадт Данциг" были отправлены в Германию вместе с привозивщим в Финляднию мины вспомогательным заградителем "Пройссен" - и все три корабля погибли на шведском минном заграждении. Такие дела.
Теперь же - собственно, о заграждении "Юминда", те самые копейки. Информацию по этому вопросу я в своё время нашёл в книге "Mintnschiffe 1939-1945" Карла Кутцлебен, Вильгельма Шрёдера и Йохана Бреннеке, добыть которую несложно. В ней - как и должно быть, по названию - описаны действия немецких минных заградителей. Нижеприведённое не есть полное описание операции по постановке "заграждения Юминда" - но я и не ставил себе такую задачу.
Для этой операции, помимо перечисленных выше кораблей и катеров, так же использовались финские минные заградители "Риилахти" и "Руотсинсалми". Общая идея операции была сформулирована штабом командования "Норд" немецкого флота - 6 августа 1941 г. соответствующая телеграмма была направлена командованию группы "Кобра". В телеграмме говорилось, что армия планирует выйти на южный берег Финского залива в районе м. Кунда 8 августа 1941 г. и установить береговые батареи на м. Юминда и м. Капури, в связи с чем группе "Кобра" следовало поставить мины в указанном районе. Немецкие заградители провели следующие операции:
в ночь 8/9 августа: мины ставил заградитель "Кобра", минные защитники - заградитель "Кёнигин Луизе", корабли сопровождали 5 катерных тральщиков 5-й флотилии, 4 торпедный катера 1-й флотилии обеспечивали ближнее и дальнее прикрытие;
в ночь 15/16 августа: мины ставил "Кобра", постановкой минных защитников занимались "Кайзер", "Риилахти", кроме того, защитники должны были ставить 4 катерных тральщика и 1 торпедный катер, но их использовать не удалось из-за ухудшившейся погоды;
в ночь 19/20 августа: мины ставили "Кобра", "Риилахти", 6 катерных тральщиков, минные защитники ставили "Кёнигин Луизе", прикрывали операцию 6 торпедных катеров 1-й флотилии, во время этой операции имела место короткая перестрелка с нашими дозорными катерами;
в ночь 26/27 августа: мины ставил "Кобра", защитники - "Кёнигин Луизе", и мины и защитники ставили 4 катерных тральщика и 1 торпедный катер, прикрывали операцию 4 торпедных катера.
Кроме того, финская пара, "Руотсинсалми" и "Риилахти", выполнила три постановки 10, 11 и 13 августа - при поддержке немецких катеров. Всего, по данным хроники Ровера, в период с 8 по 28 августа немцы поставили 673 мины и 636 минных защитников, финские заградители - 696 мин и 100 минных защитников. Финские корабли, таким образом, внесли значительный вклад в создание "заграждения Юминда", однако действовали они под общим руководством немецев и при поддержке немцев. При этом следует отметить, что минная активность немецких кораблей была увязана с развитием событий на суше: постановка 15/16 августа была выполнена в связи с установкой новых батарей на южном берегу Финского залива, постановка 26/27 августа - в связи с ожидающимся в ближайшие часы падением Таллина и прорывом наших кораблей на восток. Перед постановкой обычно проводилась воздушная разведка. Операция в целом была организована на очень высоком уровне (когда-то я думал, что одним из первых текстов блога будет рейтинг самых успешных минных постановок в истории - и "заграждению Юминда" в этом рейтинге должно было достаться призовое место).
Что здесь важно? Во-первых - ключевую роль в противодействии нашему флоту играл флот немецкий, как с точки зрения материальной (по числу задействованных кораблей и катеров), так и с точки зрения организационной. Во-вторых, специфика театра военных действий давала немцам уникальные возможности - операции продолжались буквально несколько часов, при этом мины ставились на коммуникациях, связывающих две крупные базы противника. В-третьих, в операциях по созданию "заграждения Юминда" немцы вполне использовали факторы "внезапности" и "упреждения в развёртывании". Группа "Кобра" прибыла в Хельсинки до начала военных действий, и не проявляла излишней активности до возникновения критической ситуации у Таллина.
Очевидно, что наиболее эффективным средством противодействия таким операциям могли стать активные минные постановки у выходов из шхер. Это, собственно, подтвеждалось реальным опытом боевых действий: группа "Норд" потеряла на минах 2 торпедных катера уже 26 июня 1941 г., а входивший в состав группы "Кобра" "Кёнигин Луизе" погиб на наших минах в сентябре. Однако активные минные постановки у финских берегов велись в ограниченных (мягко говоря), масштабах. Основной "минной активностью" Балтийского флота на протяжении всей кампании 1941 г. были оборонительные минные постановки. И здесь мы, как ни странно, обнаруживаем "фактор линкоров": хотя оправданность создания обширных минно-артиллерийских позиций и вызывает сомнения, сами по себе они возникли как следствие потенциального превосходства противника в крупных артиллерийских кораблях.
Общий ход событий на суше влиял на операции Балтийского флота настолько сильно - начиная от необходимости расходования "организационных ресурсов" на эвакуацию баз и заканчивая необходимостью организации ведения боевых действий на суше (задача организации обороны Таллина была возложена на штаб КБФ) - что обсудить этот фактор коротко едва ли возможно. Заметим только, что в самом начале существовала возможность уничтожить группу "Кобра" ударами с воздуха - во время налёта 25 июня 1941 г. на Хельсиник несколько бомб упали в 30-50 м от борта заградителя "Кобра" - но в дальнейшем немцы усилили меры маскировки. И, что куда важнее, флотская авиация всё активнее действовала по наземным целям. В том числе авиация минно-торпедная, в типовые задачи которой входила постановка активных минных заграждений - её, при всем желании, едва ли можно было привлечь к созданию МАП.
И пара слов о персоналиях. Непосредственно руководство операцией с немецкой стороны осуществлял находившийся в Хельсинки капитан цур зее Ганс Бютов. Обычный немецкий офицер "средней руки", без особых достопримечательностей в биографии, занимавший пост "вождя миноносцев", участвоваший в Первой мировой, в операции по захвату Норвегии и в планировании операции "Морской лев". И, в то же время, заметим: этот человек, будучи на 6 лет старше командующего Балтийским флотом Трибуца, был на два чина младше, не уступал по боевому и командирскому опыту, и при этом командовал небольшой "минной группой", а не флотом, и организовывал частные операции - а не войну на всей Балтике и её бепрегах. Да, это - к вопросу о кадровых последствиях революции, гражданской войны и репрессий.
Бютов за операцию получил рыцарский крест. Так же, как и корветтен-капитан Карл-Фридрих Брилл, командир заградителя "Кобра", осуществлявший тактическое руководство действиями заградителей в море. Про него можно добавить только одно - его, в конце концов, убили американцы в октябре 1943 г.
P.S. Прошу прощения у тех, кто собрался прослушать финальные аккорды снарядной оперы. Всё будет.