Казалось, внешняя политика Турции по отношению к Сирии никогда не изменится. Но, как видно, в политике нет постоянных друзей и врагов, и все меняется с изменением баланса сил.
Вдохновленная "арабской весной" Турция призвала власти Сирии к демократическим реформам и начала активно поддерживать оппозицию. Именно ту оппозицию, которая уже в течение пяти лет никак не может прийти к единому мнению в вопросе урегулирования кризиса внутри страны.
Турция чуть ли не до начала перемирия в Сирии, которое было достигнуто в результате переговоров между Анкарой и Москвой, заявляла о том, что и речи не может быть об изменении политики страны по отношению к Сирии, точнее к Башару Асаду.
Но уже с пятого января этого года власти Турции подали сигнал о начале изменения своей сирийской политики.
Вице-премьер Нуман Куртулмуш в интервью турецкой прессе сказал, что изначально политика Анкары по отношению к Сирии была ошибочной. "Я был из тех, кто с первого дня выступал против ошибочной сирийской политики. Пришло время исправить эти ошибки", - сказал Куртулмуш.
Конечно, заявление Куртулмуша не говорит о том, что буквально на днях власти Турции сядут за стол переговоров с властями Сирии.
Кроме того, после данного заявления Куртулмуша все без исключения правительственные СМИ, которые ранее никогда не употребляли сочетание "президент Сирии Башар Асад", изменили эту свою политику. Ранее в статьях они использовали слова "руководство сирийского режима" или же просто "Асад".
Стоит отметить, что премьер-министр Турции Бинали Йылдырым ранее также неоднократно заявлял о том, что Анкара нацелена на изменение политики в отношении соседей.
Турция, в принципе, уже устранила проблемы в отношениях с Россией, наблюдается потепление в отношениях с Ираком и Израилем. Несмотря на политические разногласия между Турцией и Ираном, в отношениях Анкары и Тегерана кризиса не было.
Также Турция, которая ранее выступала против военного переворота в Египте, уже не исключает важной роли Каира в урегулировании кризиса в Ливии.
Если у Турции был всего лишь один повод для того, чтобы испортить отношения с Сирией, то помириться поводов немало.
Это, в первую очередь, опасность раскола Сирии и создания на юге Турции нового курдского государства, что не в интересах Анкары.
Но возникает вопрос: кто же может стать посредником в отношениях Турции и Сирии? Это, конечно же, Россия и Иран, но, скорее всего, Анкара воспользуется услугами Москвы, особенно на фоне нормализации отношений с Россией.
Не исключается, что в случае если стороны конфликта в Сирии примут участие в запланированных переговорах в Астане 23 января и договорятся по поводу полного урегулирования конфликта в стране, то Анкара начнет тесные, но тайные контакты с властями Сирии.
Но даже если вооруженная оппозиция Сирии и власти страны смогут договориться о полном разрешении конфликта и о полном уничтожении террористов "Исламского государства" ("ИГ") и Джебхат ан-Нусра", исходящая со стороны Сирии угроза для Турции не исчезнет, так как на территории этой арабской республики находятся отряды YPG ("Курдская народная самооборона") и PYD ("Демократический союз"), которые полностью вооружили союзники Турции.
Любые ожидаемые изменения в сирийской политике Анкары будут в пользу Ирана и России, которые с первого дня активно поддерживали власти Сирии.