" Эта " Стена " уже вся в дырах от кабанов , а вы говорите танки ! "
— Приехали сюда как-то генералы из Киева "Стену" принимать. И спрашивают у меня, как у главы приграничного посёлка: "чувствуете ли вы теперь себя в безопасности?". — "Вам, — спрашиваю, — честно ответить, или так, чтобы понравилось?". — "Честно", — говорят. — "Ну, если честно, то я у себя на участке такую же соорудил, чтобы куры от соседей не бегали", — смеётся Вячеслав Задоренко, глава посёлка Казачья Лопань в Харьковской области на границе с Россией.
Хотя ещё в 2014 году ему было не до смеха.
— Это у нас теперь все стали знатными борцами с сепаратизмом, а в 2014 году, после захвата обладминистрации в Харькове, нам сюда из СБУ звонили: мол, есть информация, что к вам должен приехать поезд с тысячей вооруженных боевиков из России (через поселок проходит железная дорога — Авт.). Так вы там держитесь! Это меня по телефону инструктировали, и никто из эсбэушников сюда не приехал, — вспоминает Задоренко. — Тогда ещё ходила информация, что в полутора километрах от границы уже концентрируются вертолеты, танки, Псковская дивизия. Плюс журналисты из России приезжали, интересовались, какие настроения у местных жителей? В итоге, мы тут сепаратизм сами предупредили: организовали отряд самообороны из 500 мужиков, устроили велопробег с украинской символикой, все столбы желто-синим цветом разукрасили. И только потом в посёлок зашла военная техника и солдаты. В рваных ботинках и ветровках. И мы всем селом собирали деньги, чтобы купить 400 пар обуви и зимние вещи, рыли траншеи и окопы, и кормили военнослужащих, — вспоминает события марта 2014 года глава Казачьей Лопани.
О том, что в 2014 году в поселке были тревожные настроения, говорит и преподаватель истории Олег Тютюнник.
— Я как раз набирал 10-й класс, и к нам в школу перевелось много местных ребят, которые прежде в Харькове учились. Родители боялись: вдруг война, а они от дома далеко. Все-таки, 40 минут на электричке ехать, — вспоминает мужчина. — И ещё помню два страшных момента: когда в 2014 году истребитель над поселком летал, но он, вроде, оказался украинским. И когда танки и бэтээры в посёлок зашли. Тоже, как потом выяснилось, украинские.
Именно тогда в Дергачевском районе исчезли дороги. Точнее, они и раньше были не ахти, но после 2014 года стало совсем худо.