"Йемен будет беречь хуситов
Восьмилетняя дочь Анвара аль-Авлаки, «бывшего главы» Аль-Каиды на Аравийском полуострове (АКАП), была убита в ходе операции, проведенной спецназом США в Йемене. Об этом 31 января сообщил канал СNN. Как сказал официальный представитель Центрального командования (Центком) американских вооруженных сил Энди Стивенс, в ходе операции погиб военнослужащий США, три других получили ранения, а еще два – травмы в результате жесткой посадки вертолета.
По данным Центкома, в сферу оперативной ответственности которого входят Ближний Восток и Северная Африка, был проведен «рейд на штаб-квартиру» АКАП, в ходе которого ликвидировано «приблизительно 14» боевиков АКАП и захвачена «информация, которая, вероятно, позволит узнать о готовящихся террористических заговорах».
Как сообщили западные СМИ, рейд был проведен в населенном пункте Якла в провинции Эль-Бейда. В результате перестрелки был уничтожен Абдель Рауф ад-Дахаб вместе с двумя братьями. Боевики, по данным Рейтер, открыли огонь по военнослужащим США, а вертолеты нанесли ответные удары по домам, что привело к большому числу пострадавших. Погибли, по свидетельству медиков, около 30 человек, включая десять женщин и троих детей.
Но А. аль-Авлаки никогда не руководил АКАП в Йемене. Он проповедовал террор, а не осуществлял его. Лидером АКАП был саудовский подданный Н. аль-Вахайши. Штаб-квартира АКАП расположена в Хадрамауте. Что до операции, несмотря на реляции Пентагона и ЦРУ, она признана провальной. Весомых данных захвачено не было, погибло мирное население, потери понес спецназ.
Основной целью операции являлось освобождение американских заложников, которые были похищены в провинции Шабва, где они работали на одном из нефтяных месторождений. Операция готовилась несколько месяцев. Посредником, давшим американцам свои связи и контакты в провинции Эль-Бейда, где, по данным ЦРУ США, содержались заложники, был бывший президент Йемена А. А. Салех. Несколько месяцев назад американцы вышли на его окружение с просьбой оказать содействие в освобождении заложников.
Секретные переговоры шли в Маскате при посредничестве спецслужб Омана. Салех предложил в качестве связного экс-министра иностранных дел Абубакара аль-Кирби. Американцы его кандидатуру отклонили и попросили Салеха свести их с секретарем пропрезидентской партии «Всеобщий народный конгресс» Ясиром аль-Авади. Оба эти политика родом из Эль-Бейды. Салех согласился, но он не любит, когда игнорируют его мнение.
Американские оперативники поселились в доме аль-Авади для координации сбора разведданных и передачи их в Центр. Сам аль-Авади два месяца провел в разъездах, устанавливая контакты с шейхами племен и зондируя ситуацию. При этом он выезжал в Швейцарию и Кувейт для организации получения и передачи средств, необходимых для проведения работы. Точная сумма неизвестна, эксперты говорят о миллионах долларов.
Другими словами, Я. аль-Авади занимался вопросами организации выкупа заложников. А силовая операция понадобилась в качестве антуража – для доклада президенту. В итоге все пошло не так.
Ликвидированный ад-Дахаб – это третий брат. Два других были убиты в 2012 году после захвата отрядом одного из братьев города Раады. На этой почве между братьями вспыхнула вражда в борьбе за лидерство, один убил другого, а затем сам был застрелен. А. Р. ад-Дахаб в период конфликта межу его братьями находился в тюрьме Саны. Он джихадист, как и его старший брат, взявший Рааду. Воевал в Ираке, но не принадлежал к АКАП.
Братья работали на службу политической безопасности Йемена в период власти Салеха. Их лично курировал глава этого ведомства М. Анси. Но заложников все равно надо выручать, и американцы вновь придут к Салеху. Между ним и хуситами идет соревнование за то, кто предоставит США лучшую информацию про террористические организации.
Хуситы под гарантии Омана активно общаются с американскими спецслужбистами на тему борьбы с джихадизмом. Диалог идет в Маскате и в Ираке. Координатором от хуситов выступает один из их высших эмиссаров Хамза аль-Хоуси. Маскат используется им для переговоров с послами стран – членов ССАГПЗ. Очевидно, в Маскате обкатывается схема выхода из йеменского кризиса, в которой хуситы остаются реальной боевой и политической силой.
Салех откровенно говорит в своем кругу, что во время контактов с американцами его эмиссаров те передали ему «серьезное пожелание» избегать каких-либо действий, которые могли бы повлиять на боеспособность хуситов. Что, помимо прочего, вряд ли может порадовать не слишком успешно воюющую с ними Саудовскую Аравию.
Тунис – быстрый партнер
16 января посол США в Тунисе Даниэль Рубинштейн объявил о начале реализации проекта по поставкам в страну 13 военных радаров для мониторинга обстановки на побережье. Подрядчик работ с американской стороны – компания SRCTec, «дочка» Syracuse Research Corp. Последняя выиграла главный тендер ВМС США и Министерства обороны по линии программ продажи военного оборудования иностранным государствам. Контракт по продаже радаров будет оплачен правительством Соединенных Штатов.
Сделка стала ответом на официальную просьбу о закупке американских морских радаров. Тунисская армия в период с 2009 по 2011 год приобрела в США несколько наземных SR Hawk и морских радаров на 12 миллионов долларов. При этом несколько американских компаний, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке морских военных радаров (типа ATSC), были от участия в торгах отодвинуты тунисским Минобороны, что говорит о коррупционной составляющей сделки.
Программа оборудования морскими и наземными радарами сухопутной и морской границы страны (с Ливией в первую очередь) является приоритетом правительства Туниса в борьбе с незаконной миграцией, инфильтрацией террористов и контрабандой. Нелегальный ввоз топлива из Ливии в Тунис послужил основой вспышки противостояния между правительством и контрабандистами, которые в этой борьбе активно использовали джихадистов. До того контракт на обустройство радарами сухопутной границы Туниса и Ливии выиграли американские компании AECOM и BTP.
Заход оружейного бизнеса США в Тунис начался в апреле 2016 года, когда страну посетила делегация крупных военных корпораций. В октябре Госдепартамент США провозгласил Тунис «главным союзником США вне атлантического блока».
Как считают эксперты, основу быстрого вхождения Туниса в число ключевых партнеров США в военной сфере заложил президент страны Беджи Каид эс-Себси, который в мае 2015-го во время визита в США запустил процесс интенсификации сотрудничества. Во времена президента Бен Али США в Тунисе представлены были, но его основным партнером в ВТС оставалась Франция.
После «жасминовой революции» положение дел сохранялось. Париж не волновало доминирование в парламенте и исполнительной власти исламистов из партии «Ан-Нахда» во главе с Р. Ганнуши.
США после свержения Бен Али запустили ряд программ по модернизации тунисского силового блока. ВВС страны получили несколько вертолетов Sikorsky UH-60, специально адаптированных для борьбы с терроризмом, а также бывшие в употреблении, но современные Bell Kiowa OH-58D. Последние предназначались для сил спецназа в Бизерте. «Боинг» поставил в Тунис партию дронов ScanEagle.
Причем на тот момент действовало общее правило США и ЕС по эмбарго на поставки БЛА в страны Ближнего Востока. Оно распространялось даже на Саудовскую Аравию и ОАЭ, что вынудило их запустить процесс кражи технологий в ЮАР. Тунис получил дроны без бюрократической волокиты. Это означает, что данные, которые тунисские силовики получают в итоге мониторинга границы и прилегающих районов Ливии с помощью американских радаров и беспилотников, они передают США.
Вашингтон усиливает военное присутствие в зонах традиционного французского влияния. Это кроме Туниса Алжир, где базируются американские БЛА и запущена программа по продаже ударных вертолетов «Апач» и «Блэк Хоук», а также зона ЭКОВАС, куда начались поставки кораблей береговой охраны и полицейского снаряжения. Тунис превращается в оплот американских контрисламистских операций в Магрибе.
Алжир использовать в этом качестве нереально в связи с тем, что его руководство не афиширует контакты в сфере безопасности с США. Даже в случае предоставления воздушного пространства для американских дронов Алжир это категорически отрицает.
Все вышеописанное рисует неоднозначную ситуацию, в которой оказались на Ближнем Востоке США под конец правления администрации президента Обамы. Искать выход из нее придется президенту Трампу. Какие решения он вынужден будет принимать, пока неизвестно."
Источник: «Военно-промышленный курьер»