"Китай, Египет и новые ближневосточные и азиатские альянсы
На фоне повального увлечения мировых СМИ темой Сирии весьма скудное внимание уделяется разладу в египетско-саудовских отношениях, а также неуклонно возрастающей роли Китая как одного из ключевых игроков в Египте и на всём Ближнем Востоке.
Разрыв из-за Сирии
Отношения Эр-Рияда и Каира начали портиться в апреле 2016 года, когда президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси согласился уступить Саудовской Аравии суверенитет над двумя островами в Красном море - Тираном и Санафиром - в обмен на ряд выгодных контрактов и заверения в дипломатической поддержке со стороны официального Эр-Рияда.
Однако сдача территорий привела граждан Египта в ярость. Кандидат в президенты на выборах 2014 года Хамдин Сабахи назвал этот акт нарушением Конституции Египта, после чего легитимность Сиси как президента оказалась под вопросом, а на самого президента обрушились одно за другим обвинения в потворстве подчинению Египта - некогда гордой арабской страны - саудитам. Впоследствии Верховный суд Египта аннулировал соглашение, однако в сентябре это постановление было отменено - впрочем, с возможностью повторной апелляции. В настоящее время по-прежнему остаётся неясным, останутся ли два острова во владении Египта, или же будут аннексированы Саудовской Аравией, что, по мнению представителя Международной антикризисной группы Иссандра аль-Амрани, подчеркнёт характер двусторонних отношений, основывающихся на "некоем непрерывном асимметричном пассивно-агрессивном пересмотре соглашений".
В октябре разногласия между двумя странами обострились ещё больше, после того как Тегеран пригласил руководство Египта принять участие в совместных международных переговорах по ситуации в Сирии, а несколько дней спустя после этого Каир проголосовал за российский проект резолюции в Совете Безопасности ООН, в котором выражалась поддержка сирийского правительства. Эр-Рияд ответил отменой поставки 700 тысяч тонн переработанных нефтепродуктов, которая была предусмотрена заключённым ранее в этом году контрактом на 23 миллиарда долларов США.
Хотя в прошлом, при саудовском короле Абдулле, Египет поддерживал хорошие отношения с королевством, они испортились после вступления на престол короля Салмана, дружественно настроенного по отношению к организации "Братья-мусульмане", которая в Египте признана террористической. По сути, Сиси начал дистанцироваться от происламистской оси государств Ближнего Востока, представленной Саудовской Аравией, Катаром и Турцией. Поддержка "Братьев-мусульман" со стороны администрации президента США Барака Обамы лишь обострила крепнущее в Египте ощущение предательства. Не добавили оптимизма египетским властям и угрозы со стороны Республиканской партии США прекратить оказание помощи правительству Египта в связи с принятием в стране "анти-демократических законов". Последней каплей стали действия Международного валютного фонда, ужесточившего условия предоставления субсидий в сфере энергетики, что в далеко идущей перспективе может привести к ещё большей дестабилизации обстановки в Египте на фоне не прекращающихся террористических атак.
В отличие от Вашингтона, Сиси видит в сирийском президенте Башаре аль-Асаде оплот светской власти в левантийском регионе, противостоящий распространению радикального исламизма. В случае падения сирийского правительства следующими на очереди будут Ливан и Иордания, а Египет не испытывает никакого желания закончить также, как соседняя Ливия, разрываемая на части всё теми же "Братьями-мусульманами" и другими исламистскими группировками. Как следствие, Каир смещает вектор своей внешней политики в направлении России и Ирана, постепенно создавая то, что бывший преподаватель Оксфордского университета Шармин Нарвани назвала новой "Дугой безопасности" посреди раздираемого террором Ближнего Востока.
Разворот Египта в сторону Евразии
По мере того как Египет всё более и более склоняется к сотрудничеству с Сирией и Ираном, всё более чёткие очертания приобретает формирующаяся евразийская коалиция Сирии, Ирана, России, Китая и Индии, подчёркивая резкий контраст между твёрдым намерением этой коалиции противостоять салафитскому терроризму и текущей политикой коалиции США, Турции, Саудовской Аравии и Катара, направленной на поддержку салафитских джихадистов в их попытках свержения правительств.
Кроме того, с присоединением Египта - крупной суннитской арабской страны - к евразийскому блоку государств выбьет почву из-под утверждений Эр-Рияда о якобы межконфессиональном характере конфликта на Ближнем Востоке.
Также Каир стремительно развивает двусторонние отношения с Китаем, стремясь стабилизировать свою экономику. Китай, в свою очередь, как крупнейшая торговая держава мира и без пяти минут первая экономика планеты, для поддержания своего экономического благополучия и торговых возможностей испытывает жизненную необходимость в Суэцком канале.
Руководство Китая и президент Сиси сходятся в том, что поддержка "Братьев-мусульман" иностранными государствами и возрастающая угроза терроризма на Синайском полуострове представляют опасность для Суэцкого канала, с которым неразрывно связаны экономическое развитие и будущее самого Египта. По данным источников в египетской армии, именно сотрудничество бывшего президента Египта Мухаммада Мурси с синайскими джихадистскими группировками и стало причиной его противостояния с военными, которое в конечном счёте привело к его свержению. И в действительности, с ежегодным доходом от эксплуатации канала, составляющим 5 миллиардов долларов США, Суэц является жизненно важным источником твёрдой валюты для страны, которая пострадала от резкого снижения доходов в туристической сфере и в прямых иностранных инвестициях, которое началось в 2011 году.
С этой целью Китай оказал помощь в создании Экономической зоны Суэцкого канала, а теперь планирует вложить 45 миллиардов долларов США в производственные мощности, строящиеся к востоку от Каира, а также 15 миллиардов долларов в сферу энергетики, транспорта и в строительство объектов инфраструктуры. Некоторые из этих проектов будут финансироваться базирующимся в Китае Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в котором Каир является одним из со-учредителей.
В этих проектах может участвовать также и Евросоюз, поскольку большинство европейских стран присоединились к АБИИ, тогда как США и Япония решили не принимать участие в его работе. В действительности это открывает для Китая и ЕС возможность координировать деятельность АБИИ и европейского Фонда Юнкера в плане софинансирования проектов в третьих странах, что укладывается в рамки Европейской политики соседства, направленной на интеграцию восточных и южных соседей ЕС по Средиземноморью.
В опубликованной недавно изданием "Аль-Ахрам" статье подчёркивается, что беспокойство властей Египта в связи проводимой Соединёнными Штатами политикой вмешательства в дела других государств и свержения действующих правительств является главной причиной ориентации внешней политики Египта на Евразию. В своей статье главный редактор "Аль-Ахрам" Ахмед ас-Саид ан-Наггар приветствует инициативу под названием "Один пояс - один путь", в которой он видит “пример мирного сотрудничества, справедливости, равенства и свободы выбора в отношениях между странами”, и которая резко контрастирует с эксплуатированием американскими властями принципа "демократии, как повода для шантажа других государств" и проводимой ими “отвратительной, безумной политики вмешательства”, которая уничтожила Ирак, Ливию, а теперь пытается разрушить и Сирию, “наводнив её ордами варваров-террористов”.
Эту точку зрения разделяет и давний сотрудник "Эйша Таймс" Джордж Ку, раскритиковавший в своей недавней статье американское видение модели лидерства, которому журналист противопоставил уже упомянутую инициативу председателя КНР Си Цзиньпина "Один пояс - один путь", как предлагающую “кооперацию и сотрудничество на пути к общему процветанию”, в то время как “Обама предлагает лишь 'зонтик' противоракетной обороны и путь к гибели и разрушению”.
Японский профессор Сая Киба в своём крайнем информационном бюллетене для Центра стратегических и международных исследований выразил мнение, что недавнее "отстранение" Филиппин от Соединённых Штатов вызвано не количественной оценкой объёмов экономической и военной помощи, предлагаемой Китаем в сравнении с США, но оценкой ценностной. Тогда как США продвигают узкое определение демократии и прав человека в качестве политического самовыражения, практически не уделяя внимания долгосрочным стратегическим задачам вроде борьбы с терроризмом или снижения уровня бедности, позиция Китая, заключающаяся в невмешательстве и уважении суверенных прав других государств, становится всё более привлекательной в развивающихся странах.
Для президента Филиппин Родриго Дутерте американская внешняя политика представляет “потенциальную угрозу суверенитету Филиппин” - аналогичное беспокойство разделяют Сиси и другие лидеры государств-партнёров. По сути, если в американской внешней политике не произойдёт коренных изменений, то, по всей видимости, новая дуга безопасности продолжит укрепляться и изменять геополитический ландшафт Ближнего Востока (как, впрочем, и Дальнего - прим. пер.).
Автор оригинальной статьи - д-р Кристина Лин, для издания Asia Times."
https://www.almasdarnews.com/article/op … t-russian/
Отредактировано Maс (2016-12-17 21:37:06)