Сумма технологий КБ Южное
Самым громким событием 67-го Международного конгресса астронавтики, проходившего в конце сентября в столице мексиканского штата Халиско — г. Гвадалахара, стала презентация новых планов по освоению Марса владельцем американской компании Space X Илоном Маском.
Говорят, попасть на выступление известного бизнесмена было непросто. Специально чтобы послушать Маска, поклонники его таланта летели и ехали в Мексику со всех уголков земного шара.
Но, скажем откровенно, первый пилотируемый корабль Heart of Gold с землянами на борту на Красной планете в 2022 г., а далее межпланетная транспортная система ITS (Interplanetary Transport System) с пассажирскими капсулами на 100 и более человек, которые начнут перевозку желающих посвятить себя колонизации Марса, выглядят пока что откровенным прожектом. Хотя благодаря именно таким PR-акциям мысли о колонизации ближнего космоса становятся все более осязаемыми.
Мало кто знает, что на конгрессе астронавтики в Гвадалахаре по инициативе украинских участников был проведен «круглый стол» и по лунным проектам.
Год назад на таком же конгрессе Международной федерации астронавтики (International Astronautical Federation — IAF) в Иерусалиме Европейское космическое агентство огласило планы по созданию лунной деревни, а спустя неделю представители днепровского КБ «Южное» сформулировали собственные планы по созданию на Луне промышленно-исследовательской базы. Теперь же провайдеры лунной колонизации продвигают идеи в массы. На фоне высказываний Маска они уже не выглядят столь фантастично, как раньше.
Проект КБ «Южное» не предполагает финансирования из бюджета. Напротив, опыт и научно-технический потенциал более двух десятков предприятий ракетно-космической отрасли Украины и примерно стольких же научных учреждений может приносить серьезные заказы и привлекать инвестиции в нашу страну.
«Проблематика, связанная с освоением космического пространства и тел нашей Солнечной системы, набирает все большую силу. И я рад, что именно мы инициировали проведение «круглого стола» по лунным проектам и что именно на последнем астронавтическом конгрессе тема освоения Луны звучала гораздо сильнее, чем раньше», — рассказал нашему изданию вице-президент IAF, генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев.
Генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев
«Мы не игнорируем Марс, и нет у нас к нему антагонизма, но я считаю, что человечество должно пройти начальную школу на Луне и там многому научиться и освоить. И только затем приступить к колонизации Марса, — убежден г-н Дегтярев, занимающий в IAF должность вице-президента по связям с промышленным сектором.
Пока ни у одной страны, может, за исключением США и Китая, нет финансовых возможностей реализовывать такие проекты в одиночку. Однако, объединив усилия, государства, не желающие остаться на обочине прогресса, могли бы сообща проводить космические исследования, осваивать производство новых материалов, апробировать образцы техники и в конце концов получить для себя дивиденды в виде добычи дефицитных на Земле, а потому дорогих полезных ископаемых.
Украинский проект промышленно-исследовательской базы предполагает на подготовительном этапе исследование Луны с помощью беспилотных аппаратов, детальное картографирование и создание 3D-модели поверхности, разведку и анализ состава лунных пород и только затем — выбор места, пригодного для размещения базы.
Себя КБ «Южное» видит в качестве одного из интеграторов проекта, проектировщиком ракет-носителей, космических буксиров и разгонных блоков, лунных спутников и других беспилотных аппаратов.
Участвуя в советской лунной программе, предприятие получило опыт изготовления взлетно-посадочного лунного модуля, с помощью которого космонавты должны были прилуниться и взлететь с поверхности нашей спутницы. Лунный модуль побывал на орбите и был успешно испытан в беспилотном варианте.
В перспективе для создания лунной инфраструктуры понадобятся специальные транспортные средства и энергетические установки, строительные материалы и научное оборудование.
Лунная база должна иметь замкнутую систему жизнеобеспечения. Поэтому в составе размещенного на Луне оборудования необходимо предусмотреть комплекс по производству всех необходимых ресурсов, в том числе ракетного топлива, строительных и конструкционных материалов, а также редкоземельных ископаемых. В общем, работы хватит как минимум на несколько десятилетий десяткам, если не сотням предприятий различного профиля деятельности.
_________________________________
* «Сумма технологий» — название книги всемирно известного писателя-фантаста Станислава Лема, дерзнувшего описать, как далеко может зайти ускорение научно-технического прогресса и соревнование человека и Природы, вплоть до астроинженерии, терраформирования других планет и преобразования человеческого тела для обретения ранее недостижимых качеств.
В данном случае термин «сумма технологий» используется в отношении разработок днепровского КБ «Южное», более чем за полвека своей деятельности разработавшего 13 ракетных комплексов военного и гражданского назначения, 40 жидкостных ракетных двигателей (17 из них выпускаются серийно) и около 70 типов космических аппаратов (запущено — 400).
Откровением эпохи географических открытий стало понимание того, что люди на нашей планете могут одновременно жить в разных временных измерениях. Одни остаются в пещерном веке — другие изобретают новые машины и занимаются активным преобразованием окружающего пространства.
Сегодняшний день дает нам немного возможностей для лидерства в глобальном масштабе. Но ракетно-космическая отрасль остается одной из немногих, позволяющих Украине занимать место в десятке передовых стран и владеть технологиями, недоступными многим даже самым развитым государствам.
Создание новейших образцов вооружения требует самых современных технологий
Цикличность прогресса
По данным управления коммерческих космических перевозок Федеральной авиаадминистрации США (Federal Aviation Administration, FAA), в ближайшие годы мировую космическую отрасль ожидает стабильный спрос на пусковые услуги по выведению средних и тяжелых космических аппаратов на геостационарную орбиту и существенное увеличение пусков аппаратов различного назначения на низкие, средние и высокоэллиптические орбиты.
Общее количество запущенных до 2025 г. коммерческих космических аппаратов в FAA оценивают более чем в 1 тыс., т. е. почти по сотне в год.
Чтобы удовлетворить запросы нескольких десятков новых или возникших относительно недавно компаний, предоставляющих услуги дистанционного зондирования Земли, изучающих погодные условия и другие природные факторы (таких как Dauria Aerospace, DigitalGlobe, BlackSky Global, DMC International Imaging, GeoOptics Inc., HySpecIQ, ImageSat International и др.), понадобятся новые носители и стартовые комплексы.
Впрочем, еще несколько лет назад в среде экспертов бытовало мнение, что рынок поделен крупнейшими игроками из США, России и ЕС, сосредоточенными на выполнении госзаказа и предоставляющими коммерческие услуги по остаточному принципу.
Сегодня в новую фазу развития вступает создание низкоорбитальных спутниковых группировок. Растет потребность в новых технологических аппаратах для операций по продлению жизни спутников — буксировке их на более высокие орбиты. Появляются проекты, связанные с созданием буксиров для захоронения космического мусора. И эти ниши пока еще никем не заняты.
Миниатюризация электроники космических аппаратов вызывает потребность в меньшей размерности носителей, чем доминирующие в настоящее время Ariane, Atlas, «Протон» и «Зенит». Само собой, остро стоит вопрос стоимости пусковых услуг. И есть предпосылки к тому, чтобы они снижались за счет применения новейших материалов, технологий и построения новых систем управления космическим производством.
Ответом на эти вызовы мирового рынка космических услуг являются новые разработки КБ «Южное».
Среди них проект легкого носителя «Игла», способного выводить на орбиту пико-, нано- и микроспутники, массой до 50—100 кг.
Более мощная разработка — «Вектор» — проектируется для вывода на солнечно-синхронную орбиту полезной нагрузки до 500 кг. В эту категорию попадают микро- и мини-спутники.
Нельзя сбрасывать со счетов уже почти готовую разработку — РН «Циклон-4». Ее готовность оценивается в 82%. Для ее вывода на североамериканский рынок КБ «Южное» занимается модернизацией носителя, переводом на более экологичное топливо и применением в конструкции новых легких сплавов.
Универсализация пусковых систем за счет использования единых компонентов позволяет — в зависимости от задач — использовать ракеты различного класса. Тем самым снижается стоимость пусковых услуг.
Поэтому глобальной стратегической задачей для флагмана украинской ракетно-космической отрасли является создание целого семейства ракет-носителей «Маяк», позволяющих выводить на опорные орбиты полезную нагрузку 4,5 — 75 т. И до 25 т — на геостационарные. Наиболее мощные ракеты из этой линейки вполне подойдут для подготовки межпланетных миссий.
Достижение этой цели связано с разработкой и постановкой на производство линейки новых ракетных двигателей, в т.ч. на замену российских двигателей РД-180, которыми комплектовалась первая ступень РН «Зенит».
Базовой универсальной единицей здесь должен стать перспективный двигатель РД815 (GU250) тягой около 250 тс на компонентах кислород-керосин, на основе которого будут производиться связки — РД880 (GU500 — два двигателя РД815) и РД880.2 (GU1000 — кластер из двух GU500). Т.о. мощность самого крупного представителя нового семейства будет доведена до 1000 тс.
Для предприятия, запустившего в серию 17 различных жидкостных ракетных двигателей, такое наращивание потенциала — прямой путь к выходу на американский (и не только) рынок, где сейчас остро обсуждается вопрос зависимости от российской продукции и замены российских двигателей новыми двигателями, которые будут выпущены в США.
Для решения этой проблемы КБ «Южное» в альянсе с американской компанией предлагает наладить в США серийное производство разработанных в Украине двигателей GU250.
Если учесть, что российскими РД-171M комплектуются РН Atlas-5, с помощью которых за последние десятилетия были выполнены самые важные задачи по выведению на орбиту полезной нагрузки ВВС США и осуществлены научные миссии НАСА, то участие Украины в этом проекте дает карт-бланш всей ракетно-космической отрасли страны и выводит ее на новый уровень партнерства с ведущей космической державой.
В действительности же, как отмечает FAA, наряду с общемировыми проблемами энергетики и финансов самое непосредственное влияние на глобальную космическую отрасль оказал конфликт между Россией и Украиной, что имело наибольшее воздействие на коммерческий сегмент пусковых услуг.
Прежде всего это неопределенность будущего космического провайдера — Sea Launch. Ракету-носитель «Зенит» производят на украинской территории с использованием российских комплектующих. Контрольный пакет компании-владельца океанского космодрома и командного судна — Energia Overseas Limited (EOL), зарегистрированой в Швейцарии, также аффилирован с российской ракетно-космической корпорацией РКК «Энергия».
Кроме того, как мы уже говорили, в среднесрочной перспективе с рынка оборонных и государственных заказов США уйдет носитель Atlas-5, выпускаемый альянсом компаний Lockheed Martin и Boeing — United Launch Alliance(ULA) с использованием российских двигателей первой ступени НПО «Энергомаш». Хотя наверняка этот носитель сможет остаться на коммерческом рынке.
Еще одной проблемой для запусков коммерческих спутников является сокращение с прошлого года — до 3-4 вместо 7-8 — коммерческих пусков РН «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М», эксклюзивными правами на которые обладает российско-американское СП International Launch Services (ILS). Контрольный пакет зарегистрированной в США компании принадлежит российскому госпредприятию НПЦ имени М. В. Хруничева. Решение было принято после неоднократных аварий «Протона» с российской полезной нагрузкой.
Эти обстоятельства позволяют перераспределить рынок коммерческих стартов в пользу Arianespace, Lockheed Martin Commercial Launch Services, Mitsubishi Heavy Industries и других поставщиков услуг.
Однако самая большая доля коммерческих контрактов досталась компании Space Exploration Technologies Corporation (Space X) Илона Маска, совершившей серьезный прорыв в оказании пусковых услуг. Достаточно сказать, что с 21 декабря 2015 г. ракетой-носителем Falcon-9, изготовленной Space X, было произведено 7 успешных пусков, которыми на орбиту выведено 6 телекоммуникационных спутников и грузовой корабль Dragon Spacecraft собственной разработки. Тем не менее, по оценкам экспертов, последняя предстартовая авария Falcon-9 в начале сентября, из-за которой был потерян спутник Amos-6 израильской компании Spacecom стоимостью $200 млн., приведет к приостановке пусков Falcon минимум на год. И, видимо, не случайно 27 сентября на последнем конгрессе астронавтики было объявлено о подписании контракта на продажу доли Energia Overseas в консорциуме Sea Launch — другой российской компании S7 Group Владислава Филёва. Сделка будет закрыта через полгода после ее одобрения антимонопольным ведомством США. Новый инвестор обещает «влить» в Sea Launch до $160 млн. и возобновить старты не позднее 2018 г.
Но и это событие не обошлось без участия украинских ракетчиков. Как отметил Александр Дегтярев, еще в конце 2014 г. на совете директоров консорциума в Женеве украинская сторона убедила Sea Launch не закрывать проект, а начать переговоры с потенциальным инвестором, кандидатура которого была также предложена гендиректором КБ «Южное». Переговоры велись 8 месяцев, и в результате процесс зашел так далеко, что прекращение деятельности и утилизация океанского стартового комплекса были признаны неконструктивными. Sea Launch был продан, хотя и не той компании, которую предлагали в КБ «Южное».
«За работающим Sea Launch в первую очередь стоят заказы материальной части для изготовления «Южмашем», поэтому нам не важно, кто купил «Морской старт». Важно, чтобы этот проект был успешно работающим и приносящим заказы», — считает Александр Дегтярев.
Конечно, не следует сбрасывать со счетов заявления о возможности разработки для «Морского старта» сугубо российского двигателя, без участия Украины. А в последнее время появилась информация и о попытке «скопировать» аналог украинского «Зенита» на производственных мощностях в России или даже в Казахстане. Проект под названием «Сункар» («Сокол») ведется НПО «Энергия» в рамках Федеральной космической программы РФ.
Но даже по российским оценкам, начало коммерческой эксплуатации новой ракеты может начаться не раньше 2025 г. А до этого «Зенит» еще полетает.
Впервые КБ «Южное» участвовало в создании американской ракеты-носителя Antares
С неба на Землю
Не секрет, что «сумма технологий», наработанных КБ «Южное» более чем за полвека с момента его создания в 1954 г., позволяет проектировать и высокоточное оружие. Только на смену межконтинентальным баллистическим ракетам, которыми КБ занималось во времена СССР, сегодня пришло тактическое ракетное вооружение.
В настоящее время Украина остро нуждается в собственных оперативно-тактических ракетных комплексах. Одна из таких разработок — оперативно-тактический ракетный комплекс с дальностью поражения целей 50—280 км — ведется за средства иностранного заказчика. Поэтому комплекс должен быть не только эффективным на театре боевых действий, но и конкурентоспособным на мировом рынке. Для этого в будущий ОТРК закладывается ряд новых перспективных решений.
Помимо ОТРК, в арсенале разработок КБ «Южное» в скором будущем могут появиться ракетные комплексы на базе до- и сверхзвуковых крылатых ракет; Мобильный комплекс противодействия тактическим беспилотным летательным аппаратам, позволяющий уничтожать их на высоте до 2 км и в радиусе зоны поражения — до 4 км. Этот комплекс также должен блокировать работу БПЛА в широком диапазоне частот в зоне до 30 км.
Ведутся работы по модернизации реактивных снарядов для ракетной системы залпового огня и других систем, разрабатываются командные машины, модули связи и иная боевая техника.
Не потеряло актуальность для Украины и создание собственных систем космической разведки, куда вошли бы разработанные КБ «Южное» аппараты дистанционного зондирования Земли. Благо предприятие имеет очень богатый опыт по разработке спутников, спроектировав более 70 типов космических аппаратов различного назначения.
КБ «Южное» в инициативном порядке занимается воссозданием спутника обзорного оптического наблюдения «Січ-2-1» с возможностью съемки наземных объектов с разрешением до 8 метров. Его запуск предполагается в 2018 г.
На очереди спутники детального наблюдения земли «Січ-2М» и радиолокационного — «Січ-3-Р» с еще большим диапазоном возможностей.
Конечно же, столь разносторонняя деятельность требует серьезной научной поддержки и широкой производственной кооперации.
Поэтому только за период 2011—2015 гг. предприятие за счет средств от собственной внешнеэкономической деятельности обеспечило финансирование 98 украинских смежников более чем на 3 млрд. грн. по 320 заключенным контрактам. Из них около 1,1 млрд. грн. в 2015 г.
Это позволило обеспечить работой около 20 тыс. работников, в том числе 12 тыс. на предприятиях, входящих в систему ГКАУ.
По итогам 2015 г., КБ «Южное» было реализовано продукции более чем на 1 млрд. грн. Это 34% в масштабах всей ракетно-космической отрасли Украины, которая включает в себя 21 предприятие и 6 бюджетных организаций. Объем экспорта продукции КБ «Южное» в денежном выражении составил 935 млн. грн. Это более половины экспортного объема космической отрасли Украины.
Основой для производства новейшей техники должно стать обновление производственной базы предприятия и создание опытного производства. В последние годы на эти цели было выделено около 165 млн. грн. КБ «Южное» приобрело первый промышленный 3D-принтер, на котором осваивается печать крыльчаток для ракетных двигателей и других сложных в изготовлении деталей, станок для намотки углеродных корпусов твердотопливных ракетных двигателей, оборудование для производства препрегов — композиционных материалов-полуфабрикатов. Подписан контракт на поставку новых станков. Проводится очень большая исследовательская работа с учреждениями НАН Украины и вузами, в том числе с Институтом электросварки им. Е. О. Патона по технологиям создания новых высокопрочных стальных и алюминиевых сплавов. Заключены договора более чем с 30 научными организациями. В рамках этой деятельности субконтракторам выплачено более 25 млн. грн.
Социальная политика предприятия способствует привлечению молодых перспективных кадров. Сейчас средний возраст сотрудников КБ «Южное» — 44 года, а 36% коллектива не достигли 35 лет. Кроме того, КБ «Южное» — одно из немногих госпредприятий, строящих жилье для своих сотрудников. Предприятие постоянно вкладывает собственные средства в реконструкцию производственных зданий, сооружений и социальной инфраструктуры для улучшения условий труда и отдыха сотрудников.
С 1991 г. построено 8 жилых домов общей площадью 43 291 кв. м, квартиры в которых получили 737 семей.
В составе КБ «Южное» действуют детский оздоровительный лагерь «Звездный» — один из самых лучших в стране по инфраструктуре и уровню подготовки педагогического персонала, пансионаты семейного типа «Сокол» на Азовском море и «Лесной» в Орловщине. С 2012 г. на территории КБ открыт фитнес-зал, который посещают около 1 тыс. работников.
В общем, если мыслить глобально, то в общественной дискуссии «Какой быть будущей Украине?» деятельность КБ «Южное» однозначно свидетельствует в пользу государства, владеющего ракетно-космическими технологиями и развивающего высокотехнологичные подотрасли машиностроения, в том числе оборонного плана.
При наличии политической воли и целенаправленной работы только лишь кооперация, возглавляемая КБ «Южное», даст возможность сохранить для страны 60—100 тыс. высококвалифицированных специалистов, обеспечив при этом существенный уровень бюджетных отчислений.
Одним из конкурентных преимуществ Украины является высокий уровень образования в сочетании с качественным проектным мышлением наших молодых граждан. Поэтому именно такие кластеры, как ракетно-космическая отрасль, позволяют реализовать этот потенциал на олигопольных рынках, создавая оборудование, не имеющее аналогов в мире.
№41(791) 14 — 20 октября 2016 г. 12 Октября 2016 3.9
www2000.ua/v-nomere/derzhava/resursy/summa-tehnologij-kb-juzhnoe.htm