Эстонский генерал: Русские идут!
Бывший глава вооруженных сил Эстонии, бывший полковник советской армии, а ныне советник премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа по вопросам гособороны и госбезопасности генерал Антс Лаанеотс опубликовал на страницах эстонского издания Postimees свои размышления о военной угрозе, исходящей для Европы из России. ИА REGNUM публикует перевод этой статьи, опубликованной на портале DZD.
7 мая этого года на пост президента Российской Федерации снова заступит Владимир Путин, который, по сути, руководил этой гигантской страной последние 11 лет. Это человек, который вывел Россию из последовавшего за Советским Союзом хаоса "дикого капитализма", но сделавший это ценой перекосов в экономике, авторитарного устройства государства, насаждения "управляемой демократии", ограничения прав человека и свободы прессы.
Это человек, который весной 2005 года, во время своего второго подряд срока, заявил, что распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой XX века, а постсоветское пространство является зоной особых интересов Российской Федерации. Это человек, который начал восстановление России как серьезной глобальной силы.
Будучи президентом Российской Федерации, верховным главнокомандующим и позднее премьер-министром, Путин провел две успешные для него войны на Кавказе. Первую он вел против своего народа в Чечне (1999-2000 гг.), когда федеральные войска нередко следовали принципу "пусть лучше погибнет десять невинных, чем останется в живых один враг". Вторая - вторжение на территорию своего союзника по СНГ, Грузии, состоялась в 2008 году, при этом были оккупированы две ее части. Сразу после этого Путин приступил к проведению кардинальных реформ в вооруженных силах.
Предвыборная кампания Путина, избранного в третий раз президентом, проходила под девизом: Россия окружена врагами, которые хотят истребить ее любой ценой, забрать ее богатства - и только я могу спасти от катастрофы. Любимым изречением Путина были слова Александра III, что у России есть только два союзника - ее армия и флот.
В ходе предвыборной кампании премьер написал ряд программных статей, поясняя, что он собирается делать на посту президента. О том, как он видит внутреннюю и внешнюю политику, написано много, меньше - о планах в области обороны и реформы вооруженных сил.
В последние 20 лет российская армия находилась в состоянии перманентной реорганизации, однако при ближайшем рассмотрении этот процесс можно разделить на четыре части.
Первая реформа вооруженных сил РФ началась в 1992 году. Вскоре после того, как государство обрело независимость, Борис Ельцин и правительство поняли, что содержание армии времен СССР не под силу и не нужно. В последние дни империи, в декабре 1991 году, советская военная машина представляла собой гигантскую организацию, состоявшую из пяти родов войск (стратегические ракетные войска, наземные войска, ВМФ, ВВС и ПВО), в которой состояло 3,988 млн человек.
Наземные войска были объединены в 14 военных округов и 4 группы, в которые входили 46 танковых, 142 мотострелковых и 7 воздушно-десантных дивизий. На вооружении состояло 61 500 танков (для сравнения: у НАТО в это время было всего 22 000 танка), 28 000 БМП, свыше 50 000 различных бронированным машин, 66 880 единиц артиллерии, 4500 вертолетов и 4960 ПЗРК.
В стратегические ракетные войска входили 5 ракетных армий с 1398 баллистическими ракетами дальнего радиуса действия, 5 воздушных армий с 565 стратегическими бомбардировщиками, 65 атомных подводных лодок с ракетами дальнего радиуса действия. ПВО состояли из 5 армий, в которых насчитывалось 3215 истребителей-перехватчиков и 8650 пусковых ракетных установок, в ВВС было 4335 боевых и 2000 учебных самолета. ВМФ насчитывал 323 подлодки (из них 63 стратегических ракетоносца), 227 надводных боевых корабля и 750 самолетов.
С окончанием холодной войны, политической оттепелью и переходом от социализма к капитализму в России начался период дикого воровства, в результате чего опустела госказна, а содержание военной машины стало невозможным. В то же время политики и офицерских корпус старой закалки, особенно генералитет, привыкшие к имперской мощи, не могли изменить великодержавное мышление и делали все, чтобы гигантская армия сохранилась.
Радикальное сокращение и реорганизация вооруженных сил сразу же провалились из-за широкомасштабного противодействия и недофинансирования. Начался массовый исход лучших офицеров и специалистов военно-промышленного комплекса. Большинство из них нашли несравнимо лучше оплачиваемую работу в частном секторе, армия же медленно сползала в глубокий кризис.
Начавшаяся в декабре 1994 года чеченская война показала все бессилие российской армии. В опубликованной 20 феврале 2012 года статье "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" Путин описывает тогдашнюю ситуацию следующим образом: "Когда в 1999 году банды международных террористов развязали прямую агрессию против России, мы столкнулись с трагической ситуацией. 66-тысячную группировку нужно было буквально собирать "по частям" - из сводных батальонов и отдельных отрядов. Штатная численность Вооруженных Сил превышала 1 миллион 360 тысяч человек. А укомплектованных частей, способных без дополнительной подготовки приступить к выполнению задач, практически не было".
Поражение в чеченской войне в 1994-1996 гг., ее непопулярность и большие потери вынудили президента Ельцина начать в 1996 году вторую реформу армии. Она была жизненно необходима и для катастрофически теряющего популярность в народе Ельцина, чтобы переизбраться в ходе проводившихся в том же году президентских выборов.
Первоначально новая реформа планировалась на пять лет - с 1996 по 2000 год и предусматривала переход на профессиональную армия, снижение численности родов войск и ставила приоритетом развитие конвенциональных вооруженных сил. Целью реформы было сократить вооруженные силы, сделать их более эффективными и современными, существенно повысить моральную и профессиональную подготовку военных, улучшить снабжение и социальный статус вооруженных сил.
Вскоре срок проведения реформы был увеличен. Одобренный правительством план модернизации вооруженных сил был четырехэтапным: 1997-1999 гг. - сокращение армии до 1,2 млн человек, переход на профессиональную армию; 1999-2001 гг. - объединение ПВО и ВВС, переход на четыре основных рода войск: стратегические ракетные, наземные, ВМФ и ВВС; 2001-2005 гг. - переход на три основных рода войск: наземные, ВМФ и ВВС; 2005 год - начало широкомасштабного перевооружения и связанное с этим переобучение. Однако из-за катастрофического состояния экономики, особенно с крахом в 1998 году рубля, пустой бюджет не мог обеспечить проведение реформы.
Третья реформа началась после того, как в 2000 году Владимир Путин неожиданно стал президентом Российской Федерации. Ее важной частью, наряду с модернизацией вооружения и обеспечения, был по-прежнему переход на профессиональную армию. Для проведения реформы выработали ряд нормативных документов, в том числе новую военную доктрину (в 2000 году), план развития вооруженных сил на 2000-2005 гг. и государственную программу вооружения на 2002-2010 гг. Эти документы президент Путин подписал в январе 2002 года.
В октябре 2003 года Министерство обороны России опубликовало новую программу развития вооруженных сил "Актуальные задачи развития вооруженных сил Российской Федерации", которая вызвала большой резонанс в мире. Новый документ должен был действовать 8-10 лет и дополнять действующую военную доктрину. В нем содержалось два важных и новых внешнеполитических положения: во-первых, развитие обычных вооружений заменили на приоритетное развития ядерных вооружений и, во-вторых, Россия открыто сообщила, что готова превентивно использовать вооруженные силы против своих соседей.
В 2001 году тогдашний министр обороны Сергей Иванов запустил федеральную программу по переходу на профессиональную армию. По этой программе к 2010 году профессиональными штатами должны были быть укомплектованы силы быстрого реагирования - то есть все ВДВ и 60 наземных соединений. Программа также предусматривала увеличение числа кадровых офицеров и сержантов - до 22 000 к 2004 году и до 147 600 к 2007-му. Таким образом Министерство бороны надеялось существенно повысить боевую готовность и боеспособность в первую очередь элитных частей.
Программа предусматривала также сокращение срока непопулярной в народе из-за дедовщины срочной воинской службы: с 2008 года с двух лет до одного. Процесс начался с эксперимента в Псковской 76-й дивизии ВДВ. В начале 2005 года Министерство обороны доложило, что два подразделения - 76-я Псковская дивизия ВДВ и дислоцирующаяся в Чечне 42-я мотострелковая дивизия - полностью укомплектованы профессионалами.
В соответствии с федеральной программой к ним должны были добавиться 40 т.н. подразделений постоянной готовности, в которые нужно было завербовать 42 000 солдат. На тот момент в российской армии служило в общей сложности 1,212 млн человек, из них 600 000 - солдаты, в т.ч. срочники.
Несмотря на видимый успех, создание профессиональной армии с самого начала столкнулось с большими трудностями. Оказалось, что профессиональным военным необходимы другие военные городки, у многих были семьи, которые нельзя было по-военному содержать в казармах. Между тем необходимый жилфонд в военных городках советского времени отсутствовал, его нужно было строить. Возникли проблемы с низкой оплатой, социальными вопросами и гарантиями, которые государство не решило и по сей день.
В 2006 году Генштаб сообщил, что болевой точкой последнего времени стал массовый разрыв контрактов кадровыми солдатами и сержантами. Так, в 2005 году досрочно было прекращено 12,9% всех договоров о служба в вооруженных силах. Причем из дислоцированной в Чечне 42-й мотострелковой дивизии досрочно уволился каждый третий профессиональный солдат.
В 2006 году благодаря существенному увеличению зарплат этот процесс удалось притормозить, но выявилась другая тенденция: профессионалы не желали больше продлевать свои заключенные обычно на три года договоры. Опрос, проведенный социологическим центром Минобороны России показал, что лишь 15-19% военных готовы продолжить службу.
Таким образом, возникала реальная опасность, что армия останется без большей части составляющих ее ядро профессионалов, которые пришли на действительную службу в 2004-2005 гг. А вербовка новых солдат из-за низкого уровня зарплат становилась все сложнее. Существенно снизилось и качество новобранцев.
Неудовлетворительным было и снабжение новым вооружением и техникой - ее доля в 2001 году составляла лишь 10%. Развалившийся советский военно-промышленный комплекс, повсеместная коррупция и глобальный экономический кризис 2008-2009 гг., который болезненно затронул и Россию, не позволял наладить производство в необходимом объеме и необходимого качества. Доля нового вооружения и техники в 2008 году осталась на прежнем уровне. Реформа в очередной раз начинала затягиваться.
Поводом к самой основательной, четвертой реформе вооруженных сил России стала война между Россией и Георгией (прим. ИА REGNUM- так в эстонском тексте и русскоязычном переводе на портале DZD. Видимо имеется ввиду - Грузия.) в августе 2008 года. Быстрый успех российских войск на устаревшей технике, с недостаточными средствами связи, без современных средств разведки и ночного наблюдения был обусловлен, прежде всего, ошибками политического руководства Георгии и неспособностью командования планировать, подготавливать и руководить крупными военными операциями.
Важную роль в успехе русских сыграли умелые действия хорошо подготовленных 76-й и 98-й дивизий ВДВ, а также 31-й десантно-наступательной бригады. Однако это была война 70-х годов прошлого века. Особенно пикантным для иностранной прессы в Москве оказался получивший широкую огласку случай, когда у командующего вторжением 58-й армии в Южную Осетию генерал-лейтенанта Хрулева пропала связь с вверенными его частями и он попросил мобильный телефон у журналиста.
В упомянутой выше предвыборной статье Путин описывал ситуацию после войны с Георгией (i>прим. ИА REGNUM- так в эстонском тексте и русскоязычном переводе на портале DZD. Видимо имеется ввиду - Грузия.) так: "Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно: на это не хватило бы никаких ресурсов - ни финансовых, ни человеческих... Выход был только один - строить Новую Армию. Армию современного типа - мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности". Хорошо осознавая печальное состояние своей армии, руководство России приступило к немедленным действиям.
О новой всеобъемлющей реформе, о "новом образе", доложил 14 октября 2008 года министр обороны Сердюков. В качестве примеры было взято построение на стратегическом и оперативно-тактическом уровне армии США, которое полностью оправдало себя в ходе вооруженных конфликтов последних десятилетий.
Запланированная до 2020 года реформа на первом этапе (2008-2012 гг.) предусматривает проведение главных структурных изменений. Территорию страны вместо бывших шести, объединявших главным образом наземные части, военных округов разделили на четыре: Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Их командующим уже в мирное время подчинили все дислоцированные в зоне ответственности рода войск: наземные, ВМФ, ВВС, ПВО и спецназ.
Таким образом, в подчинении командующего Ленинградским военным округом у границ Финляндии, Эстонии и Латвии находится бывший Московский военный округ с его войсками, Северный и Балтийский флоты, ВВС и ПВО, а также Псковская бригада спецназа.
В случае войны в его распоряжение могут передать дислоцированные в его зоне ответственности десантно - наступательные и воздушно-десантные войска и подразделения внутренних войск. Новый военный округ представляет собой оперативно-стратегическое подразделение, имеющее все необходимые средства для проведения самостоятельных стратегических операций.
Кардинальные изменения происходят в офицерском корпусе. Большой проблемой советской и позднейшей российской армии была нехватка профессиональных сержантов. Их работу приходилось делать младшим офицерам.
Большая служебная нагрузка и низкие зарплаты делали профессию офицера непопулярной среди молодежи. В военные училища шли главным образом для того, чтобы получить бесплатное высшее образование, после чего всеми правдами и неправдами выйти в отставку.
С другой стороны, большая и неуклюжая структура вооруженных сил была переполнена должностями старших и высших офицеров. Сложилась ситуация, когда в 2008 году и 1,13 млн военнослужащих офицеров числилось 355 000 - вместо обычных 15-20%.
План реформы предусматривает сокращение числа офицеров до 220 000 и создание для них нормальной карьерной пирамиды (раньше старших офицеров было значительно больше, чем младших офицеров), т.е. увеличить число лейтенантов с нынешних 50 000 до 60 000 и уменьшить число старших офицеров.
Таким образом, численность полковников и подполковников сократилась с 25 665 до 9114, майоров - с 99 550 до 25 000. Генералов решено было сократить к 2012 году с 1107до 886. В декабре 2009 года в отставку было отправлено 100 000 прапорщиков и мичманов, их институт был упразднен.
По примеру США начали, по сути с нуля, формирование сержантского корпуса. Уменьшили численность личного состава с 1,13 млн до нынешнего 1 млн. В наземных силах в результате реформы должно остаться 172 подразделения вместо прежних почти 500, в ВВС - 180 вместо 340, в ВМФ - 123 вместо 240. Меньшие "потери" предусмотрены в стратегических ракетных, космических и воздушно-десантных войсках. Прежняя четырехуровневая система управления (военный округ - армия - дивизия - полк) изменена на трехуровневую (округ - армия - бригада).
Согласно планам, в наземных войсках будет 85 полностью укомплектованных боевых бригад и бригад боевой поддержки. По словам Путина, в результате реформы все подразделения станут подразделениями постоянной готовности с временем реагирования в один час.
Большие изменения произойдут и в Министерстве обороны и в верховных штабах и органах управления. От обсуждавшейся недавно идеи объединения Министерства обороны и Генерального штаба всё же отказались.
Будут объединены некоторые перекрывающиеся структуры, которые продолжат действовать в подчинении министерства или Генштаба. По словам министра обороны Сердюкова, в 2008 году в министерстве работало 10 523 человека, а в Генштабе и штабах родов войск 00 свыше 11 000, то есть две мотострелковые бригады. В результате реформы в руководящих органах останется лишь 8500 работников. Таким образом, самое главное оперативное управление Генштаба сократили наполовину.
Критики структурной реорганизации управления говорили, что небывалые сокращения повредят Генштабу, штабам родов войск и боеготовности, поскольку уйдут самые опытные, прослужившие 15-20 лет офицеры, а нового офицера Генштаба не подготовить и за десять лет.
Реорганизация затронула также систему военного обучения. В связи с общим сокращением числа офицеров, уменьшилась и ежегодная потребность в их подготовке: теперь в военные училища набирают по 8000 курсантов в год, а не 30000, как несколько лет назад. Вместо 15 академий, 4 высших военных училищ и 46 военных училищ и институтов создается 10 высших военных училищ, 3 центра обучения, 6 академий и один военный университет.
Важной частью реформы стало увеличение зарплат военнослужащих и их социальной поддержки. Стремясь увеличить популярность профессии военного, Путин, будучи премьер-министром, неоднократно повторял, что их зарплаты будут выше, чем у квалифицированных гражданских служащих. Слово свое он сдержал. С 2012 года зарплаты военнослужащих увеличились почти в три раза. В зависимости от звания и квалификации профессиональные солдаты получают сегодня 25 000, лейтенанты - 30 000 и более, старшие офицеры до 60 000 рублей в месяц.
Несмотря на то, что призыв сохраняется, постепенно, в соответствии с ростом доходов государства, стараются перейти на профессиональную армию.
Согласно промежуточному распоряжению, данному президентом Медведевым, к 2017 году в вооруженных силах должно быть 22 000 офицеров и 425 000 профессиональных солдат и сержантов. Цель состоит в том, чтобы в миллионной армии 65% было профессионалов и 35% срочнослужащих. Для этого планируется ежегодно вербовать 50 000 солдат.
В феврале прошлого года была утверждена новая государственная программа вооружений, которая предусматривает модернизацию к 2020 году 70% военной техники и вооружений, на что будет потрачена гигантская сумма - 23 трлн рублей (примерно 780 млрд долларов).
Согласно опубликованной 20 февраля статье Путина, развитие стратегических ядерных вооружений остается приоритетом. В течение следующих 10 лет на вооружение должно поступить 400 современных межконтинентальных ракет и 8 стратегических подлодок с ракетами дальнего радиуса действия. Обычные силы получат 2300 новых танка, около 2000 САУ, более 600 самолетов и 1000 вертолетов, 50 надводных и 20 полифункциональных подводных корабля, больше количество новых систем ПВО и транспортных средств.
Новый-старый президент ставит перед ВПК задачу кардинального обновления и выхода на мировой уровень во всех технологических областях. Перевооружение армии проводится на базе отечественного ВПК и научных разработок. Зарубежная техника и вооружение должны приобретаться исключительно с целью получения знаний и технологий.
С точки зрения России, проводимая реформа безусловно нужна и целесообразна. Ее поддерживает и быстрый рост военного бюджета. Если в 2000 году он составлял 5,1 млрд долларов, то в 2012-м 00 уже 59,8 млрд. Даже если реформа удастся на 70-80% от запланированного, она существенно увеличит боевую мощь и эффективность российской армии. Так, командующий Ленинградским военным округом Бахин уже в прошлом году заверил, что боеспособность вверенных ему частей и подразделений вросла в 13 раз.
Возникает вопрос: для отражения каких угроз и какого врага создается армия нового типа? Судя по другой предвыборной статье Путина "Россия и меняющийся мир" (27.02.2012), это - США и НАТО со своими планами расширения, обосновывающимися гуманитарными целями военными интервенциями во внутренние дела суверенных государств и создание ПРО в Европе.
На фоне быстрого роста российской военной мощи ведущийся годами процесс разоружения и, по существу, снижения обороноспособности Западной Европы представляется аномальным и не поддающимся здравому смыслу явлением.
Соседям России за более чем тысячелетнюю историю должна была броситься в глаза одна закономерность: вне зависимости от того, как в разные времена называлось российское государство, оно всегда в периоды увеличения своей мощи отличалось агрессивностью и стремлением насильственного расширения за счет соседей.
В прошлом веке она четырежды пыталась завоевать или оккупировать Эстонию: в ходе Освободительной войны (1918-1920 гг.) (тем не менее, "День победы" в "Освободительной войне" эстонцы отмечают в день разгрома немецкого Ландсвера на территории Латвии, а основные боевые действия разворачивались за этнографическими границами Эстонии - прим. ИА REGNUM), во время попытки государственного переворота 1 декабря 1924 года, а также в 1940 и 1944 годах. События августа 2008 года показывают, что менталитет российских правителей и их деяния не изменились.
Оптимизма странам Прибалтики не прибавляют и сказанное Путиным в вышеупомянутой статье: "Мы будем самым решительным образом добиваться выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств".
Еще более откровенно описал отношение России к Балтийским государствам один из нынешних российских властных авторитетов, идеолог российского неоимпериализма, профессор Московского университета Александр Дугин в интервью русскому (литовскому. - Прим. перев.) Delfi в ноябре 2010 года: "Россия считает их своими врагами и не делает между ними большой разницы. Это общее мнение истеблишмента, даже либерального... Россия ждет уже глобального передела. К примеру, если с США что-то случится, мы еще раз оккупируем эти страны. Так или иначе, мягко или жестко... А для того, чтобы запустить какую-то серьезную ситуацию в Латвии и Эстонии - инструмент есть, и его несколько раз применяли".
Очевидно, что дарвинизм в политике никуда не исчез и в XXI веке, и маленькие государства и народы обречены бороться за существование на протяжении всей своей истории.
Справка ИА REGNUM: Антс Лаанеотс родился 16 января 1948 г. в Килинги-Нымме. В 1966-1970 гг. учился в Харьковском высшем военном танковом училище, в 1978-1981 гг. - в Московской академии бронетанковых войск им. маршала Малиновского.
В 1970-1978 годах служил в танковой дивизии на Украине, в 1981-1987 гг. - в Восточном Казахстане, начальником штаба 78-й танковой дивизии.С марта 1987-го по август 1989-го участвовал в гражданской войне в Эфиопии советником командующего пехотной дивизией, затем - советником 12-го армейского корпуса армии Эфиопии.
В 1997-1998 гг. проходил обучение в военном колледже НАТО в Риме, в 1999-2000 гг. - на курсах для высшего командного состава в Высшей школе государственной обороны в Хельсинки.
В 1991-1994 гг. Лаанеотс занимал должность начальника штаба Сил обороны, в 1997 г. работал главным инспектором Сил обороны, в 1999-2001 гг. был руководителем Балтийского центра оборонных исследований, а начиная с 2001 г. - начальником Объединенных военных учебных заведений Эстонии. Начиная с 2002 г., исполнял обязанности военного атташе Эстонии в России и на Украине. В 2006 - 2011 командующий Силами обороны Эстонии.
Вступая в должность командующего Силами обороны Эстонии, Лааонетс заявил эстонским СМИ следующее: "Мягко говоря, наш сосед - недружественная для нас страна. И отношения с Россией являются наибольшей проблемой для безопасности Эстонии".
http://www.regnum.ru/go/?84707:/news/polit/1518861.html