Европейский суд коммуницировал жалобу 380 родственников жертв крушения
Материал комментирует: Дмитрий Аграновский
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу 380 родственников погибших в результате крушения «Боинга» рейса МН-17 на юго-востоке Украины. Результатом ее рассмотрения могут стать неприятные для России юридические и политические последствия.
По информации «Коммерсанта», заявители просят ЕСПЧ признать ответственность России за катастрофу малазийского лайнера и нарушение нашими властями пяти статей Европейской конвенции по правам человека.
Речь идет о праве на жизнь, на справедливое судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни, на эффективное средство правовой защиты и о бесчеловечном обращении, выражающемся в недостаточном участии РФ в международном расследовании.
Касательно самого инцидента, в жалобе сказано, что в 2014 году Россия «поставляла военную технику и личный состав» ополченцам на юго-востоке Украины, которые «либо находились под контролем властей РФ, либо тесно сотрудничали с ними».
Предложение России включить в доклад о расследовании инцидента данные спутниковых снимков Минобороны РФ, свидетельствующие, что 17 июля 2014 года в районе крушения находилась украинская батарея «Бук М1» было отвергнуто.
Похоже, юридический фронт становится одним из основных в украинском конфликте. Так, семья американца Куинна Лукаса Шансмана, погибшего при крушении малайзийского «Боинга», подала в суд на Сбербанк и ВТБ, считая, что эти компании оказывали финансовые услуги ДНР.
О возможных последствиях для России жалобы в ЕСПЧ нам рассказал руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
— Формально ЕСПЧ признает наличие или отсутствие нарушений статей Европейской конвенции по правам человека. Суд может признать жалобу обоснованной и присудить компенсацию.
«СП»: — Большую?
— Компенсация присуждается в размере десятков тысяч евро, а в последнее время практика чуть-чуть повысилась — до 80 тысяч евро на каждого погибшего. Поскольку, погибли все, почти 300 человек, то максимально возможная сумма компенсации — 24 млн евро, что довольно прилично. И следовательно, перед властями встанет вопрос платить или сделать как в случае ЮКОСа.
Если будет установлено, что сепаратисты были связаны с российскими властями и, следовательно, российские власти несут ответственность за их действия, то это может иметь какие-то дополнительные последствия. Аналогично принципу приюдиции (обстоятельства уже установленные судом не нуждаются в доказывании в другом судебном разбирательстве — авт.).
«СП»: — В других судах?
— Да. Это может быть уголовное или другое преследование. Например, возможна новая попытка создания международного трибунала на эту тему.
Также в ЕСПЧ может быть установлено, что в России не было эффективного расследования инцидента. И это обяжет российские власти такое расследование провести.
Фактически же российские власти могут попробовать не признать это решение ЕСПЧ. Тогда они инициируют запрос Минюста РФ в Конституционный суд о проверке его конституционности и попытаются решение дезавуировать, прикрывшись КС. И не исполнить его ни в части компенсации заявителям, ни в части расследования. Поставив, таким образом, заслон решению ЕСПЧ.
Либо могут пойти на выплату компенсаций, что фактически будет означать признание своей ответственности за последствия инцидента. Это будет довольно чувствительный для российских властей вопрос.
«СП»: — Складывается впечатление, что в целом российские власти выплачивают компенсации по решениям ЕСПЧ аккуратно. В том числе своим политическим противникам: представителям радикальной оппозиции, чеченским боевикам и даже Навальному. Это значит, что они могут выплатить и жертвам этой авиакатастрофы тоже…
— Буквально вчера Совет Европы опубликовал доклад за 2018 год об исполнении решений ЕСПЧ. Россию там даже похвалили. Подавляющее большинство решений исполняется. Исключения: дело ЮКОС и те, по которым нужно менять законодательство и практику.
Но дело «малазийского «Боинга» может иметь даже большее значение для Кремля, чем дело ЮКОСа. Все-таки ЮКОС — предание старины глубокой. Выплата 1,9 млрд евро не пошатнула бы российский бюджет, а исторический вопрос, связанный с ЮКОСом, закрыла бы. А сейчас каждые полгода приходится придумывать обоснование, почему это не сделано.
Гештальт с малазийским «Боингом» не закрыт, так как проблема на востоке Украины никак не рассосалась, а сейчас там еще возможен новый президент. Это значит, что политизация вопроса будет только расти. Другое дело, что решение будет вынесено еще не скоро. Не раньше, чем через два-три года.
По мнению адвоката и правозащитника Дмитрия Аграновского, России разбирательство в ЕСПЧ может быть даже выгодно.
— То, что эту жалобу ЕСПЧ коммуницировал, нет ничего удивительного. Она там лежит довольно долго — почти пять лет. И неизвестно, придали ей приоритет или будут рассматривать в общем порядке.
В том, что перед РФ поставили ряд вопросов, нет ничего необычного. Это рабочий процесс. Это не значит, что нашу страну признали в чем-то виновной. А пройти мимо такой неординарной жалобы ЕСПЧ не может. Он для этого и создан.
Надо посмотреть, что ответит РФ. Причем, в вопросах нет никаких мнений, оценок. Просто спрашивается, проводилось ли у нас расследование. Тут нам есть, что сказать — расследование проводилось. С международными организациями мы, как могли, сотрудничали. Это они саботировали
Так что России это все только на пользу. Мы лишний раз сможем донести свою позицию до наших европейских партнеров.
«СП»: — А она, эта наша позиция, им интересна? Кажется, на Западе уверены, что виновата Россия…
— На мой взгляд, «Боинг» сбили ВСУ, причем по прямому приказу американцев. Ведь тогда украинская армия пыталась подавить ополченцев, но в военном плане у нее ничего не получалось. И тогда была совершена эта провокация, чтобы обострить конфликт. Это и ежу понятно.
Но поскольку это конфликт не остановило, и подавить ополченцев не получилось, интерес к этому в мире во многом потерян. Расследование, как видим, идет ни шатко, ни валко. Я сочувствую родственникам погибших, но они как всегда попали в жернова… Это американские методы.
Кстати, какое бы решение не вынес ЕСПЧ, нас это ни к чему не обязывает. И естественно, расследование ЕСПЧ никак не будет связано с расследованием по существу. ЕСПЧ не будет делать выводы о том, кто сбил этот злополучный «Боинг». А то, что ответственность лежит на Киеве, который не закрыл воздушное пространство, говорят сейчас все.
А не закрыл его Киев только потому, что такая провокация была нужна. Активное сопротивление ополченцев не было запланировало. Предполагалось быстро взять под контроль всю территорию. Но нашла коса на камень. Поэтому и было применено такое крайнее средство, как уничтожение гражданского самолета с дальнейшим переложением вины на Россию и ополченцев.
Сейчас ситуация сильно изменилась. Украина не особо интересна Соединенным Штатам и ни о какой поддержке а-ля 2014 год, речь не идет. Думаю, что рано или поздно под тем или иным предлогом несчастную истерзанную Украину просто повесят на нас. Мол, вам надо, вы и занимайтесь. А киевскому режиму скажу, что он существует ровно столько, сколько хочет Владимир Путин.
— Во-первых, вина России не доказана, — продолжает партнёр юридической компании BMS Алексей Гавришев. — Во-вторых, выплаты пострадавшим будут являться косвенным признанием участия в инциденте нашего государства.
Фактов, подтверждающих причастность российской стороны, не представлено, а участия в расследовании представители России не принимали. Данные спутникового наблюдения со стороны США, подтверждающие запуск ракет с нашей территории, комиссии также не представлены.
При этом ответственность за обеспечение безопасности полетов несет страна, над которой судно движется, чьими национальными диспетчерскими службами сопровождается. Более того, украинская сторона, вопреки установленному порядку, не обеспечила охрану места крушения, а своими обстрелами фактически уничтожила улики.
Расследование с самого начала было политически ангажированным с заранее назначенным виновником. В таких условиях у России нет оснований для выплаты компенсаций.