а потом их всех поставили к стенке
Динамика советского антисемитизма в предвоенные годы складывалась следующим образом. После Гражданской войны с ее многочисленными погромами, в которых принимали участие все противоборствующие стороны, открытый антисемитизм в результате репрессивных мер советского законодательства резко пошел на убыль. Однако уже в 1922 г. в связи с изъятием церковных ценностей антисемитские тенденции в народе усилились. Среди уполномоченных, проводивших реквизицию, было значительное число евреев.
В эти же годы некоторым городам присваиваются имена революционеров-евреев. Так, Екатеринбург стал Свердловском, Елисаветград превратился в Зиновьевск, Гатчина – в Троцк [2] .
И это тоже привело к подъему антисемитизма с середины 20-х годов. Причем это явление поразило даже партийные, комсомольские и другие общественные, молодежные организации. О причинах всплеска но-вой волны антисемитизма, пришедшего на смену дореволюционному, одним из первых написал еврейский публицист-эмигрант И.М.Бикер-ман: «Русский человек никогда прежде не видел еврея у власти; он не видел его ни губернатором, ни городовым, ни даже почтовым служащим. Теперь еврей – во всех углах и на всех ступенях власти. Русский человек видит его и во главе первопрестольной Москвы, и во главе Невской столицы, и во главе Красной Армии… Он видит, что проспект Св. Владимира носит славное имя Нахимсона, исторический Литейный проспект переименован в проспект Володарского, а Павловск в Слуцк.
Русский человек видит теперь еврея и судьей и палачом; он встречает на каждом шагу евреев не коммунистов, а таких же обездоленных, как он сам, но все же распоряжающихся, делающих дело советской власти: она ведь всюду, от нее уйти некуда. Неудивительно, что русский человек, сравнивая прошлое с настоящим, утверждается в мысли, что нынешняя власть еврейская и что потому именно она такая осатанелая. Что она для евреев и существует, что делает еврейское дело, в этом укрепляет его сама власть…» [3]
Ненависть к евреям произрастала и из активного участия евреев в руководстве чекистскими расправами, начиная с гражданской войны. Писатель-публицист В.Додин приводит неполный список «троек» по Северному, Северо-Западному, Западному, Закавказскому, Туркестанскому, Забайкальскому, Дальневосточному пограничным округам, всего – 21 фамилия. В названном списке только четверо были неевреи. По приговорам этих «троек» в период с 1919 г. до середины 30-х годов было расстреляно более 1 млн. человек [4] .
В. Додин. «А ты дослушай, Бог, ты дослушай!» – Еврейский камертон. 28.2.2002. Приложение к газ. «Новости недели». Израиль.
С 1 января 1935 г. по 1 января 1938 г. евреи возглавляли более 50% основных структурных подразделений НКВД, а в областных УНКВД на 1 марта 1937 г. служило 1776 евреев, или 7,6% всех работавших там сотрудников [5] .
Как водится, большинство палачей в 1937-1938 гг. сами стали жертвами порожденного ими террора. Однако посеянное ими взросло в сердцах тех, кто не мог забыть о содеянном.
Пророчески высказался об отрицательных последствиях активности евреев в революционных преобразованиях известный экономист Б.Д. Бруцкус: появление «по большей части очень молодых еврейских комиссаров, которые были совершенно чужды населению и, подобно своим русским товарищам, ни морально, ни интеллектуально не были подготовлены для несения тех обязанностей, которые были на них возложены, появление их в момент, когда советская власть грубейшее насилие считала нормальным методом управления, оставило глубокий след в психологии народных масс… В русских массах был сделан ядовитый посев антисемитизма, со злыми последствиями коего всему еврейскому населению придется считаться очень долгие годы» [6] .
В довоенные годы евреи не опасались работать и служить в подчинении друг у друга, тогда мало кто задумывался о процентном соотношении евреев в тех или иных отраслях хозяйства или органах управления, армии.
Ветеран войны полковник Рафаил Полищук в своих воспоминаниях отмечает, что во время учебы в военном училище никакой дискриминации «со стороны офицеров в учебе, быту, в присвоении званий при выпуске из училища не было» [23] .
Более того, Р.Полищук говорит об особых взаимоотношениях евреев-курсантов между собой: «У нас, видимо, сохранилась ментальность местечка и было тяготение к дружбе с евреями, со своими. Были в училище евреи из Белоруссии – Ритенбанд, Гриншпун, Глейзер. Мы составляли там, нельзя сказать отдельную группу, но дружили» [24] .
http://www.jewniverse.ru/RED/Shneyer/glava1antisem[3].htm
Отредактировано Joker82 (2017-01-30 21:12:24)