Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил, что расследование катастрофы самолета Falcon 50EX F-GLSA, происшедшей 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково, завершено. Подготовлен также Окончательный отчет. Бюро по расследованию авиационных происшествий (BEA) Франции и Управление по безопасности (DSB) Нидерландов, принимавшие участие в расследовании, замечаний к Окончательному отчету не имеют.
Названо 16 причин, по которым разбился самолет Falcon, на котором летел глава компании Total Кристоф де Маржери.
Среди них - отсутствие пристального контроля со стороны руководителя смены аэродромной службы, в крови которого обнаружили алкоголь; неэффективная работа с системой контроля за летным полем Внуково, куда допустили недостаточно подготовленных специалистов; наличие алкоголя в крови и потерю водителем снегоочистителя ориентации при работе на летном поле.
Согласно расследованию МАК ни диспетчер-инструктор, ни стажер не обратили внимания на двукратный выезд снегоочистителя на ВВП. Отсутствие решения о прекращении взлета было вызвано, по версии МАКа, неоптимальным психоэмоциональным состоянием экипажа (длительное время ожидания вылета в незнакомом аэропорту и желание как можно быстрее вылететь домой), что могло затруднить экипажу оценку реального уровня опасности при обнаружении снегоочистителя после начала разбега.
Сразу же после катастрофы уволились генеральный директор аэропорта Внуково Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев, курировавший аэродромное обеспечение. Новым руководителем аэропорта был назначен генерал-майор авиации запаса Василий Александров, работающий в аэропорту с 2004 года. Однако, эти люди – всего лишь наемные служащие.
Реально во Внуково-3 до этой катастрофы были прочно позиционированы в части аэродромного обслуживания иностранные компании. В октябре 2014 года в аэропорту “Внуково-3” наземное обслуживание осуществляла компания “Swissport Russia”, филиал «Swissport International».
Справка:
Swissport принадлежала ранее компании “Ferrovial”, которая осенью 2010 года продала ее за 909 миллионов долларов “PAI Partners”, как сообщило агентство «Bloomberg». «PAI Partners» – это финансовая компания, которой до июня 2015 года руководил Лионель Зенсу (Lionel Zinsou).
Лионель Зенсу родился в семье бенинского врача и француженки, он племянник бывшего президента Бенина (ранее – Дагомея). Он учился во Франции, начал свою карьеру с должности спичрайтера премьер-министра Франции Лорана Фабиуса. Лионель Зенсу был управляющим партнером (associé-gérant) в Rothschild & Cie до прихода в 2008 году инвестиционного фонда PAI Partners.
Лайонел Зенсу также является лидером клуба «Братство», мозгового центра Лорана Фабиуса, а также членом редакционного совета газеты «Либерасьон» издаваемой Эдуардом Ротшильдом. Он также является членом наблюдательного совета Института Монтеня. В июне 2015 года Зинсу был назначен премьер-министром республики Бенин.
Само собой разумеется, что Лионель Зенсу не смог бы сделать такую карьеру без сотрудничества с французским Генеральным директоратом внешней безопасности (Direction générale de la Sécurité extérieure, DGSE).
На десерт – самое вкусное. Именно Swissport Cargo Services The Netherlands.V обеспечивает безопасность в аэропорту Schiphol в Амстердаме, откуда вылетел малазийский Боинг 777 (рейс MH17), сбитый в небе над Донбассом.
С 1 ноября 2015 года Swissport Russia прекратила обслуживание во Внуково. Причиной стал переход всех авиаперевозчиков, пользующихся услугами компании, к конкурентам — UTG Aviation services, чисто российской компании.
Как пояснили в Swissport Russia, контракт с ней в одностороннем порядке расторгла компания "Топливно-заправочный сервис" (ТЗС), из-за чего техника Swissport Russia осталась без горючего.
Кроме того, был расторгнут контракт с Центром управления наземным обслуживанием (ЦУНО) — структурой аэропорта, через которую Swissport Russia заключала договоры с авиакомпаниями. Swissport Russia отказалась от сотрудничества с ЦУНО из-за того, что он якобы часто удерживал платежи от авиакомпаний, перераспределял комиссии без санкции Swissport Russia, и «допускал иные действия, затруднявшие работу оператора».
С 8 по 13 октября контракты с UTG Aviation Services заключили авиакомпании Turkish Airlines, "Якутия", "Газпром авиа", "Северсталь" и "Грозный Авиа". С 1 ноября ее клиентами также стали "Россия", OrenAir ("Оренбургские авиалинии"), "Победа", "Волга-Днепр", Вологодское авиационное предприятие, 224-й летный отряд, AirBridgeCargo, airBaltic, Syrian Arab Airlines и Wizz Air Hungary.
18 декабря 2015 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело против «Сервис-ВС» (Swissport Russia), но вовсе не в рамках расследования катастрофы «Фалькона», а о невыплате зарплат на 77 миллионов рублей.
Следствие сообщило, что руководство компании, обслуживающей самолеты и пассажиров в аэропорту Внуково, более трех месяцев частично не выплачивало зарплату своим сотрудникам. Как отметил СК, с августа по октябрь 2015 года, в период образования задолжности, компания имела финансовую возможность ее погасить:
«Но желая поддержать финансово-хозяйственную деятельность предприятия и увеличить его прибыль, руководство общества регулярно производило расчеты с контрагентами, тем самым существенно нарушив трудовые права подчиненных».
Трудно и даже невозможно объяснить переход всех российских клиентов Swissport Russia к малоизвестной российской компании только лишь проблемами с выплатой зарплат и комиссионных. Причиной, как представляется, стала катастрофа «Фалькона» в октябре 2014 года. Видимо, нашим авиаперевозчикам стали известны какие-то не упомянутые в отчете МАКа нюансы, которые и побудили их отказаться от услуг известного оператора аэродромного обслуживания.
Открою маленькую тайну. Сразу после катастрофы во Внуково-3 я обратился к проницательным экспертам из так называемой «Лесной школы» в Подмосковье с просьбой пролить по мере возможности свет на тайну гибели Кристофа де Маржери. Привожу полностью их ответ, сохраняя стиль и пунктуацию жителей «русского леса»:
«1. Total через Franklin Resources, Inc, BlackRock Advisors, LLC, Allianz Asset Management AG, Wellington Management Company, LLP, Franklin Custodian Funds-Income Fund, Blackrock Equity Dividend Fund, Vanguard Specialized-Energy Fund, Allianz Fds-AllianzGI NFJ Dividend Value Fd, BlackRock Global Allocation Fund и несколько других фондов принадлежит Vanguard.
В 2007 году в отношении Кристофа де Марджери началось расследование по подозрению в коррупции в связи с нарушениями эмбарго по иракской нефти и иранскому газу.
Он долго был в несознанке, но несколько дней тому назад выразил готовность сотрудничать с судьями, ведущими расследование, Philippe Courroye и Xavière Simeoni. Успел рассказать несколько первых сплетен о Vanguard, но следующие обещали стать более интересными.
Насколько я понимаю, водителя подпоили, и за рулём был другой человек.
Оптимальный вариант при зачистке такого свидетеля свалить всё на пьяного русского».
Напомню, что «Тоталь» — крупнейшая нефтяная компания, президентом которой был де Маржери. «Vanguard» — американский инвестиционный взаимный фонд, который через сложные схемы владеет или управляет крупнейшими мировыми корпорациями, в частности «Google». «Franklin Resources» и «BlackRock » — крупнейшие в мире инвестиционные фонды.
Если версия экспертов лесной школы верна, то Кристоф де Маржери выступил против реальных владельцев корпорации, которой он управлял, и поплатился за этой своей жизнью.
Заметим, что катастрофа во Внуково-3 произошла 20 октября - в годовщину убийства Муаммара Каддафи, одним из главных заказчиков которого был Кристоф де Маржери. Это весьма похоже на автограф спецслужб.
Возможно, эксперты «Лесной школы» проконсультировали не только меня, но и руководство авиаперевозчиков, встревоженных странной катастрофой во Внуково-3, и те сочли за благо сменить оператора аэродромного обслуживания, связанного с французской разведкой.
Результаты расследования этой катастрофы МАКом не содержат всех этих «нюансов». Это и не удивительно. Когда речь идет о конфликте интересов крупнейших мировых корпораций, тайное крайне редко становится явным. По крайней мере на официальном уровне. Загадочная катастрофа во Внуково-3, возможно, еще долго будет ждать независимого и объективного расследования, которое прольет свет на сумрачные тайны мировой корпоративной войны.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук