Мировой рынок новых ОБТ в предстоящие 4 года ожидает рост в объеме около 20 проц.
ЦАМТО, 20 июля. Мировой рынок новых основных боевых танков в предстоящие 4 года (2010-2013 гг.) ожидает рост в объеме около 20 проц. по сравнению с предыдущим 4-летним периодом (2006-2009 гг.). Об этом говорится в отчете ЦАМТО по исследованию мирового рынка ОБТ в период с 2006 по 2013 гг.
После перенасыщения рынка бывшими в эксплуатации танками, которые продавались по демпинговым ценам в 1990-е гг., в последние несколько лет имеет место устойчивый рост объемов продаж новых ОБТ. В первую очередь, это связано с тем, что конфликты последнего времени показали важность использования современных танков на театре военных действий. Высокие темпы производства ОБТ на экспорт подтверждает нижеприведенная статистика.
По данным ЦАМТО, всего в 8-летний период с 2006 по 2013 гг. в мире будет продано не менее 4515 танков на сумму, превышающую 16,54 млрд дол. Из этого количества объем рынка новых танков составит не менее 2478 машин на сумму 14,75 млрд дол, или 54,9% от общего количества и 89,1% от стоимости общемировых поставок ОБТ.
В течение первого 4-летнего периода (2006-2009 гг.) объем продаж новых танков составил 1117 машин стоимостью 6,65 млрд дол. В 2010-2013 гг. с учетом уже заключенных контрактов, заявленных намерений и тендеров объем рынка составит 1360 ОБТ на сумму 8,09 млрд дол или 121,8% в количественном выражении (121,6% в стоимостном).
В первый 4-летний период средняя потребность в новых ОБТ составила около 280 танков в год. В 2010-2013 гг. ежегодная потребность достигнет 340 машин в год.
Россия в рейтинге поставщиков новых ОБТ по количественному параметру с большим отрывом от остальных конкурентов занимает первое место (1341 танк на сумму более 4,31 млрд дол). В 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 488 ОБТ стоимостью 1,57 млрд дол. В 2010-2013 гг. объем поставок с учетом уже заключенных контрактов, а также заявленных намерений по прямой поставке и лицензионным программам может составить 853 новые машины на сумму почти 2,75 млрд дол.
Второе место занимают США (507 танков на сумму 5,34 млрд дол). В первый 4-летний период на экспорт было поставлено 209 ОБТ стоимостью почти 1,5 млрд дол, в 2010-2013 гг., согласно имеющемуся портфелю заказов и намерениям по прямой закупке на экспорт будет поставлено 298 новых машин на сумму 3,84 млрд дол. Несмотря на то, что США по количественному параметру существенно уступают России, в стоимостном отношении объем поставок американских ОБТ превышает российский экспорт.
Третье место занимает Германия (414 машин на сумму 4,25 млрд дол). Наибольших успехов Германия добилась в первом 4-летнем периоде за счет крупных контрактов на лицензионное производство ОБТ «Леопард-2» в Греции и Испании. Всего в этот период на экспорт было поставлено 292 ОБТ стоимостью 3,03 млрд дол, во втором 4-летнем периоде портфель заказов составляет пока 122 новые машины на сумму 1,21 млрд дол.
Четвертое место в рейтинге занимает Китай (168 танков на сумму около 476 млн дол). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с Пакистаном проект танка «Тип-85». Точное количество ОБТ, которые закупит Пакистан в ближайшее годы, не известно. Поэтому пока расчет сделан до 2010 года включительно (всего 108 ОБТ «Тип-85»).
Пятое место с поставкой Малайзии ОБТ PT-91M «Тварды» занимает Польша (48 танков на сумму 368 млн дол). Данный контакт стал неожиданным на рынке новых машин и, скорее всего, так и останется единственным достижением Польши в данном сегменте.
В исследовании ЦАМТО в группу «танки» включены все производимые в настоящее время образцы бронетехники данного класса. Деление на «средние» и «тяжелые» танки не проводится, так как массогабаритные характеристики в настоящее время не являются определяющими в отношении боевых возможностей ОБТ.
В расчете учитываются поставки новых ОБТ, а также подержанных танков из состава ВС стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых ОБТ с продленным сроком эксплуатации и стоимостью не менее 2 млн дол. Поставки подержанных ОБТ, а также программы модернизации по меньшей стоимости не учитываются. Неучтенный сегмент по этим категориям составляет менее 11% от стоимости общемировых поставок ОБТ.