"Предлагаю оценить вот эту картинку. На ней – Будда в диджейских наушниках, изображенный на рекламном постере пивного бара V Gastro. Бар открылся полмесяца назад в Янгоне в престижной Золотой долине и рассчитан на состоятельных мьянманцев и иностранцев (прежде всего – работников неправительственных организаций, чьи офисы и места проживания расположены в домах неподалеку).
Вверху справа написано – «Будда.Бар», прямо под губами Будды – надпись «Кальян», справа от его лица – реклама «бездонного» алкогольного коктейля со странным названием «Марарита» (все-таки, видимо, это опечатка).
Тем, кто не видит ничего особенного в такой рекламе, рекомендую представить, что вместо Будды на постере с алкогольным коктейлем и кальяном изображен Иисус. Или – пророк Мухаммед в наушниках, причем хозяин бара вывесил бы такой постер в одной из мусульманских стран Персидского залива.
Вряд ли стоит удивляться тому, что после того, как вечером 9 декабря эта картинка пошла гулять в качестве вирусной рекламы по Интернету и была размещена на страничке бара в Фейсбуке, реакция властей последовала незамедлительно. Формально, впрочем, поводом для этой реакции последовала жалоба в администрацию янгонского района Бахан, поступившая от буддистского патриотического движения, известного по аббревиатуре Ба Ма Та.
10 декабря под арест был помещен главный менеджер бара, 32-летний новозеландец Филлип Блэквуд, а также 40-летний владелец бара Тун Турейн и 26-летний менеджер Тхут Ко Ко Лвин.
Им предъявили обвинения в оскорблении религии. Согласно статьям 295 и 295(а) мьянманского уголовного законодательства, тот, кто оскорбляет, дискредитирует или уничтожает религиозные символы, может быть наказан тюремным заключением на срок до двух лет, и еще два года он может получить за оскорбление религии в печатном тексте. В четверг, 11 декабря, судья Е Лвин отказался освободить арестованных под залог, мотивируя это тем, что по инкриминируемым им статьям освобождение под залог не предусмотрено. Около суда тем временем собралось около полусотни человек, больше половины которых были монахи. Все они высказывались за максимально суровый приговор арестованным, поэтому их такое решение судьи вполне устроило. 18 декабря намечено следующее заседание суда.
После этого на страничке бара в Фейсбуке появился следующий текст: «Менеджмент G Gastro выражает искреннее сожаление, если мы оскорбили граждан этого замечательного города, которые так тепло и радушно нас принимали. У нас никогда не было намерения оскорбить какого-то человека или религиозную группу. Мы стыдимся нашего невежества, и мы попытаемся исправиться, узнав больше о религиях, культуре и истории Мьянмы – тех ее основных моментах, которые лежат в основе такого богатого и уникального общества. Мы благодарим горожан Янгона за их терпение и доброту и искренне надеемся, что наши извинения будут приняты.»
Именно под этими извинениями на страничке бара в Фейсбуке как раз и развернулась оживленная дискуссия. Желающие могут посмотреть ее вот тут:
https://www.facebook.com/VGastro.bar
Скажу лишь, что мьянманцы справедливо обращают внимание на то, что карикатуры на пророка Мухаммеда в свое время вызвали куда более агрессивную реакцию мусульман, чем посты буддистов под извинениями руководства бара. По крайней мере, вместо эмоциональных бессмысленных проклятий большинство участников дискуссии пытаются сформулировать свое отношение к происходящему и объяснить, в чем именно руководство бара перешло черту.
Хотя в тот момент, когда в обсуждение вступили люди с европейскими именами, обмен мнениями перестал быть томным. Некто Роберт Эванс, представившийся в ходе обсуждения юристом из Канады и сообщивший, что он посещал Мьянму в 2006 году, написал, что любит эту страну и буддизм, но вместе с тем уважает и свободу самовыражения. И добавил, что сам Будда вряд ли оскорбился бы, увидев себя на подобном рекламном постере. В ответ он огреб по полной – например, тут же был назван «куском белого мусора». А все его попытки указать на то, что ответивший ему мьянманец оскорбил его расу, а расу, в отличие от религии, не выбирают, вызывали все новые и новые отповеди с призывами делать в своей стране все, что ему заблагорассудится, а в Мьянму с ее культурой и традициями не лезть. Больше того, его слова прокомментировала и некая филиппинка Джин Рейс Гонсалес: «Скорее всего, Эванс - левый по убеждениям сотрудник неправительственной организации, не верящий ни в какого бога (никогда не посещающий церковь и не уважающий Иисуса тоже) – и из тех американцев, которые читают лекции всему миру». От другого критика-мьянманца досталось заодно и Канаде: «Канада – это страна, в которой много педрил – таких как ты и Джастин Бибер». В конце концов Роберт Эванс вынужден был перейти к защите: «Я не говорил, что Запад лучше. У нас тоже полно сумасшедших».
В целом, однако, дискуссия под извинениями владельцев бара оказалась гораздо более спокойной, чем традиционный срач в российских соцсетях – тем более, по такому резонансному делу (до истерики вокруг «Пусси Райот» мьянманцам было очень далеко). И если бы на эту страничку не забрело со своими поучениями несколько представителей западной цивилизации (один из которых, например, очень политкорректно сообщил, что Мьянма – «коррумпированная страна, жители которой молятся жирному идолу» и поэтому она «не заслуживает уважения со стороны западного сообщества»), дискуссии, в общем, и не было бы – все просто выразили бы свое возмущение и ушли со страницы с чувством исполненного долга. На самом деле мьянманцы продемонстрировали в ходе дискуссии одно присущее им качество: если в обществе есть консенсус по какому-то вопросу – они тут же становятся нетерпимыми, когда иностранец пытается высказать по этому поводу свое мнение. И призыв убираться из страны – это самое мягкое, что он в таких случаях услышит в ответ. Участники дискуссии особо подчеркивали то факт, что Будду в наушниках вывесил не мьянманец, а новозеландец, отказывая ему в праве вообще трогать грязными руками буддистские символы.
Лично мне это напомнило события почти полугодовой давности в штате Ракхайн – когда сотрудница одной мальтийской неправительственной организации врачей зачем-то решила содрать буддистский религиозный флаг с дома (по мнению ракхайнцев, она считала, что флаг отпугивал «бедных и несчастных» мусульман-рохинджья, которые приходили к ней за медпомощью), причем содрала его так удачно, что при свидетелях поваляла его по земле и повозила им о нижнюю часть своего тела. После этого реакция ракхайнцев была настолько бурной, что сотрудники этой, а заодно и других неправительственных организаций были вынуждены в спешке бежать из штата Ракхайн, опасаясь за свою жизнь. Между прочим, судя по их заявлениям, они так ничего и не поняли: «Почему они так поступили? Мы же их от туберкулеза лечили!»
Дискуссия продемонстрировала и другое - после открытости страны и связанной с этим эйфорией маятник качнулся назад. И сегодня мьянманское общество снова возвращается к присущему ему самоизоляционизму – этакой «культурной автономии», не заметной глазу заезжего иностранца ровно до того момента, пока он, впечатленный внешней открытостью и доброжелательностью жителей страны, не начинает высказывать свое мнение по чувствительным для мьянманцев вопросам.
И, наконец, дискуссия вокруг бара V Gastro обнажила еще одну проблему – разность восприятия буддизма на Востоке (в собственно буддистских странах) и на Западе.
Я много раз слышал слова европейцев о том, что буддизм – «свободная религия». А Будда на Западе трактуется как некий «свой парень», которого можно ради прикола обрядить в цветастую рубашку или напялить на него наушники. Отсюда и фамильярные фразы типа: «Увидев себя на постере, Будда не возражал бы против такой трактовки своего образа» (хотя, как известно, именно Будда запрещал употреблять вещества, изменяющие сознание – ясно, что коктейль «Марарита» входит в их число) и питейные заведения, использующие имя Будды по всему миру. Даже есть такая международная сеть ресторанов – «Будда-Бар».
Вот вебсайт московского ресторана этой сети: http://buddhabarmoscow.ru/ . Интересно, есть где-нибудь бар «Иисус», посетители которого выпивают и закусывают в зале с изображением на стене распятого Христа?
Такое принижение и опошление образа Будды отнюдь не вызывает теплых чувств у мьянманцев, но на подобные вещи в других странах они склонны закрывать глаза – лишь бы в их страну с подобными правилами никто не лез. Западным туристам, которые позируют в Мьянме на фоне изображений сидящего Будды, пытаясь принять ту позу, в которой запечатлен он сам, обычно объясняют, что делать так – значит пытаться поставить себя вровень с Буддой, что с позиции буддиста неприемлемо и даже кощунственно. Именно поэтому из Мьянмы был в сентябре выдворен турист из Испании, у которого на голени была татуировка с изображением Будды. Этот человек утверждал, что он – буддист, и сделал татуировку в знак почтения к Будде. Но любой мьянманец знает, что ноги – самая грязная часть человека, и, например, оскорбительно указывать на кого-то ногой, или выставлять их вперед, когда ты сидишь перед уважаемым человеком. Именно поэтому мьянманские буддисты восприняли изображение Будды на голени как издевательство над их религией – причем, демонстрируемое открыто. До этого, в августе, по подобным основаниям из страны был выслан канадец.
Понятны причины такого отношения к буддизму на Западе. В большинстве христианских церквей очень много внимания уделяется богатству убранства и торжественности церемониала. Первоиерархи сверкают расшитыми золотом украшениями и величественно шествуют под торжественную музыку и песнопения. А самый известный буддист мира – Далай-Лама – ходит в обычной монашеской одежде и демонстрирует простоту и скромность в общении. На Востоке эта простота воспринимается именно как ненужность дополнительных материальных доказательств величия своей религии – и заставляет людей еще больше уважать буддистских монахов. А для западного человека эта простота – повод фамильярно потрепать Далай-Ламу по плечу.
Тем не менее, те многочисленные жители западных стран, которые полагают, что буддизм – это раздолбайская религия, сильно заблуждаются. Это – свод сознательно принимаемых правил, которые регулируют повседневную жизнь и поступки человека не слабее, чем, например, в исламе (который часто приводится в пример как наиболее «строгая» из мировых религий, жестко влияющая на поведение человека и на его отношение к окружающему миру). И мьянманский буддист при всей его толерантности понимает, что напяливать на Будду наушники и рекламировать с его помощью алкогольные напитки в баре – это не только неуважение, но и оскорбление его религии.
Именно с этих позиций и стоит трактовать то практически единодушное возмущение мьянманцев, которое вызвал рекламный постер бара V Gastro с Буддой в наушниках. Причем, в дискуссии на странице бара приняли участие именно образованные и в основном далекие от религиозного фанатизма мьянманцы (тем более, что обсуждение в основном шло на английском языке) – но и у них отношение к происшедшему было вполне однозначным. Нужно понимать, что менее образованные и более религиозные жители Мьянмы выразили бы свое возмущение подобной выходкой владельцев V Gastro в гораздо более нетерпимых выражениях. И понятно, что они в своей стране имеют на это полное право."
Интересно прочитать в комментариях спор автора с русскоязычным будистом - https://dragon-naga.livejournal.com/66821.html#comments