ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПЛЕНУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ США
Капитан 1 ранга В. ГАЛИЦКИЙ, кандидат юридических наук, доцент
В вооруженных силах США осуществляется планомерная подготовка личного состава, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. В теоретическом плане изучаются опыт прошлых конфликтов и выработанные мировым сообществом международно-правовые нормы ведения войны. Результаты теоретических исследований используются при составлении пособий, боевых уставов и наставлений, а также на практике — в ходе подготовки войск, связанной с проблемами военного плена.
Основные положения правил поведения в плену закреплены в полевом уставе армии США FM 21-76 «Выживание, избежание захвата в плен и побег из него», военной присяге и «Кодексе поведения» 1 военнослужащего вооруженных сил США, а также в военно-научных публикациях, в частности в брошюре «Военнопленный. Твои права и обязанности согласно Женевской конвенции» (Вашингтон. Изд-во министерства обороны, 1969). Указанные документы разъясняют (на базе положений международного гуманитарного права), как необходимо вести себя в плену.
Однако комментарии международного гуманитарного права и практические рекомендации американских уставов по поведению в плену существенно различаются. Эти различия состоят в том, что двусмысленно трактуются основные положения Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года. В частности, американским военнослужащим указывается, что они должны соблюдать, с одной стороны, правила, установленные в лагере для военнопленных, а с другой — нередко противоречащие им положения воинских уставов.
Согласно уставам армии США правила поведения военнослужащих в плену касаются всех, кто находится на службе в вооруженных силах. Эти правила и обучение действиям в подобной обстановке направлены прежде всего на повышение боевых возможностей частей и подразделений и укрепление воли офицеров и солдат к сопротивлению. Считается, что в процессе обучения каждый должен усвоить следующие принципиальные положения; даже если вы станете военнопленным, то продолжаете оставаться лицом, подлежащим особой заботе со стороны Соединенных Штатов, о вас не забудут; все средства, имеющиеся в распоряжении государства, будут использованы для того, чтобы установить с вами контакт, поддержать вас и добиться освобождения; законы США предусматривают заботу о состоящих на вашем иждивении лицах в то время, когда вы находитесь в плену или против воли задержаны на чужой территории; факт пленения не является ни позорным, ни героическим 2.
В целях укрепления морального духа американских военнослужащих, находящихся в плену, обеспечения им необходимой психологической поддержки, лучших условий жизни и хорошего физического состояния высказываются конкретные предложения по созданию в лагере легальной организации военнопленных с определенной структурой. По мнению командования, необходимость организации исключительно велика, так как «военнопленному нужно иметь какую-либо твердую опору в своей жизни, которая приподняла бы его над уровнем простого существования. Он обязательно должен быть ответственным перед кем-то или за что-то»3. Предполагается также создание нелегальной организации. Обе они должны оказывать помощь в подготовке и осуществлении побега — снабжать готовящихся к нему продуктами, документами, деньгами, компасами, веревочными лестницами и т. д.
Американским военнослужащим, попавшим в плен, рекомендуется «как можно скорее бежать из него»4. При этом подчеркивается, что лучше предпринять побег еще до прибытия в лагерь военнопленных, то есть во время эвакуации из зоны боевых действий, используя такие факторы, как близкое нахождение к позициям своих войск, низкая специальная подготовка рядовых и сержантов передовых частей противника по сравнению с личным составом конвойных подразделений, небольшая охрана колонны военнопленных, артобстрел или налет авиации во время движения.
Если в пути следования совершить побег не удалось, то предлагаются способы побега из лагеря 5. При этом офицерам и солдатам внушается, что «благодаря сопротивлению и попыткам выбраться на свободу они продолжают оставаться активными бойцами и могут собирать военную информацию во время движения к своим, мешать деятельности администрации лагерей, создавать условия, ухудшающие моральное состояние личного состава и гражданского населения противоборствующей стороны, что способствует сокращению потерь в живой силе своих войск».
Основными способами побега из плена могут быть: использование подземного хода (зависит от условий местности и времени года); преодоление стены и проволочного заграждения; выход за территорию лагеря через контрольно-проверочный пункт обманным путем. Для его обеспечения требуется заблаговременно добывать необходимые инструменты (напильники, пилы, сверла, стамески, кусачки и т.д.); готовить документы, удостоверяющие личность и действующие в районе расположения лагеря, а также способствующие безопасному продвижению к границе или линии фронта; приобретать либо изготовлять карты (схемы) местности, штампы, печати, бланки, одежду, обувь, головные уборы, вещмешки и сумки; проводить мероприятия по скрытию побега на ежедневных перекличках путем замещения отсутствующего лица, создания путаницы в ответах на называемые фамилии, чередования военнопленных высокого и низкого роста. Если перекличка осуществляется в отдельных комнатах, то рекомендуется сделать в стене потайную дверь и отсутствующего заменить тем, кто уже прошел проверку. На пустую койку (она должна быть верхней) положить под одеяло чучело.
При групповом побеге предлагаются следующие способы обмана администрации лагеря. В течение нескольких месяцев перед его осуществлением часть военнопленных время от времени не является на перекличку, якобы стремясь досадить охране. При этом прятаться следует в таких местах, где можно просидеть несколько часов. Через некоторое время охрана будет воспринимать это как желание помешать работе и не станет давать сигнал о побеге. Таким образом, в распоряжении беглецов может оказаться несколько часов перед тем, как уловка будет раскрыта, а в лагере будет произведена тщательная проверка. Безусловно, такой способ нарушает распорядок дня всех военнопленных и особенно тяжел для тех, кто добровольно прячется и получает за это наказание. Но данная тактика может обеспечить бежавшим успешное возвращение к своим, а это имеет первостепенное значение6.
Предлагается также линия поведения военнопленного на допросе. В частности, утверждается, что самой лучшей защитой в ходе его является чувство воинского долга, молчание, вера в себя, свою армию, страну и религию. Затем даются советы7, которые, по мнению американского командования, помогут военнопленным выстоять: сообщать только свою фамилию, имя, звание, личный номер и дату рождения; быть вежливым, но стараться не производить впечатления готовности сотрудничать, так как оно может лишь продлить допрос; притворяться несведущим в областях, представляющих интерес для противника; опасаться провокаторов и лагерного медицинского персонала, которые могут использоваться для сбора информации. Не следует показывать знание иностранного языка и не верить утверждениям о том, что другие пленные сообщают какую-либо информацию.
Во время допроса рекомендуется не смотреть в глаза допрашиваемому. Во взгляде может отразиться то, что скрывается. Лучше выбрать точку между глазами или на лбу и рассматривать ее. Не колебаться в отказе сообщить сведения, не давать информацию о других военнопленных. Если в ходе допроса было упомянуто имя какого-либо человека, сообщить старшему из попавших в плен, что интересовало противника. Необходимо избегать соблазна произвести хорошее впечатление хвастливыми рассказами о своих подвигах. Надо постараться не попадаться на удочку, берясь заполнять внешне безобидные вопросники, анкеты или писать заявления, где придется сообщать о себе данных больше, чем указано в FM 21-76. Не пытаться обмануть противника добровольной дачей показаний. Опытный офицер, ведущий допрос, сможет извлечь нужную информацию, как только вы начнете говорить на определенную тему.
Таким образом, американский военнослужащий при попадании в плен должен соблюдать и установленные в лагере порядок и дисциплину 8, и требования своих уставов. Выполняя последние, он подвергает себя серьезным опасностям. Поэтому не случайно, что большинство американских солдат, плененных в Корее, Вьетнаме и Ираке, не предпринимали попыток к побегам, что свидетельствует о низкой эффективности вышеупомянутых рекомендаций. Как правило, американские военнопленные соблюдают и делают только го, что гарантирует сохранение их жизни, здоровья и благополучное возвращение домой. Так, 28-летний пилот морской авиации Соединенных Штатов Джефри Зуан и его соотечественник Гай Хантер, попав в иракский плен в январе 1991 года, по багдадскому телевидению заявили о необходимости немедленно прекратить войну и искать политическое решение конфликта.
Изучение, анализ и обобщение содержания официальных руководящих документов, определяющих поведение американских военнослужащих в плену, и сопоставление полученных результатов с реальностью дают основание сделать некоторые выводы. Во-первых, военный плен создает определенный психологический комплекс, а человек, оказавшийся в нем, находится в условиях длительной социальной изоляции, характеризующейся рядом стрессогенных условий, которым немцы еще в первую мировую войну дали общее название «психоза колючей проволоки» (Stacheldrahtpsychose). Во-вторых, каждый военнопленный осознает, что его судьба полностью находится в руках противника, а также зависит от собственного поведения. Исходя из этого, подавляющее большинство военнопленных, независимо от их национальной и государственной принадлежности, занимают нейтральную позицию по отношению к окружающей среде, стремятся достичь единственной цели — выжить и возвратиться домой.
2 - FM 21-76, часть 3, глава 12. раздел 1. пункт 1.
3 - FM 21-76. часть 4, глава 13. раздел 1. пункт 2.
4 - FM 21-76, часть 3, раздел 3. пункт 4.
5 - FM 21-76, часть 3. глава 15.
6 - FM 21-7S, часть 3, раздел 5, пункт 17.
7 - FM 21-76, часть 3, глава 14.
8 - Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года, раздел 3, часть 6 «Уголовные и дисциплинарные наказания».