Чтобы быть независимыми и уверенными в будущем, в стране должно производиться 80 процентов всех потребляемых населением продуктов питания. Фактически продовольственная безопасность — это основа суверенитета любого государства. Об этом заявил в четверг, 21 июля, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, представляя партийную программу по выводу сельского хозяйства из системного кризиса.
«Минимум 10—12 процентов расходной части бюджета должно идти на село, сейчас менее одного. Если дальше так продолжится, будет катастрофа, с которой не справиться за один-два дня», — сказал председатель партии Геннадий Зюганов. Он подчеркнул, что без продовольственной безопасности у нас нет никакой безопасности. Фракция КПРФ разработала программу из нескольких шагов по обеспечению продовольственной безопасности страны. Помимо денежных вливаний, АПК необходимо укрепить материально-техническую базу, привлечь квалифицированные кадры и обеспечить доступность рынка. Для реализации программы потребуется внести поправки в Земельный, Лесной и Водный кодексы, а также принять ряд новых законов.
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии коммуниста Владимира Кашина, объёмы производства продовольственной продукции сейчас у нас гораздо ниже показателей 1990 года. «Сегодня производится 30 миллионов тонн молока, в 1990 году было 57 миллионов. Мяса говядины 4,3 млн тонн в 1990-м и сегодня 1,6 миллиона тонн. 85 процентов плодовых культур сейчас производится в личном подсобном хозяйстве, а не промышленным способом», — уточнил депутат.
В части налоговых преференций программа коммунистов предлагает в два раза сократить налоги для садоводов и виноградарей, приравнять их к сельскому хозяйству. Для обновления парка сельхозтехники документ предусматривает возвращение амортизационных отчислений на основные фонды на уровне 8—10 процентов в год от стоимости основных фондов. Это означает, что с каждым годом содержать старую технику будет всё дороже, а приобретать новую будет выгодно. Также предусмотрена поддержка аграрной науки и обеспечение беспрепятственного доступа российских фермеров на все рынки. Геннадий Зюганов отметил, что торговые сети на 90 процентов контролируются иностранными гражданами и компаниями. «Поэтому они с удовольствием берут голландскую морковь по 90 рублей, а не нашу по 20. Мы попали в капкан, и вместо рынка получилась стопроцентная монополия! Но наша программа регулирует эти вопросы и позволяет выходить отечественным фермерам на все рынки», — подчеркнул глава КПРФ.
Руководитель совхоза имени Ленина Павел Грудинин считает, что государство должно обеспечить доходность сельского хозяйства двумя путями: либо увеличить материальное состояние граждан, чтобы они могли купить качественную, натуральную продукцию, либо выдать продовольственные талоны. «Не важно, сколько качественной продукции мы производим, если покупать её все равно некому», — сказал он. Вторая задача государства — это уменьшить себестоимость производства, только введения акциза на топливо изъяло из сельского хозяйства семь миллиардов рублей. «В результате мы находимся в такой вилке: себестоимость увеличивается, а продажная цена не растет — у людей нет денег. Это немыслимо, когда в государстве на село, где живёт больше четверти населения, направляется только 8 процентов бюджета», — подчеркнул Грудинин.
Как отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев (представитель фракции КПРФ), принцип, что государство в экономику вмешиваться не должно, привёл к тому, что рынок уничтожил сельское хозяйство при молчаливом согласии государства. Половина продовольствия Россия закупает за границей. Крупные хозяйства ещё работают, а во всех остальных наблюдается упадок. «Это произошло потому, что наше Правительство поверило в то, что не надо субсидировать сельское хозяйство, и никто этого не делает. Но оказывается, в Евросоюзе на каждый гектар даётся 250 евро в год, Япония даёт отрасли 67 миллиардов долларов ежегодно, Китай — почти 150 миллиардов, а Россия — 5 миллиардов», — сказал депутат. Крестьянина задушили акцизы, налоги, сборы — это всё ложится на себестоимость продукции, посредники платят за продукцию ниже себестоимости, лизинг техники очень дорогой. «Мы выпускаем 6 тысяч тракторов в год не потому, что наша промышленность плохая, а просто заказов больше нету — нет денег в сельском хозяйстве. Если все привести в порядок в соответствии с нашей программой, то сельское хозяйство начнёт развиваться», — заявил он.
По мнению генерального директора компании по производству сельхозпродукции Виктора Таранина, развитию сельского хозяйства мешает несколько причин, первая — это отсутствие плановых заданий по объёму производства продукции, фермеры работают наугад, когда рынок не может сам себя отрегулировать. Вторая причина — это отношения с торговыми сетями. «На шестидесятистраничных договорах в основном прописаны только обязанности производителя и никаких обязательств со стороны продавцов. Сегодня перед торговыми сетями мы практически безмолвны. Они могут вернуть продукцию, якобы она не соответствует качеству, хотя на самом деле у них может быть просто переизбыток товара и они формально уклоняются от исполнения договора. Раньше можно было обратиться к независимым экспертам, сегодня так сделать нельзя», — рассказал он. Таранин подчеркнул, что решение этих вопросов не требует какого-то дополнительного финансирования, а только политической воли, и сможет дать существенный импульс развитию сельскому хозяйству.
https://www.pnp.ru/news/detail/136409 Парламентская газета