6 мая корпус стражей исламской революции потерял деревню Хан Туман, расположенную на стратегически важном шоссе Алеппо-Дамаск к юго-западу от Алеппо. Деревня был взята Джейш аль-Фатех, джихадистским альянсом групп мятежников.Разгром считается худшим поражением иранцев за все время сирийской войны. По данным иранского сайта Jam News, погибли более 80 бойцов про-правительственных сил, включая членов корпуса стражей иранской революции, афганской дивизии Фатемиюн и ливанской “Хизбаллы”.
Несколько клипов в сети показывают много убитых иранцев и афганцев. Также опубликовано текстовое сообщение окруженных в Хан Туман: “Волею Аллаха бы станем мучениками, но не пленными”.На настоящий момент Корпус признал потерею 17 “военных советников”, еще 21 иранец ранен. Убиты два высокопоставленных офицера: бригадный генерал Джвавад Дурбин, офицер в отставке, отправившийся в Сирию в прошлом месяце, и бригадный генерал Шафи Шафии, командующий зарубежного крыла Сил аль-Кудс. 13 погибших иранских солдат служили в 25-й Дивизии Карбалы в северной провинции Мандаран. После этого поражения все члены их подразделения были выведены в Иран. Один солдат был из отряда Харат и-Сейед оль-Шухада (Тегеран) и один – из Карадж.
По словам депутата меджелиса и бывшего командира в Корпусе, Исмаила Ковсари, пять или шесть иранцев взяты в плен. По данным Fars News, три иранца были казнены Джейш аль-Фатех в Хан Туман. Еще пять увезены в неизвестном направлении.“Хизбалла” отрицает всякие потери в Хан Туман. Мятежники выложили в социальных сетях видео с двумя пленнымиТакже показаны два пленных афганца.
В это же время появились загадочные сообщения о гибели контр-адмирала Мухаммеда Назери, командира морского спецназа Эба Абдулла. Он был инструктором нынешнего командующего Силами аль-Кудс генерала Кассема Сулеймани в 1979. По официальной версии, Назери погиб в результате “химического инцидента” в тот момент когда “выполнял секретную миссию в Персидском заливе”. Именно Назери арестовывал британских военных моряков в 2008 году, и американских в 2016.
Иранские официальные лица пытаются принизить значение поражения в Хан Туман. Али Акбар Велайяти, высокопоставленный советник Али Хаменеи по внешней политике, хвастался, что про-асадовская коалиция в Сирии “сильна как никогда”.Велайяти встретился 7 мая в Дамаске с Асадом, и заверил его в том, что иранская помощь Сирии будет продолжена. Велайяти, на встрече с прессой подчеркнул, что Асад останется у власти и что это “красная линия” для Ирана.
Дивизия Карбала издала официальное заявление, в котором восхваляет “шахидов” и призывает народ игнорировать “психологическую войну такфири”. Заместитель командующего Корпусом генерал Хоссейн Салами заявил, что неудача под Хан Туман не имеет стратегического значения, и что “Ось Сопротивления” контролирует ход войны.Иранские сановники и командиры обещают отомстить Джейш аль-Фатех за это нападение. Али Шамхани, секретарь Высшего Совета Безопасности заявил репортерам 9 мая: “Иран и союзники – Россия, Сирия и “Хизбалла” считают данное нападение спланированным нарушением перемирия, которое не останется без ответа”. Мохсен Резаи, бывший командир Корпуса и лицо приближенное к Хаменени, пообещал “жестокую месть” – через Instagram.
Дивизия Карбалы заявила, что останки ее 12 погибших “будут возвращены после освобождения указанных районов”.Иранские государственные СМИ утверждают, что идет подготовка “широкомасштабной контратаки” с целью отвоевать Хан Туман, в которой примут участие сирийцы, “Хизбалла”, иракцы и иранцы. Иранцы также говорят об огромных потерях у оппозиции – о сотнях жертв – без какого-либо подтверждения этих цифр. 11 мая иранская газета Kayhan вышла с редакционной статьей “Сопротивление отомстило, 500 такфири убиты в Ха Туман”. В статье сообщается: “Ни одна армия или вооруженная группа не может противостоять возможностям Исламской Республики”.
СМИ Ирана также распространяют нарратив, согласно которому силы, поддерживаемые США, Израилем, Саудовской Аравией и Турцией вероломно нарушили условия перемирия – не упоминая при этом, что коренной элемент атаки против Хан Туман – Джабхат ан-Нусра не была в него включена.
Так, Резаи обвиняет “террористов”, которые “воспользовались перемирием” а Израиль, Саудовскую Аравию и Турцию – в поддержке таких групп. Аятолла Садик Ларджани проклинает “дьявольское лукавство такфири и их бесчестную атаку”. Он также уверен в том, что инцидент лишь усилит “стальную волю” “защитников чистого мухамеданского ислама”, которые “отбросят “армии ереси, политеизма и Сатаны”.
Иранские сановники и командиры обещают отомстить Джейш аль-Фатех за это нападение. Али Шамхани, секретарь Высшего Совета Безопасности заявил репортерам 9 мая: “Иран и союзники – Россия, Сирия и “Хизбалла” считают данное нападение спланированным нарушением перемирия, которое не останется без ответа”. Мохсен Резаи, бывший командир Корпуса и лицо приближенное к Хаменени, пообещал “жестокую месть” – через Instagram.Дивизия Карбалы заявила, что останки ее 12 погибших “будут возвращены после освобождения указанных районов”.
Иранские государственные СМИ утверждают, что идет подготовка “широкомасштабной контратаки” с целью отвоевать Хан Туман, в которой примут участие сирийцы, “Хизбалла”, иракцы и иранцы. Иранцы также говорят об огромных потерях у оппозиции – о сотнях жертв – без какого-либо подтверждения этих цифр. 11 мая иранская газета Kayhan вышла с редакционной статьей “Сопротивление отомстило, 500 такфири убиты в Ха Туман”. В статье сообщается: “Ни одна армия или вооруженная группа не может противостоять возможностям Исламской Республики”.
СМИ Ирана также распространяют нарратив, согласно которому силы, поддерживаемые США, Израилем, Саудовской Аравией и Турцией вероломно нарушили условия перемирия – не упоминая при этом, что коренной элемент атаки против Хан Туман – Джабхат ан-Нусра не была в него включена.
Так, Резаи обвиняет “террористов”, которые “воспользовались перемирием” а Израиль, Саудовскую Аравию и Турцию – в поддержке таких групп. Аятолла Садик Ларджани проклинает “дьявольское лукавство такфири и их бесчестную атаку”. Он также уверен в том, что инцидент лишь усилит “стальную волю” “защитников чистого мухамеданского ислама”, которые “отбросят “армии ереси, политеизма и Сатаны”.
Основные СМИ Ирана обыгрывают эти две темы – нарушения перемирия и иностранной поддержки. В редакционной статье в Fars News говорится о том, что атака “показала, что политическое решение в Сирии невозможно”. В статье в Kayhan ставится под вопрос ценность прекращения огня – на примере атак в Айн Эйс и Хан Туман. С точки зрения ее авторов, “террористические группы и правительства, которые их поддерживают – США, Израиль, Саудовская Аравия, Катар и Турция не заинтересованы в поддержании перемирия”.
Иранские официальные лица публично не критикуют Россию, но пресса протестует против ее видимого бездействия. Заместитель министра иностранных дел Хоссейн Амир Абдолохьян сообщил, что во время визита в Москву он обсуждал “случаи нарушения соглашения о прекращении огня” “террористами, которых некорректно относят к умеренным группировкам, и которые воспользовались перемирием”. Российское безразличие критикуется реформаторской газетой Ghanoon, опубликовавшей статью “Алеппо превратился в Карбалу”. Газета Tabnak, собственником которой является Резаи, обрушилась на “безразличие” русских, которые не предоставили воздушного прикрытия силам в Хан Туман, и предпочли “развлекаться” симфониями в Пальмире. Газета также критикует “наивность” русских, поверивших, что переговоры с оппозицией могут гарантировать продолжение правления Асада, а также критикуют их за то, что те не представили воздушной поддержки иранскому спецназу во время операций против Нусры в прошлом месяце.
Несмотря на то, что потери Корпуса и его милиций растут, он в состоянии выдержать долговременное участие в сирийской войне. По официальным данным, с начала войны в Сирии погибли 400-700 иранцев. По данным одного из офицеров Корпуса – участника боев в Хан Туман, убитых еще больше, около 1200 человек. Это объясняется тем, что Силы аль-Кудс данных о потерях не публикуют, и тем, что многие члены Корпуса поехали в Сирию “волонтерами” на что не требуется специального разрешения. Этот же офицер повторил предупреждения о том, что если Иран эвакуируется из Сирии, ему придется иметь дело с теми же врагами в западном Курдистане.
IRGC, allies sustained significant losses in battle for Khan Touman
By Amir Toumaj | May 11, 2016 | Long War Journal