Организация ввода железной дороги в эксплуатацию
07.07.2013 | Автор admin
Движение поездов в ходе строительства железной дороги начинается сразу после укладки пути. В этот период следуют укладочные и балластные поезда, перевозят строительные грузы к сооружаемым объектам (мостам, зданиям). Ограниченное движение поездов осуществляется после балластировки пути на первый слой. По мере развертывания работ появляются поезда с грузами и рабочими, следующими к месту работ, поездов становится все больше.
В период сооружения железной дороги возникает необходимость в перевозке народнохозяйственных грузов (лес, уголь, руда) хотя бы в самом небольшом количестве. Это затрудняет строительство, но вместе с тем от перевозок управление строительства получает некоторый доход, а путь и земляное полотно быстрее стабилизируются. Появляется новая задача: подготовить железную дорогу и в первую очередь путь к новым условиям работы — забалластировать путь на второй слой, уложить станционные пути, построить некоторые служебные и технические здания.
Таким образом, провозная способность строящейся железной дороги со временем возрастает, увеличивается количество поездов и, следовательно, возникает необходимость организации движения поездов. В это время переходят от первого этапа организации движения поездов, именуемого периодом рабочего движения, ко второму этапу, именуемому временной эксплуатацией. Временная эксплуатация перегонов строящейся железной дороги продолжается, как правило, до тех пор, пока данный участок (несколько перегонов) не будет доведен до такой степени готовности, когда его можно будет сдать в постоянную эксплуатацию в объеме пускового комплекса.
Готовность железной дороги к эксплуатации определяется не только укладкой и балластировкой пути, но и всем комплексом работ по строительству железной дороги. Чтобы иметь представление об удельном весе всех работ, которые должны быть выполнены на определенном этапе строительства, приведем средние данные готовности железной дороги на этапах: при начале рабочего движения поездов должно быть выполнено примерно 46 % общего объема всех строительных работ, при начале временной эксплуатации — 65 % и при сдаче линии в постоянную эксплуатацию в объеме пускового комплекса — 85 %. Остальные 15 % объема работ генподрядчик выполняет после сдачи линии в постоянную эксплуатацию, как это предусмотрено проектом. Как показала практика, полную проектную мощность железная дорога приобретает через 2-5 лет после сдачи ее в постоянную эксплуатацию.
Движением поездов в период рабочего движения руководят работники управления строительством собственными силами, обеспечивая безопасность и безаварийность движения и принимая меры по охране труда в этих условиях. По мере окончания балластировки пути на второй слой, укладки станционных путей, устройства простейших систем связи, строительства зданий и в связи с ростом движений поездов наступает необходимость организации временной эксплуатации.
Организация временной эксплуатации, Приемку новых железнодорожных линий и их участков во временную эксплуатацию производят согласно указаниям, составленным Министерством путей сообщения (МПС) РФ. Для приемки создают комиссию, назначаемую заказчиком и генподрядчиком. В ее состав входят: руководитель генподрядной организации (председатель), заказчик, ревизор по безопасности Движения поездов, представители эксплуатационных служб управления дороги и генподрядчика.
Сдаваемые во временную эксплуатацию перегоны должны обеспечивать безопасное движение всех видов поездов (балластных, укладочных, хозяйственных, грузовых, пассажирских), для этого необходимо выполнить все земляные работы, построить искусственные сооружения и обходы, забалластировать путь, установить путевые знаки и сигналы, смонтировать необходимую для движения поездов посекционную связь, построить некоторую часть зданий.
Для организации движения поездов на строящейся железной дороге создают в составе генподрядчика группу специалистов, ведающую временной эксплуатацией (руководитель, диспетчеры, дежурные). С ростом количества поездов и протяженности участий временной эксплуатации рабочая группа преобразуется в отделение временной эксплуатации (ОВЭ), подчиненное непосредственно руководителю
В состав аппарата ОВЭ входят несколько отделов: эксплуатационный, подвижного состава, кадров, бухгалтерия, материального обеспечения, кроме того, дистанции пути и сооружений, связи и СЦБ.
Работы по текущему содержанию пути и сооружений выполняют силами строительных организаций. На линии создают низовые подразделения для организации перевозок, управления движением поездов (начальники и дежурные на раздельных пунктах), мастерские для ремонта подвижного состава, склады топлива и смазочных материалов, пункты технического осмотра.
Во временной эксплуатации участки пути бывают обычно длительное время (3-4 года), хотя с государственной точки зрения целесообразнее, чтобы этот срок был сокращен вдвое и быстрее начиналась постоянная эксплуатация, при которой тарифы на перевозку грузов в 5-6 раз ниже, чем при временной эксплуатации, и прибыль от перевозок получает не генподрядчик, а заказчик (МПС, например).
Вагонный парк строительной организации состоит из собственного подвижного состава и арендуемого у МПС. Локомотивы обычно арендуют у дороги примыкания.
Все движение поездов при временной эксплуатации осуществляется в строгом соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
В период временной эксплуатации подрядные подразделения ведут общестроительные работы достаточно интенсивно. Этому способствует возможность перевозки оборудования, материалов и конструкций по железной дороге. При этом работы, вызывающие ограничение движения поездов, должны выполняться в «окна». Разрешение на занятие перегона, например, для надвижки пролетного строения, выгрузки материала выдает диспетчерская служба ОВЭ, без этого производить работы на перегоне не разрешается.
От укладки пути и до сдачи линии в постоянную эксплуатацию проходят два периода (рабочее движение и временная эксплуатация), в течение которых идет усиленная подготовка к сдаче участков линии в постоянную эксплуатацию.
Ввод железной дороги в постоянную эксплуатацию. Общий порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе железных дорог, определен СНиП Ш-3-81 «Железные дороги. Правила приемки работ», а также Правилами приемки в эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта, утвержденными МПС. Основная цель приемки в эксплуатацию состоит в определении полноты выполнения всех работ, предусмотренных утвержденным проектом, и возможности нормальной эксплуатации железной дороги.
До сдачи железной дороги в эксплуатацию, т. е. до предъявления ее государственной приемочной комиссии, генподрядчик и субподрядчики должны не только выполнить большой объем строительно-монтажных работ, но и подготовить исполнительную техническую документацию. Необходимо проверить соответствие проекта выполненных работ и смонтированного оборудования, испытать его; следует установить готовность объектов к нормальной эксплуатации, разработать мероприятия по защите окружающей среды и обеспечению качества работ.
Для выполнения этих работ генподрядчик создает рабочую комиссию, состоящую из нескольких групп специалистов разного профиля (движенцев, путейцев, связистов, водоснабженцев и др.). Каждая группа выполняет свое задание согласно общему плану. Рабочая комиссия обязана:
проверить качество и соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, обеспечению пожаро-безопасности и охране окружающей природы проектно-сметной документации и строительным нормам и правилам производства работ; в необходимых случаях производить контрольные испытания конструкций и оборудования;
проверить готовность к эксплуатации объектов, предъявляемых государственной приемочной комиссии;
составить акт о готовности железной дороги или ее участка к эксплуатации с указанием предполагаемого срока сдачи;
составить перечень недоделок, выявленных рабочей комиссией. Все выявленные недостатки рабочая комиссия заносит в пообъектные ведомости, в которых приводит характеристику и число недоделок, наименование строительных организаций, их допустивших, сроки устранения, фамилии ответственных лиц.
Рабочие комиссии обычно создают за 2-3 мес. до начала работы государственной комиссии.
Государственные приемочные комиссии в зависимости от важности объекта назначаются правительством или МПС РФ. В состав государственных комиссий входят: представители заказчика, эксплуатационной организации, генподрядчика, местного органа власти, генерального проектировщика, органов санитарного и пожарного надзора, охраны природы, профсоюза.
Согласно п. 3.5 СНиП Ш-З-81 заказчик представляет государственной приемочной комиссии следующую документацию:
справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
утвержденную проектно-сметную документацию, документы об отводе земельных участков;
паспорта на оборудование и механизмы;
справку об обеспечении принимаемой железной дороги эксплуатационными кадрами;
сводные материалы рабочей комиссии (акты испытаний, проверок и др.).
Государственная приемочная комиссия обязана проверить устранение недоделок и готовность железной дороги к эксплуатации; дать оценку качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических решений; проверить соответствие вводимой в эксплуатацию железной дороги проектной мощности и сметной стоимости строительства.
При приемке в эксплуатацию сложных объектов и пусковых комплексов железнодорожного строительства могут быть созданы отдельные подкомиссии по земляному полотну, искусственным сооружениям, верхнему строению пути, зданиям и сооружениям. Они производят контрольное опробование, испытание и проверку объектов на месте.
Приемка в эксплуатацию железной дороги государственной комиссией оформляется актом, в котором, в частности, указывается дата ввода в постоянную эксплуатацию. Председатель государственной комиссии должен представить в орган, назначивший комиссию, акт о приемке железной дороги в постоянную эксплуатацию и краткую пояснительную записку. В записке освещаются следующие основные вопросы: подготовленность железной дороги к нормальной эксплуатации, обеспеченность ее необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания и общественными зданиями. Акт о приемке объекта в эксплуатацию утверждает орган, назначивший комиссию.