Информации мало. На российских сайтах ничтожно мало. На западных немногим больше. А вопросы поступают. Поэтому сообщу то, в чем сомнений нет...
(а) Нельзя сказать, что власть в Армении популярна: у ее представителей репутация людей, не слишком отмеченных печатью добродетели, и это напрягает многих. Иное дело, что страна маленькая, все всех знают, и мудрый армянский народ, в основном, уже не строит иллюзий по поводу альтернативных вариантов, справедливо полагая, что эти мухи хотя бы сытые.
(б) Если говорить об ориентации, то большинство граждан Армении симпатизируют, скорее, Москве, как политически, так и экономически, но это большинство не слишком активно, да и Москва показывывает себя далеко не идеально (давешний "Электромайдан" был спровоцирован жадностью российских партнеров), и это льет воду на мельницу не очень многочисленных, но пассионарных и крайне активно подкармливаемых Западом борцов "за европейские ценности и против московского диктата".
(в) Самой болезненной точкой для армянского социума является вопрос о Нагорном Карабахе. Тема уже не только назрела, но и перезрела, и необходимость либо договариваться с Баку, либо признавать НКР очевидна даже тем, кто не может этого сформулировать. При этом, традиционно, власти, отражая мнение большинства и опираясь на поддержку Москвы, стояли за "ни шагу назад", а прозападные элементы, напротив, предлагали идти на уступки Баку под гарантии Запада.
(г) С некоторых пор, - в этом году, если точно, традиционно сложившаяся схема начала быстро трансформироваться. "Четырехдневная война" и неприятное для Еревана апрельское перемирие, а затем Венская встреча в мае, где Российская Федерация (впервые!!!) устами г-на Лаврова заявила о том, что не просто выступает "за мирный процесс", но и рекомендует Еревану отдать "пять районов" и начать разговор о "реальном статусе для Карабаха" указали на это абсолютно четко.
(д) Причины изменения позиции Москвы, в принципе, очевидны. Если раньше Российская Федерация, рассматривая себя, как важный фактор международного концерта, стремилась сохранять зоны влияния в ключевых точках, то теперь, после официального отказа от статуса великой державы и признании приоритета США, всякие "базы" становятся излишеством, а на первый план выходит меркантильный интерес. О чем вполне доступно, хотя и в (возможно, намеренно) хамской манере сообщил в Ереване г-н Рогозин, заявив, что ради союзников Москва не станет ругаться с партнерами.
(е) Иными словами, речь в перспективе взят курс не на невмешательство в конфликт (Москва и раньше заявляла, что поможет только при нападении на Армению, с которой у нее договор, но не на НКР), а на полное изменение курса. В конце концов, если держава уже не великая и базы не нужны, стало быть, не очень нужна и бедная Армения, зато повышается интерес к сочному Азербайджану. Тем паче, что и влияние постсоветского азербайджанского лобби в Белокаменной уже перевешивает влияние старого, оставшегося от "совка" московско-армянского.
(ж) И г-н Саргсян, нравится ему или нет, полностью завися от Москвы, вынужден подыгрывать: после спича г-на Лаврова о поддержке Кремлем территориальной целостности Азербайджана, он, - сам, к слову, человек из Арцаха, сперва ветировал принятый парламентом Закон о признании НКР, а затем, в Питере, под строгим взором руководства Российской Федерации, хоть и с вымученной улыбкой, но поговорил с бакинским коллегой и признал, что "мирному процессу нет альтернативы".
(з) Что это означает, вполне понятно. Время играет никак не на Армению, а на Азербайджан, у которого элементарно больше ресурсов, а отказ Российской Федерации помогать уже ненужному союзнику, которому и платить-то за оружие нечем, ставит Ереван в предельно неприятное положение. Кроме, конечно, совсем уж "западников" типа некоего Раффи Ованесяна, которым на всякие глупые идеи плевать и вполне достаточно быть первыми парнями в "маленькой уютной Армении".
(и) А вот в достаточно узком, но предельно активном кругу "радикальных националистов" вроде ливанца Жирайра Сефиляна, героя Карабахской войны, вполне естественно возникла мысль, что Российская Федерация их предала за бакинские пирожки. Вернее, не возникла, - о том, что Москва рано или поздно продаст, они говорили давно, требуя отказаться от "глупого союза" с северянами и переориентироваться на Запад, - но теперь, когда опасения начали подтверждаться, люди решили переходить к делу. И перешли. Вскоре после ареста лидера.
(к) И что теперь? Рискну предсказать, что ничего особенного. Группа Сефиляна, требующая "войны на упреждение", слишком радикальна, чтобы быть популярной, а потому и маргинальна. Она хороша как ударная сила Майдана, но сама по себе ничто. Весь ее расчет на то, что власти начнут стрельбу, - и тогда в специфических условиях Армении вероятность вспышки противостояния резко возрастет. А власти тянут резину, и уличные демонстрации в поддержку "повстанцев" малочисленны, да и "прозападные демократы" не спешат поддержать тех, кто пролил первую кровь.
(л) Так что, думается, шансы "путчистов" близки к нулю. Они изолированы, им элементарное нечего есть, у них вроде бы кто-то ранен, помощь извне, на которую надеялись, не идет, Запад "ястребов" не поддержит, его местные пудели тоже, - так что, в итоге, скорее всего, придется или героически пасть, или сдаваться, к чем власти и ведут дело, надо сказать, очень спокойно и профессионально, параллельно зачищая контакты Сефиляна в столице и на периферии.
На этом точка. Вопрос о выводах, которые сделали (или могут сделать) нынешние пока что союзники Российской Федерации, озабоченной "турбулентностью" у своих границ, отставляю без рассмотрения, как бессмысленный. В чужую душу не влезешь. Хотя, конечно, проблем полно, а закладываться на Москву, как раньше, стрёмно. Так что, кто-то, надеясь только на себя, сосредатачивается, а кто-то прикидывает варианты, и честно говоря, в новых обстоятельствах их сложно осудить.