Все об этом.
В понедельник должна проясниться судьба одного из самых масштабных военных проектов новой России, аналогов которой даже в СССР, в отличие от остальной военной техники, не было. Речь идет о единой автоматизированной системы управления войсками, известной как ЕСУ ТЗ (неофициально название — «Созвездие»).
Как стало известно GZT.RU из источников в Минобороны, 18 января премьер-министр Владимир Путин проведет в Воронеже крупное совещание с генералитетом и представителями ВПК, на котором может быть принято решение о массовом внедрении «Созвездия» в армии.
Напомним, что в августе 2000 года тогда еще президент Владимир Путин поручил разработать новейшую систему управления войсками, которая должна была повысить боевые возможности армии в разы и приблизить ее к американо-натовским стандартам, при которых войска управляются при помощи компьютеров. Российский ВПК взял на козырек и к 2006 году воронежский концерн «Созвездие» создал единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Начались многочисленные испытания, которые до сих пор не завершены.
«Наладонник» — в каждый танк!
Конструктивно ЕСУ ТЗ представляет из себя гигантскую компьютерную сеть, объединяющую на тактическом уровне все боевые единицы, задействованные в военной операции — от солдата до танка и самолета. Информация поступает в сеть от разведгрупп, беспилотников, наводчиков, экипажей и выводится на дисплеи с электронными картами в штабах округов и соединений, на компьютеры в танках и бронетранспортерах и даже в индивидуальных комплектах бойцов на базе «наладонников».
В идеале командующий операцией видит в штабе всю картинку поля боя в реальном времени и отдает приказы также в электронном виде. Но на практике возникает множество проблем: компьютеры выходят из строя и «зависают» (операционная система «ОС 2000», разработанная по заказу Минобороны, работает по принципу реального времени, то есть фиксирует как сбой каждую задержку выполнения операции), защищенные каналы связи рвутся и «тормозят» из-за устаревших протоколов или помех средств радиоэлектронной борьбы, высокоскоростная связь на современных цифровых модемах плохо сочетается со старыми УКВ-каналами, которые в армии пока никто не отменял. Но самая главная проблема — личный состав. Многие офицеры не хотят осваивать сложную технику и предпочитают отмахиваться от нее в пользу привычных устройств.
Сержанты на глазах превратились в юзеров
Весной прошлого года концерн «Созвездие» по договоренности со штабом Московского военного округа организовал испытания сегмента ЕСУ ТЗ в Таманской дивизии (сейчас — Таманская бригада). Для начала были оборудованы классы с компьютерами для обучения сержантов и солдат из боевых расчетов. В них почти полгода бойцы учились пользоваться новой операционной системой, загружать карты, настраивать цифровые модемы и выходить на связь друг с другом. Офицеры изучали свою программную часть — как отдавать команды и получать данные разведки. В сентябре первый этап обучения был завершен. И в декабре на полигоне Алабино прошли батальонно-тактические учения, на которых отрабатывали применении системы в боевых условиях.
Как сообщили GZT.RU в концерне «Созвездие», в учениях было задействовано два мотострелковых батальона, гаубичный артиллерийский самоходный дивизион, три танковых роты, зенитный дивизион, которому помогали несколько «вражеских» самолетов, и батальон связи, обеспечивавший работу почти 300 элементов ЕСУ ТЗ (более 80 мобильных и почти 200 носимых). В итоге, в ходе учебных боевых мероприятий, продолжавшихся около недели, было зафиксировано 137 отказов ПТС и сбоев функционирования системы, из них 12 — из-за неправильных действий бойцов.
«Несмотря на недостатки, поставленные цели учения достигнуты, командиры подразделений и боевых расчетов впервые получили навыки управления с помощью ЕСУ ТЗ, а мы увидели недостатки системы в бою, их теперь проще будет устранить»,— рассказал GZT.RU представитель концерна «Созвездие».
Для военных интерфейс пока слишком сложен
У военных к ЕСУ ТЗ свои претензии. Как рассказал GZT.RU один из участников декабрьских учений, в первую очередь, бойцов не устраивает слишком сложный интерфейс программного комплекса, в котором нужно очень долго разбираться, запоминать различные сочетания клавиш и алгоритмы действий. «Фактически, чтобы пользоваться этой системой, боец должен стать программистом. А это не каждому дано»,— отметил собеседник «Газеты».
Тем временем, в Минобороны присматриваются к зарубежным аналогам — на случай, если все же отечественная система не добьется одобрения высшего руководства. Как сообщили GZT.RU в Генштабе, существует вероятность частичных закупок систем управления во Франции и Израиле.