Глава НПП "Звезда": костюм для летчиков Су-57 подготовлен к летным испытаниям
— Вы недавно говорили, что НПП "Звезда" разрабатывает новый противоперегрузочный костюм для летчиков истребителя пятого поколения Су-57. Заказ на эти костюмы уже есть?
— Сейчас ведется опытная работа. Главная задача, которая поставлена, — увеличить время переносимости летчиком перегрузки. Чтобы летчик истребителя не терял сознание во время действия перегрузок, все части его тела необходимо максимально сдавить, чтобы исключить отток крови от головы. Другой вариант — положить летчика плашмя, как в скелетоне. Однако для лежащего летчика кабину не сделать, хотя мы в свое время предлагали кресло с отклоняемой спинкой. Но в полулежащей позе, при которой теряется ощущение так называемой полусферы, летчик не видит, где находится.
Сегодня основной способ парирования действия перегрузки — обжатие тела с помощью специального костюма, в котором имеются камеры, куда подается воздух под давлением. Логика простая: чем большая поверхность тела обжимается, тем выше вероятность, что не будет оттока крови от головы. Кровь должна циркулировать только по малому кругу. Существующие противоперегрузочные костюмы сделаны в виде отдельных обжимающих фрагментов. В основном сдавливаются ноги, но при этом коленки и подколенные области открыты. Брюшная сдавливающая камера небольшая, руки не обжимаются. То есть эти костюмы слабо компенсируют туловище, не компенсируют руки и места сгибов.
Нам известно, что конкуренты за рубежом также идут по пути создания полноразмерного костюма, компенсирующего отток крови. Наш полноразмерный костюм выполнен в виде комбинезона, компенсирует руки и большую часть тела. Испытания показали, что требования по переносимости перегрузок мы выполняем. Планируется проведение летной оценки, по результатам которой решим, что дальше делать.
На сегодня образцы таких противоперегрузочных костюмов прошли испытания на центрифуге с испытателями.
— А какие есть еще способы компенсации перегрузок, кроме костюма?
— Самый простой и эффективный способ — поместить человека в емкость с водой, голову оставить на поверхности. Вода при перегрузке будет давить равномерно по всему телу, обеспечивая идеальную компенсацию. Эксперименты, проведенные в 1960–1970-е годы, показали, что в этом случае переносимость очень высокая.
— Какие еще разработки имеются у предприятия для летчиков?
— Делаем новые шлемы, кислородную маску, систему кислородного питания. Это опытные изделия, но они уже на стадии летной оценки.
http://tass.ru/opinions/interviews/5353550