Девочка из русского мира
Российское телевидение раздуло скандал вокруг якобы изнасилованной мигрантами в Германии 13‑летней русскоязычной девочки Лизы. Многие сразу предположили, что это очередной пропагандистский фейк: после «распятого мальчика» почерк казался узнаваемым. Дело приобрело серьезный оборот, когда к «защите» девочки подключился российский МИД. По немецким городам прокатилась волна антимигрантских выступлений, организованных русскоязычными жителями страны, которые вроде бы сами недавно были в роли переселенцев. Таким образом, творчество российских пропагандистов стало политической проблемой. Берлин сделал жесткое заявление о недопустимости вмешательства российских властей во внутренние дела Германии. Немецкая полиция обнародовала улики, свидетельствующие о том, что никакого похищения и изнасилования не было. В действительности Лиза, у которой были проблемы с успеваемостью в школе, сутки скрывалась от родителей у знакомого. Берлинский журналист Борис Райтшустер, много лет работавший в Москве, провел собственное расследование и рассказал об этом «Новой газете».
— Какие версии произошедшего обсуждаются в немецком обществе?
— Есть две версии. Согласно одной, Лиза действительно пропала, но российские спецслужбы очень быстро спохватились и решили использовать эту историю в своих целях. Другая связана с тем, что история изнасилования была изначально сфальсифицирована. Лично я склоняюсь к первой версии.
Родители Лизы оказались сторонниками антиисламского движения «Пегида». До случая с Лизой они неоднократно писали в соцсетях о том, что беженцы совершают акты сексуального насилия против детей. Многие критики полагают, что «Пегида» существует не без скрытой поддержки Москвы. Она была создана в Дрездене в 2014 году.
— Какие детали этой истории вызвали у вас подозрение?
— Меня удивило то, что родители Лизы прямо в первый вечер развесили профессионально выполненные объявления о пропаже дочери. Там была замечена такая странность: на фотографии Лиза выглядела милым ребенком, но это были неактуальные данные. Мы нашли ее профайлы в соцсетях и по свежим фотографиям смогли установить, что в реальности она выглядит куда более зрело. Обычно, когда люди ищут свою дочь, они публикуют актуальные фотографии, чтобы ее было проще найти, а не те, что сделаны несколько лет назад и где она выглядит хорошеньким ребенком.
Также вызывает вопросы реакция корреспондента Первого канала Ивана Благого, который первым сообщил о пропаже девочки. В телесюжете говорится, что журналисты не смогли дозвониться до немецкой полиции. Но это нереально. Германские правоохранительные органы работают круглосуточно и всегда отвечают на запросы СМИ. Корреспондент Первого канала, как он сообщает сам, не смог дозвониться до полиции, но зато попал на «стихийный народный сход русских» и выпустил этот сюжет через несколько часов в эфир. То есть можно предположить, что мероприятие не было спонтанным. Корреспондент ждал именно этого «схода», чтобы проиллюстрировать им репортаж о Лизе. Об этом также говорит анонс мероприятия, опубликованный еще 15 января на сайте немецких антифашистов. Там речь идет о митинге Национал-демократической партии.
Кроме того, в сюжете Первого канала показаны полицейские, на спинах которых написано Polis, но это шведская полиция. В Берлине их называют Polizei. А еще там использовано якобы видео хакерской организации «Анонимус», в котором немецкий мигрант рассказывает об участии в групповом изнасиловании. Но активисты установили, что это видео распространили вовсе не хакеры, а мимикрировавшая под них страничка, регулярно рассказывающая о теориях заговора. Сами же кадры были сделаны в 2009 году.
— После истории с Лизой по немецким городам прокатилась волна демонстраций с участием русскоязычного населения. Они высказывались против миграционной политики Германии.
— 24 января я был в Берлине на таком митинге. Я очень хорошо могу отличить организованную демонстрацию от стихийного схода. Там было четкое и заранее спланированное мероприятие. Были люди, отвечающие за безопасность, — чеченцы, представители посольства. Всего в городе собралось около 700 человек. По всей Германии — до 10 тысяч (по данным полиции).
Любопытно, что люди держали в руках плакаты, написанные одним почерком. По-видимому, им была дана команда — сделать рукодельные плакаты с надписями от руки.
— Как вы считаете, кто те люди, которые выходили на митинги?
— Поскольку я был в Берлине, то могу сказать, что это не были проплаченные люди. Это жертвы российской пропаганды, русскоязычные германцы. Они действительно обеспокоены обстановкой в стране, потому что смотрят Первый канал.
— Была ли альтернативная реакция со стороны русскоязычных сообществ в Германии?
— 26 января «Землячество русских немцев» выпустило пресс-релиз, где жестко осудило все эти демонстрации как московскую пропаганду. Это был настоящий демократический ответ. Но два дня спустя председатель этой организации Вальдемар Айзенбраун выступил на центральном немецком телеканале и озвучил полностью противоположную точку зрения. Это было очень странно и подозрительно.
— Что могло произойти? Почему он мог поменять свою точку зрения, как вы думаете?
— Я знаю, что идет очень активная работа с такими организациями, как «Землячество». Их стараются перетянуть на московскую сторону. Тут целая сеть организаций, научные союзы, академии безопасности, партии, с которыми работают российские спецслужбы. Сейчас эти «агенты» выходят из подполья. По некоторым сведениям, есть план «свергнуть Меркель», настолько раскачать тут лодку, создать неуправляемую ситуацию, чтобы канцлер, которая и так уже шатается на ходу, ушла с поста. Она главный противник Москвы, движущая сила в вопросе принятий санкций против ЕС России.
Для русскоязычного населения в Германии и россиян история с Лизой достигла своей цели. Люди обеспокоены, они верят телевизору, а не полиции. В Германии, по оценкам российского МИДа, 6 миллионов русскоговорящих граждан. Реальные цифры, думаю, — от 3 до 4 миллионов. А это значит, что русская пропаганда имеет влияние на страну. Страшно подумать, но, скорее всего, случай с девочкой Лизой, ставшей жертвой политических интриг, далеко не последний.
— Почему так жестко отреагировал на историю с Лизой германский МИД?
— Они молчали один день. Только через день после заявления Лаврова последовал их резкий ответ. До этого они говорили, что не намерены комментировать эту ситуацию. Я думаю, что МИД проснулся. Они поняли, что пройдена черта. Идет наступление, большая игра, цель которой — атаковать Меркель…
30 января появилась информация, что сайт немецких неонацистов имеет российский домен. Еще недавно в местных русскоязычных СМИ было сообщение, что 400 русских в городе Брухзаль разгромили приют для беженцев. Но это был полный фейк, сделанный для того, чтобы разжечь в Германии межнациональную рознь. Еще писали, что в Берлине сумасшедший мужчина подтолкнул молодую девушку под вагон метро. Она погибла. В русских СМИ писали, что это беженец из Сирии. Но на самом деле это был человек, рожденный в Гамбурге. Гражданин Ирана, который всю свою жизнь прожил в Германии.
— Как вы думаете, разоблачение этой истории, официальное заявление полиции раскроет глаза русскоязычному населению Германии?
— К сожалению, многие из них не интересуются немецкими медиа. Дети интегрированы в немецкое общество, смотрят немецкие каналы, а их родители — российскую госпропаганду. И многие из них даже не узнают о том, что было на самом деле с Лизой.
Кроме того, согласно опросам, 40% немцев поддерживают отставку Меркель из-за ситуации с беженцами. Это было немыслимо еще полгода назад. Обострение ситуации с девочкой Лизой связано с новогодними событиями в Кёльне. Даже доверие самих немцев к полиции расшатано после этих событий. Я уверен, что еще два-три громких случая — и процент недовольных политикой Меркель возрастет.
http://www.novayagazeta.ru/politics/71651.html