Курды у Евфрата, или Реванш Путина
14.01.2016
Оливье д’Озон (Olivier d'Auzon )
Как известно, 29 декабря прошлого года курды из сирийского Демократического союза и их союзники из Сирийских демократических сил взяли под контроль деревню Абу Кекал не берегу Евфрата.
Для Турции же Евфрат представляет собой Рубикон, который курды ни в коем случае не должны перейти. Все это поднимает вопросы насчет наступления курдских сил в западном направлении.
Курды же стремятся не столько обезопасить тишринскую плотину (она оказалась в их руках 26 декабря 2015 года), сколько захватить занятый ИГ город Манбидж.
В любом случае, курды никогда не делали тайны из стремления соединить расположенный на западе Африн с принадлежащими им северными территориями, чтобы сформировать государство, которое они сами называют Рожава.
Тем не менее их первая попытка перейти Евфрат в июне 2015 года повлекла за собой турецкие удары по позициям Демократического Союза.
Однако расположенный к югу Манбидж находится вне досягаемости турецкой артиллерии. Азаз же стал эпицентром военных действий, и за последний месяц интенсивность боев там только нарастает.
Пролегающий через город коридор идет от турецкой границы (пост Баб ас-Салам) в частично принадлежащий повстанцам Алеппо и захваченную ими территорию на северо-западе Сирии. Угрозу для коридора сейчас создают сразу несколько фронтов: Исламское государство с востока, курдские силы с запада, сирийская армия и ее союзники с юга.
Наступление курдов при поддержке российской авиации
В такой ситуации, есть основания полагать, что курды наступают при поддержке российской авиации. Кроме того, их действия скоординированы с сирийской армией и вспомогательными отрядами в районе Алеппо. Как считает географ Фабрис Баланш, потеря коридора может повлечь за собой вмешательство турецкой армии в Сирии.
Как известно, Москва поставила оружие 5 000 курдских бойцов в Африне, а российские самолеты обстреляли пересекшие турецкую границу у Баб ас-Салам конвои.
Оказанная Россией курдам военная помощь, без сомнения, является частью ее ответа на действия Османской империи, которая сбила российский бомбардировщик 24 ноября прошлого года.
Анкара стремится любой ценой защитить союзников в Азазе, так как, по ее плану, он должен послужить опорой для наступления на позиции ИГ к востоку от Алеппо, когда организация будет достаточно ослаблена ударами коалиции.
Отступление ИГ будет на руку курдам и Асаду
Тем не менее к вящему недовольству президента Эрдогана отступление ИГ сыграет на руку в первую очередь Демократическому союзу и сирийской армии. И Москва постарается сделать, чтобы все так и случилось.
Асаду важно отвоевать Алеппо
Как вы помните, до вмешательства России все инициативы Асада оборачивались провалом, а его армия чуть не потерпела поражение. Но с прошлого сентября расклад изменился, и теперь уже мятежники пытаются сбежать с корабля.
Алеппо обладает большим символическим значением, потому что Сирия была построена на единстве двух городов, его и Дамаска. Для США же война с ИГ разворачивается главным образом в Ираке, где сосредоточены две трети авиаударов коалиции.
В Сирии же Обама предоставил Путину полную свободу действий. С декабря 2015 года американская авиация (и несколько ее союзников) наносят в Сирии в среднем по четыре удара в день, тогда как в российском штабе говорят о 30-40.
Кремль пускает в ход все имеющиеся в игре карты. В том числе и курдов.