"МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ВОСПРИНИМАТЬ КАЖДУЮ ПЛОХУЮ ДЛЯ РОССИИ НОВОСТЬ КАК ХОРОШУЮ ДЛЯ СЕБЯ"
Россия ждет за транзит ответной услуги.
Уходящий с должности гендиректор Eesti Raudtee(Эстонской ЖД) Сулев Лоо рассказывает, как поезда скапливаются на петербуржском железнодорожном узле, но из-за пассивности политиков и неудачной железнодорожной реформы их не могут заманить в Эстонию.
- Действительно ли за те полтора года, что вы в должности, ситуация в Eesti Raudtee изменилась настолько, что вы больше не можете на нее влиять?
- Я пришел, будучи убежденным, что события можно обернуть в нашу пользу. До прошлого марта казалось, что возможно что-то сделать, теперь же окончательно настала длительная стабильность.
- Дно уже достигнуто?
- Может быть и хуже. Транзит удобрений висит на волоске, и его надо здесь удержать.
- Перевозчики удобрений получили от высших российских властей ясное указание, что лучше возить их через российские порты.
- Это опасная тема, но, по крайней мере, в этом году они никуда отсюда не денутся.
- Объем перевозок российских товаров быстро растет и в Усть-Луге и в Латвии. В Эстонию российская железная дорога входит в двух местах: со стороны Пскова в Койдула и со стороны Петербурга в Нарве. Почему мы никак не можем получить этот товар оттуда?
- Самый простой ответ ответ звучит так, что это экономическая политика. Успех Усть-Луги очень логичен, поскольку если ты инвестировал в свои терминалы много денег, ты смотришь, чтобы они работали.
- Как петербургский железнодорожный узел вообще технологически позволяет движение столь большого количества товаров?
- Железнодорожная станция в Усть-Луге – один из самых эффективных в мире железнодорожных узлов. Потому товары туда и идут. Да и то она полностью забита грузами, поскольку их слишком много для порта Усть-Луга. Но времена сейчас такие, что для российской логистической цепочки приемлемо, если товар простаивает. Раньше так не было, сразу начинали искать другие возможности.
- Т.е. такова политическая сторона транзитного бизнеса, что груз просто оставляют простаивать?
- Eesti Raudtee ежемесячно получает от нефтепроизводителей ходатайства о планах железнодорожных перевозок. Мы их утверждаем, но не получаем подтверждения от РЖД.
- Если петербуржский железнодорожный узел забит, почему грузы не идут в Эстонию через станцию Бологое и Псков, в то время как ЕС построил в Койдула столь мощную пограничную станцию?
- Грузы просто направляют под Петербург. Хотя и российским перевозчикам было бы выгоднее вести часть товаров через нас.
- Почему россияне в то же время поддерживают рижское направление перевозок?
- Рига увеличила свой объем грузоперевозок благодаря каменному углю. У нас в порту Мууга очень крутой угольный терминал, но он не используется. В Латвии каменный уголь возят посреди Риги и там происходит запыление им. Но что-то латыши точно делают правильно в этом бизнесе. Они воспользовались нашей бронзовой ночью, а затем зацементировали свои деловые отношения. Латышские политики общаются на очень высоком уровне. Без этого не было бы транзитного бизнеса.
- Это означает, что по примеру латышей мы должны бы отменить срочную службу и отправить своего министра обороны консультироваться с какими-нибудь российскими военными ведомствами пониже?
- Так далеко я точно не хотел бы зайти. Я говорю лишь об экономической стороне.
- Эстонские министры экономики действительно давно не бывали в Москве. Не знаю, останаваливались ли они в Шереметьево хотя бы транзитом.
- Министр не должен лично лететь в Москву. Топ-политикам стоит ехать лишь в том случае, если чиновники проделали предвариетльную работу.
- Я давно не был на Российской транзитной выставке, но раньше веселый звук латышского баяна раздавался там на весь павильон.
- Латыши всегда, независимо от того, происходит ли транзитная выставка в России или Китае, представлены на очень высоком уровне и очень хорошо подготовлены.
- Кого и куда министр экономики должен отправить, чтобы пришел успех?
- Очевидно, на уровне канцлеров и вице-канцлеров надо найти человека и отправить его, прежде всего, в Москву. Этот человек должен знать транзитный бизнес, владеть русским языком и понимать особенности этой страны.
- Ширина рельсов 1520 мм довольно устарела. Это как большая юрта, в которой представители мелких племен собираются поговорить со всей необъятной степи.
- Осенью эта большая юрта была установлена в Таллинне. Было замечательно, все прошло хорошо, но дальше…
- Т.е. россияне будут и дальше грузить свои товары в вагоны, отправлять их на петербуржский железнодорожный узел, где они и будут стоять. Почему бы не отправить эти вагоны в Эстонию?
- Грузы к нам приходят, но очень плохо. Мы думали, что зимой увидим их больше.
- И что мы должны сделать? Перенести бронзового солдата с кладбища обратно в центр?
- Думаю, что эта штука с бронзовым солдатом не сработает и никто в России не предполагает, что мы сменим наш курс. Но это разжигание большой войны, которое у нас тут постоянно происходило – это должно прекратиться. Даже дети дома спросили, почему мы мы все еще здесь. Пару месяцев назад каждое утро в новостях начиналось с военных сообщений. Я больше не хотел смотреть эти новости. Мы не должны нагнетать здесь истерию и способствовать ее нагнетанию. И мы не должны воспринимать каждую плохую для России новость как хорошую для себя – я бы с этого начал и попробовал увести эмоции на второй план.