Мнение об АК-725 - http://kresta-ii.ucoz.ru/publ/6-1-0-8
Я служил комендором на АК-725. Конечно за три года бывало всякое и отказы мат. части, и сминание снаряда на линии досылки. Но всё это было у нас в батареи до одного момента. Перестали подаваться снаряды на линию досылки при гидроперезарядки. Комбат вызвал спецов с завода. Дело было поздней осенью на КСФ. Прибыв рано утром, спецы занялись делом и разобрали пушку. Во время обеда, комбат решил их согреть и налил спирту. После обеда спецам было не до пушки, им вообще стало всё по "барабану..." Вот и пришлось нам самим всё это собирать, что дало нам знание мат.части. После этого мы втроём могли снять шлицованный вал подающей звездочки за время подхода корабля к пирсу и швартовки. В последующих стрельбах самой "большой поломкой" было срыв шланга охлаждения стволов с трубки отвода. Мы даже ходили менять ствол на ПБ "Тобол", вышли в море и отстреляли мат.часть. Пушки очень просты и надёжны, конечно только при уходе за мат.частью. За безотказную работу мат.части я три раза бывал в отпусках.
Про попадания. Конечно, тяжело сбить пикирующую мишень на ходу корабля даже в небольшую качку. Так же тяжело попасть и в морскую цель которая сама находится в движении. Но видимо нам повезло с комбатом, капитан-лейтенантом Ованесовым В., он нас настолько "запаривал" своими тренировками как по заряжанию пушек, так и по самим стрельбам, что был выработан "автомат" который даже во сне сбивал цели. Да и кэп, Саможенов В. в морях "прикалывался". Выйдет на мостик, даст готовность и через 40 секунд пускал сигнальную ракету, а нам нужно пока она летит зарядиться и произвести прицельный огонь, сбив эту чертову ракету.
Не успел - кирдык, успел - так и должно быть. Поэтому у нас практически все цели сбивались, стреляли ли с "Барса" или же с визирной колонки. Вершиной нашей подготовки был один эпизод. В июне 1981 года главком флота СССР адмирал Горшков, вышел на нашем корабле в море для наблюдения за учениями. Два СКРа проводили ракетно-артиллерийские стрельбы, а мы были кораблём обеспечения. Артиллеристы кораблей посбивали пикирующие мишени, начали стрельбу ракетчики. Первый корабль ракету сбил, а второй только "подорвал" ракету. Она изменив курсовой, полетела в сторону нашего корабля и была нами сбита. Прямо в море, через 15 минут нашим, всем батарейцам были объявлены отпуска, даже моряку который только пришёл. Я правда сошёл с корабля и не знаю сходил ли он в отпуск. В 1979-м и 1980-м годах наш корабль награждался переходящим призом главкома флота СССР за отличные ракетно-артиллерийские стрельбы.
Комендор ЗБ-3 БПК "маршал Тимошенко", главный корабельный старшина Коньков Георгий (1978-1980)
Артиллерийское вооружение корабля было явно недостаточным (недаром на 1134Б были АК-76). Размеры корабля не позволяли установить орудия большего калибра, поскольку в этом случае необходим был погреб, расположенный ниже ватерлинии. Снаряды же для АК-725 хранились в барбетах, раположенных под пушками на уровне палубы полубака.
Случаев попадания в воздушную цель не помню, хотя доклад "Трассы прошли через цель" звучал практически на каждой стрельбе.
Один раз в казеннике заклинил некалиброванный снаряд, который потом смертники из БЧ-2 несколько часов извлекали талями. Однотонная не справилась, тащили пятитонной!
Пушки красивые и может быть неплохие, НО в большинстве случаев эта система часто давала отказы. То стрелял один ствол вместо двух, а то и вовсе после команды "огонь" получался пшик. Не могу дать оценку как артиллерист, но ведь так и было во время стрельб.