В интервью испанскому информационному агентству ЕРЕ президент САР Башшар Аль-Асад заявил, что для ликвидации террористических организаций в Сирии, необходимо остановить поток боевиков из Турции в Сирию и Ирак, и перекрыть их вооружение и материально-техническую поддержку из Саудовской Аравии.
На вопрос о том, готово ли сирийское правительство к переговорам с умеренной оппозицией, которые должны начаться в начале января 2016 года, Аль-Асад ответил, что с начала событий в Сирии руководство страны было готово к переговорам со всеми сторонами конфликта и положительно относится к инициативам, исходящим из различных стран мира. Правительство готово начать переговоры с оппозиций, но это зависит от определения термина «оппозиция». Есть большая разница между вооруженными людьми и оппозиций. Оппозиция — это политический термин, а не военный. Саудовская Аравия, США и некоторые западные страны стремятся, чтобы террористические группировки участвовали в переговорах, что неприемлемо для сирийского правительства.
По поводу переговоров с оппозицией, которая сейчас собралась в Эр-Рияде, сирийский лидер подчеркнул, что в Эр-Рияде собраны не только представители политической оппозиции, но и вооруженных группировок. Он напомнил, что сирийское правительство ранее имело отношения с некоторыми вооруженными группировками, но не с террористическими организациями. Это было сделано для того, что члены этих группировок сдали свое оружие и вернулись к нормальной жизни после получения амнистии. Только таким образом можно относиться к вооруженным группировкам в Сирии, а вести с ними отношения как с политическими организациями – невозможно. Политическая оппозиция должна быть связана непосредственно с народом страны, а не подчиняться диктату иностранных государств.
По словам Аль-Асада, среди тех, которые собрались в Эр-Рияде, есть оппозиция, созданная в Саудовской Аравии, Катаре, Франции, Великобритании и США. Руководство Сирии готово к диалогу. Для того чтобы он был успешным и продуктивным, необходимо иметь отношения с оппозиций, которая связана с сирийским народом.
На вопрос о том, будет ли сирийская делегация принимать участие в конференции в Нью-Йорке, которая состоится через несколько недель, президент ответил, пока точно не известно, состоится она или нет. Россия желает, чтобы она прошла в Вене. Российская позиция основывается на том, чтобы первоначально был создан список террористических группировок. Это естественно и объективно. А что касается Сирии, то все те, кто держит оружие — это террористы. Таким образом, необходимо определиться с понятием данного термина, до начала конференцию в Нью-Йорке.
На вопрос, как можно ликвидировать ДАИШ, Аль-Асад подчеркнул, что относиться к ней необходимо не только как к организации, а как к идеологии, которая была насажена арабскому обществу на протяжении многих десятилетий ваххабитскими организациями и саудовскими деньгами. Первоначально необходимо бороться с данной идеологией, чтобы уничтожить ДАИШ, «Джебхат Ан-Нусру» и другие террористические группировки, которые принадлежат «Аль-Каиде», и запретить проникновение ваххабитских организаций и саудовских денег в исламское общество во всем мире.
В Сирии находятся террористы из более 100 стран мира, которые воюют на стороне экстремистов и террористов. Необходимо остановить их поток, в частности из Турции в Сирию и Ирак, а затем необходимо перекрыть финансирование, вооружение и логистическую поддержку боевиков из Саудовской Аравии и Катара. В то же самое время Сирийская армия и те, кто её поддерживают, должны продолжить борьбу с терроризмом.
По поводу того, кто покупает краденую нефть у ДАИШ, сирийский президент напомнил, что на прошлой неделе Россия предоставила видеоматериалы о том, что бензовозы с нефтью из Сирии направляются в Турцию. Основные запасы сирийской нефти, находятся на севере страны и невозможно её перевозить в Ирак, так как там все стороны ведут борьбу с ДАИШ, также невозможно и в Ливан и Иорданию, из-за их географического расположения, поэтому единственный путь – это Турция.
Коснувшись тех стран, которые поддерживают ДАИШ, Аль-Асад подтвердил, что их достаточно много, но в основном это — Саудовская Аравия, так как у неё и террористической организации ДАИШ единая ваххабитская идеология. Турция предоставляет непосредственную помощь, таким образом, Саудовская Аравия, Турция и Катар являются основными соучастниками преступлений ДАИШ и «Джебхат Ан-Нусры».
По поводу сроков окончания войны в Сирии, президент отметил, что продолжение финансирования и вооружение террористов затянет войну, но намечен существенный прогресс. И если мировое сообщество захочет остановить эту войну за короткий период, то оно должно оказать давление на Турцию, Саудовскую Аравию и Катар, которые предоставляют всяческую помощь террористам.
На вопрос о том, существует ли военная координация между Сирийской армией и так называемой коалицией во главе с США, президент подчеркнул, что координации нет. Поэтому, эта коалиция не добилась никаких результатов, так как недостаточно вести борьбу только с воздуха, необходима координация действий с Сирийской армией, которая ведет борьбу с терроризмом на земле. В результате совместных действий с ВКС РФ были достигнуты серьезные успехи, чего не смогла добиться американская коалиция.
Коснувшись роли президента Обамы в сирийском кризисе, Аль-Асад отметил, что до сих пор американцы не хотят разгромить ДАИШ и покончить с экстремизмом и терроризмом и у них нет серьезных намерений в борьбе с терроризмом. Что касается президента Франсуа Олланда, он только после событий в Париже заявил о борьбу с терроризмом. Интенсивные удары Франции по позициям боевиков ДАИШ были направлены на то, чтобы успокоить французское общественное мнение.
По поводу роли ЕС в борьбе с терроризмом, сирийский лидер подчеркнул, что политика стран Евросоюза зависит от политики США, свидетельством тому, санкции в отношении России, противоречащие их собственным интересам, на которые их подтолкнули США.
На вопрос о том, что потребовал Владимир Путин взамен на российскую военную помощь, Аль-Асад ответил, он ничего не попросил, так как у нас совместные интересы. Россия не заинтересована в распространении терроризма и хаоса в Сирии. Она заинтересована в стабильности в Сирии, Ираке и в регионе в целом. Она также защищает и интересы европейских стран, так как сирийские события непосредственно отразятся и на них.
По поводу того, должен ли президент покинуть свой пост или остаться у власти, глава Сирии подчеркнул, что проблема не в личности. Те, кто утверждают, что проблема в президенте, тем самым они хотят сказать, что нет проблемы терроризма и тех стран, которые его финансируют с целью распространения хаоса. «Когда сирийский народ захочет, чтобы я покинул свой пост, я сразу уйду в отставку, а если граждане страны до сих пор меня поддерживают , то я должен остаться и внести свой вклад на благо Родины. Я на протяжении пяти лет кризиса нахожусь у власти, потому что большинство сирийцев меня поддерживает», — сказал Аль-Асад.
На вопрос о том, хотят ли россияне создать еще одну военную базу в Сирии, президент подчеркнул, что нет, и они сами это опровергли.
По поводу того, планируют ли иранцы создать военную базу в Сирии, Аль-Асад указал, что они никогда не думали об этом и не обсуждали этот вопрос с сирийской стороной.
На вопрос, может ли Эрдоган участвовать в урегулировании кризиса в Сирии, президент ответил, если он готов отступить от своей преступной позиции в поддержку террористов, то сирийская сторона готова к этому. По мнению Аль-Асада, Эрдоган не изменит его позиции, так как она основывается на идеологии «Братьев-мусульман» и не сможет принять решение противоположное ей.
На вопрос о том, не состоится ли сделка между Вашингтоном и Москвой (об обмене Украины на Сирию) во время визит министра иностранных дел США Джона Керри в Россию, президент подчеркнул, что цель подобных высказываний – посеять разногласия между Сирией и Россией. Российская политика основывается на моральных принципах, а не только на интересах. Россияне понимают, что только сами сирийцы смогут определить будущее своей страны путем межсирийского диалога.
По поводу сбитого российского военного самолета Турцией, Аль-Асад подчеркнул, что с начала участия России в военных операциях в Сирии положительно изменилась ситуация в стране. Если Эрдоган не достигнет своей цели в Сирии, то это означает конец его политической карьере и Турция не сможет стать центром «Братьев-мусульман» в регионе. И поэтому его реакция была спонтанной. С другой стороны он считал, что тем самым сможет подтолкнуть блок НАТО к конфликту с Россией, что осложнит ситуацию в Сирии и будет способствовать созданию бесполётной зоны над ней, что облегчит проникновение террористов не её территорию.
На вопрос о том, что США утверждают, что Вы несете ответственность за гибель 250 тыс. сирийцев, президент ответил: «Как можно убивать мирных граждан и получать их поддержку? Это невозможно. Во время войны всегда гибнут мирные люди, поэтому необходимо закончить её как можно скорее. Если бы мы убивали своих граждан, то люди бы не покинули районы, находящиеся под контролем боевиком, и перешли в те, которые находятся под контролем правительства».
Коснувшись проблемы сирийских беженцев, Аль-Асад отметил, что большинство из них поддерживает правительство, и вынуждены были покинуть Сирию из-за страха перед террористами, которые разрушили инфраструктуру страны. Другая причина, это санкции, навязанные Западом против Сирии, в результате которых ухудшилось материальное положение сирийцев. В интересах сирийского народа европейские страны должны снять экономическую блокаду и остановить поток боевиков в Сирию.
На вопрос о том, Вы изменили бы свои решения, принятые в мае 2011 года, президент ответил: «Наша политика с самого начала основывалась на двух принципах: диалог со всеми заинтересованными сторонами и борьба с терроризмом. И мы не отступим от них».