Операция «Щит пустыни» проводилась в четыре этапа. На первом этапе, продолжавшемся с 7 по 9 августа, осуществлялась переброска на территорию Саудовской Аравии сил первого эшелона, состоявших из усиленной бригады 82-й воздушно-десантной дивизии, двух эскадрилий тактической авиации (самолеты F-15C и D), группы из 5 самолетов ДРЛО и управления (самолеты Е-ЗС АВАКС) и двух команд (по 20 специалистов в каждой) наземных мобильных пунктов спутниковой связи. Корабли 6-го и 7-го флотов США переразвертывались в Красное и Аравийское моря, в Оманский и Персидский заливы. Второй этап операции «Щит пустыни» проходил с 10 по 30 августа: шла интенсивная переброска авиации в Саудовскую Аравию и продолжалось усиление АУГ. Было отмечено усиление всех видов разведывательной деятельности и установлен круглосуточный контроль за воздушной обстановкой в районе конфликта. В ходе третьего этапа, продолжавшегося с 31 августа по 7 ноября, по воздуху и морем осуществлялась переброска в район конфликта главных сил: 1-й бронекавалерийской, 2-й бронетанковой, 24-й механизированной, 82-й воздушно-десантной и 101-й воздушно-штурмовой дивизий; 197-й отдельной механизированной бригады и 3-го отдельного бронетанкового полка сухопутных войск; 1-й, 4-й и 7-й экспедиционных бригад морской пехоты. Четвертый этап начался 8 ноября и продолжался до начала 1991 г. В это время союзники продолжали не только наращивать силы и средства, но и [372] перебрасывать на театр военных действий топливо, продовольствие, медикаменты, запасные части и т.д.
Более 1 тыс. самолетов тактической авиации было переброшено из авиабаз США с промежуточными посадками на европейских аэродромах. При протяженности маршрутов перелета от 12 до 16 тыс. км продолжительность перелета одной эскадрильи составляла 15 — 20 часов. При этом самолеты до 12 раз дозаправлялись в воздухе. К началу боевых действий союзники создали мощную авиационную группировку, в которой насчитывалось около 2000 боевых самолетов, в том числе 82 самолета стратегической авиации, до 1240 тактической, до 470 палубной, более 200 самолетов морской пехоты и ДРЛО.
Для перевозки войск и грузов привлекались 269 судов командования морских перевозок ВМС США и зафрахтованные суда торговых флотов (18 стран предоставили 50 торговых судов).
Франция и Великобритания осуществляли перевозки как на собственных судах, так и на зафрахтованных. Так, Франция использовала 11 судов, в основном под национальным флагом, а Великобритания, помимо своих транспортов, привлекла еще 15 судов, зафрахтованных у судоходных компаний Дании, Нидерландов, Кипра, Италии, Канады, Швеции и других стран. Перевозки осуществлялись на судах — складах оружия, боевой техники и запасов снабжения морской пехоты, сухопутных войск и сил быстрого развертывания США, судах с горизонтальным способом погрузки типа «ро-ро», танкерах, контейнеровозах, грузовых транспортах, паромах, госпитальных, крановых и других судах. Погрузка судов производилась в портах восточного побережья США и Мексиканского залива. При этом средняя продолжительность погрузки судна составляла от 2 до 4 суток. Переход от Атлантического побережья США в район Красного моря и Персидского [373] залива общей протяженностью от 10 до 12 тыс. миль суда осуществляли самостоятельно или в составе групп. После прохода Суэцкого канала они следовали в охранении боевых кораблей. О напряженности морских перевозок можно судить по следующим фактам: в море ежедневно находилось до 100 судов, ежесуточно через Суэцкий канал проходило до 10—12 судов, а в порты Саудовской Аравии прибывало до 6 —7 судов в сутки. Следовавшие со скоростью 12 — 15 узлов, суда прибывали в порты разгрузки через 25 — 30 суток. Контейнеровозы шли со скоростью 30—33 узлов и затрачивали на переход всего 12 — 15 суток. Всего в ходе проведения операции «Щит пустыни» было выполнено около 550 — 600 рейсов.
Средняя продолжительность разгрузки судна составляла от 1 до 4 суток. В самом начале операции ежемесячно на судах доставлялось 300—330 тыс. тонн грузов, а впоследствии эта цифра возросла до 450 — 600 тыс. тонн. При этом в сутки выгружали до 20 тыс. тонн воинских грузов. К началу военных действий для ВМС были созданы 60-суточные запасы средств материального обеспечения. Они состояли из 148,7 тыс. тонн боеприпасов, 525 тыс. тонн корабельного топлива, 130 тыс. тонн авиационного горючего и 9 тыс. тонн продовольствия. Для сухопутных войск и ВВС созданные запасы позволяли действовать до 30 суток.
К концу января 1991 г. в район Персидского залива из США и Европы было доставлено на судах около 7,3 млн тонн воинских грузов, в том числе 1,5 млн тонн военной техники, около 700 тыс. тонн нефтепродуктов и до 100 тыс. человек личного состава сухопутных войск и морской пехоты. В числе военной техники морем были доставлены 1500 вертолетов, 2100 танков, 1400 орудий и 990 боевых машин пехоты. Так, уже через неделю после начала операции «Щит пустыни» на судах в Саудовскую Аравию было доставлено 400 танков (масса основного [374] боевого танка США М60А1 составляет 48 тонн). Всего около 95% воинских грузов на театр военных действий доставлено морем, в том числе горюче-смазочные материалы — полностью.
Уже на первом этапе операции «Щит пустыни» вскрылись недостатки в специализированных судах для перевозки тяжелой боевой техники, что послужило причиной для выделения дополнительных ассигнований на содержание и обслуживание судов, находившихся в резерве командования морских перевозок, а также пересмотра порядка ввода их в состав действующих сил. Американцы вынуждены были прибегнуть и к использованию судов частных судовладельческих компаний, а также союзников и дружественных стран.
Помимо перевозок морем, значительный объем воинских грузов доставлялся на театр военных действий по воздуху (операция «Вольный ветер»). Для этого американцы задействовали до 80% парка своей военно-транспортной авиации (250 самолетов С-5 и С-141). За 3500 рейсов на этих самолетах доставили 150 тыс. человек и 80 тыс. тонн грузов. Поскольку для переброски по воздуху только одной дивизии с полным комплектом техники требовалось выполнить 1538 рейсов самолетами С-141 и 269 рейсов самолетами С-5, американцы приняли решение перевозить личный состав с носимым вооружением по воздуху, а тяжелую боевую технику — морем. Это в некоторой степени уменьшило нагрузку на транспортную авиацию. Из Западной Европы переброску войск обеспечивали 50 военно-транспортных самолетов С-130. Из-за нехватки военно-транспортной авиации было мобилизовано и зафрахтовано до 180 транспортных самолетов гражданских авиакомпаний США.
Протяженность перелета из США в Саудовскую Аравию составляла 11,2 — 15 тыс. км, а время нахождения в полете — 20—25 часов. [375]
Самолеты осуществляли посадку на Азорских островах, а также на территориях ФРГ и Испании. Масштабы переброски войск и грузов по воздуху и их темпы были огромными: за 3 недели перевозилось больше грузов, чем в годы войны в Корее за 3 месяца. Каждые 10—15 мин. на аэродром осуществлял посадку один самолет. Всего американцы использовали до 20 авиабаз. Прибывшие самолеты быстро разгружались и сразу взлетали. Их заправка осуществлялась уже в воздухе самолетами-заправщиками КС-10 и КС-135. Интенсивность полетов транспортной авиации составляла до 100 самолетовылетов в сутки. Всего же транспортная авиация выполнила около 11 тыс. рейсов. К концу января 1991 г. по воздуху в Саудовскую Аравию было доставлено около 380 тыс. человек личного состава и до 318 тыс. тонн воинских грузов.
Как отмечается в зарубежной печати, слабыми сторонами стратегических воздушных перевозок явились недостаточная пропускная способность аэродромов, особенно промежуточных, что приводило к срыву графика перевозок; значительные перегрузки летных экипажей, что создавало предпосылки к летным происшествиям; вынужденная высокая интенсивность эксплуатации самолетов и связанная с этим необходимость частой замены и ремонта их двигателей.