Экономика Украины за два квартала этого года сократилась примерно на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промышленное производство и экспорт падают. Возобновление программы МВФ почти ничего не даст для восстановления экономики. Она не только не принесет пользы, но рискует привести к экономической катастрофе, схожей на ту, которая недавно ударила по Греции. Политика, которая игнорирует негативные последствия мер жесткой экономии для внутреннего спроса, неустойчивость задолженности и политически шаткую ситуацию, вызовет дальнейший экономический спад и будет способствовать росту политической нестабильности и социальной несправедливости.
Открытое письмо Каролин Воллманн из Международной конфедерации профсоюзов:
Общая стратегия экономического восстановления и роста МВФ остается неизменной – фискальная политика и изменения экономического регулирования, которые отбирают доходы рабочих и их семей в пользу кредиторов, банков и бизнеса в надежде, что «усиление конкурентоспособности и улучшение условий для ведения бизнеса» создаст доверие и вызовет приток инвестиций и рост. Однако миф о доверии является порождением воображения штаб-квартиры МВФ в Вашингтоне, а не фактом реальной экономики. Он далек от украинских реалий. Бизнес не будет инвестировать в условиях падения спроса и сокращения доходов потребителей.
Программа МВФ для Украины призывает к сокращению государственных расходов для создания «меньшего и более эффективного управления» и «росту дружественной» налоговой системы. Она имеет целью: сокращения зарплат и занятости в государственном секторе; уменьшение порога налогообложения - чтобы малообеспеченные пенсионеры платили большие налоги; повышение возраста выхода на пенсию для женщин и ограничения раннего выхода на пенсию, несмотря на то, что средняя продолжительность жизни за последние 25 лет почти не повысилась. Ожидается дальнейшая приватизация в сфере здравоохранения и закрытия 5% школ.
Сталкиваясь с фактами, экономисты МВФ признают потенциально негативное влияние жесткой экономии на рост. По данным недавнего национального опроса, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций, 62,5% предприятий отметили, что низкий спрос является одной из основных проблем. Среди небольших фирм эта цифра еще выше.
В январе 2014 года директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард отметила положительной роли государственного сектора в сокращении неравенства: «Подумайте о том, чтобы сделать налогообложение более прогрессивным, улучшить доступ к здравоохранению и образованию, и внедрить эффективные адресные социальные программы». Политические заявления и реалии политики МВФ в Украине не могут и дальше настолько расходиться.
Еще одним ударом политики МВФ по карманам рядовых граждан является грубое ограничение энергетических субсидий, которые предсказал МВФ при повышении цен на газ, добываемый в Украине, на 355%. Действительно, расходы на коммунальные услуги значительно выросли в первом полугодии, доведя инфляцию до почти 60% на конец второго квартала, тогда как средняя заработная плата в размере 3 480 гривен (156 долл.США) сократилась на 6,5%. МВФ любит делать акцент на защите «наиболее уязвимых». Однако предусмотрено увеличение коммунальных субсидий на 0,3% ВВП не обеспечит необходимых ресурсов для компенсации последствий для тех, кто выживает.
Наиболее впечатляющим сходством в Греции является неустойчивый долговое бремя. Из-за падения национальной валюты, внешняя задолженность, по данным МВФ, достигнет пикового значения в 2015 году 158,4% ВВП, по сравнению со 102,4% ВВП в 2014-ом. Позитивным сигналом стало недавнее достижение договоренности относительно ослабления долгов между правительством и частными инвесторами. Соглашение предусматривает списание примерно 4 млрд долл.США долга, продление выплат на четыре года в зависимости от темпов роста выше 3%. Будет ли этого достаточно для стабилизации задолженности Украины – вопрос открытый, учитывая оценку МВФ стабильности долга, которая исходит из предположения о создании за четыре года финансового пространства в размере 15 млрд долл.США. Кое-кто считает, что списание 20% является слишком низким показателем по сравнению с начальной целью Министерства финансов в 40%.
Одними из крупнейших препятствий на пути развития в Украине является политическая нестабильность и коррупция. Доля компаний, которые заявляют об этом, увеличилась до 58,3%. В рейтинге TransparencyInternational Украина занимает 142 место из 175 стран по масштабам коррупции. Ходят слухи, что даже средства МВФ переправлено в теневые каналы частных банкиров, что должно повысить заинтересованность МВФ в отношении усиления подотчетности и демократических процессов. Вместо этого, его программа решает проблемы коррупции и «бизнес-климата» путем внедрения законодательства на защиту инвесторов, уменьшение количества инспектирующих учреждений, «усиление» судебной системы через повышение судебных сборов в гражданских процессах, трансформирует экономическое неравенство в правовую несправедливость, закрывая доступ к судам для тех, кто не может позволить себе платить высокие сборы. В итоге складывается впечатление, что антикоррупционная программа МВФ больше направлена на ограничение прав рядовых граждан, а не преследование чиновников, которые зарабатывают свои состояния коррупционными действиями.
Программа МВФ в нынешнем варианте почти однозначно обрекает экономику Украины на дальнейшее увеличение неравенства и бедности без всякого шанса на обратное. И это в стране, которая находится почти в состоянии войны. Пересмотр подхода должен начаться с изменения процесса. МВФ должен расширить диалог и привлекать организации гражданского общества, включая профсоюзы, к поиску адекватных сложным ситуациям решений. Только тогда Украина сможет разработать политику, что будет способствовать росту и служить большинству, а не горстке избранных.
Каролин ВОЛЛМАН,
Международная конфедерация труда