Интервью военного эксперта Игоря Коротченко — Илье Азару. часть II.
Про российских военных на Украине
— Я вот прочитал ваш твиттер, в который вы очень много пишете, но там даже нет упоминания о захваченных грушниках.
Это мутная история. Люди находятся в форс-мажорных обстоятельствах, к ним, возможно, со стороны Украины применялись методы физического воздействия. Они находятся в таких условиях, когда мне что-либо комментировать — безнравственно.
Скрыть присутствие крупной военной группировки невозможно – а Порошенко говорит о 9 тысячах российских военных, которые якобы находятся на Донбассе. Американцы полностью контролируют интернет, переписку по электронной почте, вообще у них все под контролем. Я прекрасно представляю возможности американской спутниковой группировки и размах деятельности АНБ США, потому что в свое время занимался вопросами противодействия иностранным техническим разведкам в период своей службы в Генштабе.
Наличие двух человек с неясным статусом — не есть подтверждение того, что на востоке Украины действуют организованные подразделения российской армии. Сейчас у каждого в руках мобильник, планшет или смартфон, увидел — снимай и выкладывай в сеть, но пока кроме явных фейков нет ничего.
— А как их отличить, если они без опознавательных знаков?
А где американская разведка, в которую немерено бабла вкачивается, порядка 65 миллиардов долларов в год? Американцы не отрицают, что в момент катастрофы «Боинга» над Донбассом висело два их спутника. Один из них — спутник оптико-электронной разведки Keyhole, у которого разрешение на местности 30 сантиметров. Они все видят, абсолютно все! Когда Хрущев заявил, что на Кубе нет советских ракет, Кеннеди устроил в ООН выставку спутниковых фотографий, где все ракеты были видны как на ладони. Американцы же не идиоты — выложили бы все и сейчас, если бы была реальная фактура. В итоге только элементы информационной войны, а посол США в Киеве выкладывает какую-то мутную фигню.
— То есть спецназовцы ГРУ, интервью с бурятским солдатом — это все фейк?
Какие-то люди с неясным статусом либо добровольцы там безусловно присутствуют. Но кадровых российских военных нет! Почему [спецназовцы] говорят, что они военные, мы не знаем. Может их СБУ элементарно пытает, на Украине сегодня отморозков хоть отбавляй!
У нас украинских военнослужащих, перешедших границу РФ, было несколько тысяч человек. При желании могли выдернуть оттуда 10-20 человек, поработать с ними, чтобы они признались в планах совершения терактов в России и использовать потом в качестве пропаганды. Это как два пальца об асфальт, но мы этого не сделали! Мы действовали гуманно и надеялись, что хорошее обращение с украинскими военнослужащими проветрит им мозги.
Мы помним процессы [в СССР], когда маршалы себя оговаривали, признавали, что хотели покушаться на великого вождя народов. Стоит ли удивляться, что эти два несчастных [спецназовца ГРУ] делают сегодня какие-то заявления? Тем более, что они сам говорят, что были только наблюдателями.
Нужна фактура на стол, а кроме эпатажных украинских заявлений ничего нет.
— А фактурой в данном случае что было бы?
Документы, данные разведки…
— Приказ Путина?
Любые передвижения войск, передислокация делаются на основании боевых и графических документов. Невозможно скрыть наличие войск, я еще раз говорю!
— Так и не получается скрыть, вот же интервью с ними.
Еще раз повторяю, они под давлением все сказали.
— Так что нужно, чтобы вы поверили? Когда Путин сам признает?
Ну реально нет ничего, кроме украинских фейков! Что должно произойти, чтобы подтвердить факт третьей мировой войны? Взаимный обмен ядерными ударами по Москве и Вашингтону. Тогда, ё-моё, война началась. Не дай Бог, конечно!
Вот если в Днепре всплыла бы подводная лодка «Малютка» и оттуда бы выскочили наши диверсанты, а доблестное СБУ их бы арестовало, то тогда да. Но это все бред.
— А гибридную войну мы не ведем?
Мы с Украиной не ведем никакой войны. Если бы мы реально воевали с ними, то сегодня в Киеве сидел бы Олег Царев в качестве дружественного нам президента. А не отдельные районы Донецкой и Луганской области были бы под контролем ополченцев.
Все обвинения в гибридной войне — это либо мем, либо серия информационных вбросов.
— А может лучше было Путину сразу ввести на Донбасс российскую армию, и тогда бы тысячи мирных жителей не погибли? Почему не ввели?
Это выбор президента Владимира Путина, он принял такое решение, которое принял. Прав он был или не прав, история рассудит.
— Вы же вроде военный эксперт. Правильно сделал он или нет? Или вы против Путина боитесь что-то сказать?
Нет, не боюсь, но мне тяжело ответить на ваш вопрос, у меня нет всей полноты информации, которой обладает президент.
Нынешняя Украина откровенно нам враждебна, и мне лично кажется, лучше был бы «вариант двух Германий». Увы Янукович был, что называется, без яиц и не смог [в феврале 2014 года] в Харькове призвать армию дать отпор киевским мятежникам. Тогда бы Украина раскололась на две части, и ситуация бы законсервировалась. Этот вариант всех бы устроил, а потом может когда-нибудь они бы объединились. Одна Украина демократическая, вторая — недемократическая.
— Недемократическая — это какая?
Западная.
— Вам кажется в ДНР много демократии сейчас?
Ну какая демократия в условиях войны? Там законы военного времени. Но людей пришли убивать, и они стали сопротивляться. Под занавес [Второй мировой] войны даже в гетто были восстания, поэтому ясно кто прав, кто виноват.
— А где фактура, которую вы так любите, что людей пришли убивать бандеровцы? Сколько говорили, что в Славянске будут людей убивать и вешать, когда он станет украинским, но этого же не произошло.
Но совершенно очевидно, что нынешняя Украина — это недемократическое государство.
Про дебилизацию Украины
— Примерно, как Россия.
У нас разве есть мусорная люстрация?
— Нет, да и демократии нет.
Вопрос спорный. Лучшим показателем демократии является удовлетворенность людей уровнем своей жизни и тем, что государство надлежащим образом выполняет свои обязанности. По этим критериям очевидно, что у нас демократии больше.
— Ну тогда в Саудовской Аравии или Катаре еще больше демократии.
В Саудовской Аравии религиозный репрессивный режим!
— Зато, по вашей же логике, там у людей много денег от нефти, многие довольны.
Вы как человек определенных убеждений пытаетесь мне навязать свою точку зрения. Я вас уважаю, вы культовая медиафигура в демократических кругах, я вас читал. Мне импонировало ваше предложение об интервью, но я не могу разделить вашу точку зрения.
— Да я и не навязываю. Я вам привожу пример Катара.
Но мы-то сравниваем Россию и Украину. У нас такого беспредела, как на Украине, нет. Там дебилизм населения, когда школьники и студенты массово скачут и скандируют «кто не скачет, тот москаль».
— Вы где видели такое? Я вот в Днепропетровске видел, что на митинге в поддержку Коломойского «Правый сектор» скандирует и скачет, а остальные — нет.
Я сужу по роликам в интернете. На Украине идет дебилизация населения, де-би-ли-за-ция! С интеллигентным человеком можно нормально спорить, а там просто быдло, извините. В социуме всегда есть определенная группа людей с психическими отклонениями, часть из них лечится, часть более-менее нормально живет, и есть те, кто подпадает под медицинскую категорию дебилов. На Украине, по моим оценкам, 30 процентов натуральных дебилов.
Ненависть к России существует, потому что украинцы начали строить свой национальный государственный проект и обосрались. Не построили ничего, хотя у них были все условия для благополучия и процветания. На выходе страна ублюдочная, получили европейское Сомали, все национальное благосостояние попилено олигархами, а у социума комплекс неполноценности. Поэтому им хочется скакать и тупо верить, что во всем виноваты проклятые москали, хотя мы там и рядом не стояли!
Про демократию в России
— А у России все получилось?
У нас тоже проблем полно. Коррупция — это угроза национальной безопасности. Надо руки отрывать некоторым чиновникам или действовать по китайским рецептам. Но мы находимся в такой конфигурации, когда прививки классической демократии ни к чему хорошему не приведут. Будет как на Украине.
Пусть лучше в России будет полуавторитарный режим, ведь прежде всего надо исходить из интересов народа. Да, есть 20, 30, может, 50 тысяч недовольных активистов на всю страну. Но надо взвешивать на весах, чем пожертвовать — либо дать им демократию и свободу разрушения государства, либо поставить их в какие-то жесткие рамки, но руководствоваться интересами 140 миллионов человек. Для меня выбор не стоит, на сказки про чистую демократию мне наплевать, для меня интересы Российского государства и народа первичны.
— Так если таких отщепенцев максимум 50 тысяч, то чего волноваться? Зачем Навального заключать в рамки? Народ сам не разберется что ли?
Нет. Как народ разобрался уже в 1991-ом, мы помним, — потеряли все, что могли. У власти есть определенная ответственность перед государством и обществом. Навальный — это мой идеологический противник, это достаточно хитрый и лживый субъект. Таких людей надо ограничивать в политических правах в период форс-мажорных обстоятельств. Убежден, что он рвется к власти только для того, чтобы потом строить свои собственные шубохранилища и дворцы. Конечно оппозиция нужна, власть не должна быть в ситуации, когда никто тебя не толкает в спину, но уж точно это не будет Навальный или Касьянов.
— А откуда взяться оппозиции при полуавторитарном режиме?
Сейчас в условиях противостояния с Западом наша историческая задача пройти через полосу санкций и сохраниться как государство, чтобы народ не обнищал, а развивался. А дальше уже будем решать вопрос о том, какая нам оппозиция нужна.
— Кстати, о санкциях. Плохо, что Крым забрали, по итогам санкций?
Я рад, что Крым вернулся, я готов ради этого санкции потерпеть. Ничего. Для меня то, что Крым в составе России, перевешивает любые экономические проблемы. Тем более, что не столь у нас их и много. Живем в целом нормально, ездим в командировки. Мне приглашения из западных посольств приходят, поэтому у меня нормально все, ничего не мешает.
— У вас-то понятно, что нормально, а в магазинах вот цены выросли, людям тяжелее стало.
Мне это тоже не нравится, но я считаю, что тем, кто держит крупный розничный бизнес, надо пинков давать, чтобы не повышали цены. Нужно какое-то регулирование цен даже в условиях рыночной экономики, следует законодательно ограничивать торговые наценки. Надо давать место в экономике, а потом и в политике людям типа Лисовского, Тинькова и Дымова, которые своими руками и интеллектом что-то реальное создают.
— Ну а как же история с «Династией» Зимина, он тоже вроде своим умом заработал.
Надо либо соответствующий закон модернизировать, либо еще чего-то. Но опять же, Зимин кого финансировал — Навального.
— И науку.
Наверное. Я, честно говоря, обратил внимание только на политический аспект. Но если деньги пришли из-за бугра, а финансируешь Навального, то значит занимаешься политической деятельностью — извини.
Навальный, если рассматривать его как политический проект Запада, борется не с Путиным, а с российским государством. Я не могу поддержать лозунги борьбы с государством. Я, как и большинство моих соотечественников, хочу, чтобы Россия была великой страной, империей, но, разумеется, без эксцессов в стиле 1937 года.
— А вам не кажется, что у России уже нет сил стать империей?
Я имел в виду империю в хорошем смысле этого слова — как расширение зоны влияния.
— Так не выходит же. Украину, Грузию потеряли, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссию теряем…
Да, и это результат ошибочной кадровой политики. Зурабова или Черномырдина нельзя было назначать послами на Украине. Нужно как американцы делают — назначать суперпрофессионалов, а не делать кормушку и отстойник. У Сталина была четкая кадровая политика, и наверху оказывались люди, которые могли дать результат, что и позволило СССР совершить такой цивилизационный скачок.
— А нынешняя холодная война с Западом чем может кончиться?
Она, к сожалению, не только холодная и переходит в фазу, когда начинает подтягиваться к нашим границам военная инфраструктура НАТО. Мы-то к их границам не подтаскиваем ничего, а появление в Польше и Румынии, и возможно в дальнейшем в странах Балтии стартовых позиций противоракет ЕвроПРО — это потенциальная угроза. И буквально только что США анонсировали планы размещения в Европе своих ядерных ракет, нацеленных на Россию, Великобритания первой выразила готовность их принять. Это уже ни в какие ворота не лезет! Прямой ракетно-ядерный шантаж.
Надо разойтись и отойти на безопасное расстояние, чтобы не искрило. Это очень опасно, ведь любой инцидент, как в свое время выстрел в Сараево, может привести к новой мировой войне, которая сегодня неизбежно перерастет в обмен ядерными ударами. Меня пугает такая перспектива.
Но боюсь, что, к сожалению, сейчас договориться и разойтись политически уже невозможно. Похоже, что Америка сошла с катушек, а Европа идет на поводу у Вашингтона. Реальной угрозы нападения России на НАТО не существует — почему тогда появляются американские силы специальных операций в странах Балтии?
— Так вроде и Украина не ждала российского вторжения в Крым.
Не надо было свергать Януковича — надо было спокойно подождать выборов, на которых победил бы все тот же Порошенко, тем более что со стороны ЕС Януковичу были даны гарантии, которые потом европейские партнеры Украины благополучно спустили как туалетную бумагу в унитаз.
— Это внутреннее дело украинцев все-таки.
Ну тогда пусть они это говно и жуют.