ОПЫТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Опыт организации прикрытия стратегических ядерных сил в Войсках ПВО уже был значительный. Более пятой части всех зенитных ракетных войск Войск ПВО Советского Союза было привлечено к непосредственному прикрытию позиционных районов стационарных и мобильных ракетных соединений Ракетных войск стратегического назначения, пунктов базирования ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и морской ракетоносной авиации (МРА) Военно-Морского Флота, аэродромов стратегической авиации и дальних бомбардировщиков (дальней авиации – ДА) Военно-воздушных сил, баз и складов ядерного оружия.
В Советском Союзе в 1960-1970-х гг. на непосредственном прикрытии позиционных районов ракетных дивизий РВСН, как правило, была сосредоточена смешанная (по типу ЗРК) группировка зенитных ракетных войск. В ее состав входили зенитные ракетные комплексы дальнего действия С-200, 2-4 зенитных ракетных дивизиона средней дальности С-75 и 2-4, а иногда до 6 зрдн малой дальности С-125. Благодаря этому создавалась круговая и сплошная система зенитного ракетного огня на средних и больших высотах полета средств воздушного нападения. То есть, система огня строилась в основном для уничтожения носителей средств поражения.
С середины 1970-х гг. с появлением такого класса средств воздушного нападения как крылатые ракеты, система прикрытия СЯС уже совершенствовалась и создавалась с учетом поражения этого класса СВН с сосредоточением основных усилий на малых и предельно малых высотах на направлениях наиболее вероятного полета КР противника. Но такие группировки ЗРВ на прикрытии позиционных районов ракетных дивизий РВСН строились не на всех направлениях.
К примеру, на территории Украины для непосредственного прикрытия позиционного района ракетной дивизии «Хмельницкий» (рис. 7) были выделены силы ЗРВ только в составе зрдн С-200 трех зенитных ракетных частей – 392 (Умань), 521 (Каменец-Подольский) зрп и 96 зрбр (Киев) (всего шесть зрдн). Однако для того, чтобы средства воздушного нападения противника с западного и северо-западного направления прорвались к пусковым установкам этой ракетной дивизии, им необходимо было преодолеть рубежную систему огня зенитных ракетных войск 28 К ПВО (Львов) 8 ОА ПВО (Киев). Она была создана силами пяти зенитных ракетных частей (115 зрбр Брест (на рисунке не показана, состав: 2 С-200, 2 С-75, 6 С-125), 270 зрп Стрый, 540 зрп Львов, 254 зрп Мукачево и 521 зрп Каменец-Подольский) в составе десяти зрдн С-200, четырнадцати зрдн С-75 и шести зрдн С-125. И даже если бы противнику удалось преодолеть этот огневой рубеж, то в дальнейшем еще почти на протяжении ста километров он подвергался бы атакам истребителей авиационных полков 28 К ПВО (всего на Украине было более 400 самолетов-истребителей). И только после этого в бой вступали бы силы ЗРВ непосредственного прикрытия этой ракетной дивизии.
Значительно большими возможностями вероятный противник обладал по нанесению ударов по объектам СЯС, расположенным на приморских направлениях и, прежде всего, по военно-морским базам и пунктам базирования РПК СН. Поэтому противовоздушная оборона морских СЯС была организована с учетом этих особенностей. Так, еще двадцать пять лет назад, в 1985 г. на непосредственном прикрытии основных баз РПК СН Северного флота, не смотря на то, что они уже были прикрыты собственными силами ПВО флота, была развернута группировка ЗРВ в составе двух зенитных ракетных бригад (42 зрбр – Полярныйи и 116 гв. зрбр – Мот. Залив (Бол. Озерко) и одного зенитного ракетного полка – 864 зрп – Мурманск). На их вооружении состояло четыре зрдн С-200, шесть зрдн С-300, пять зрдн С-75 и девять зрдн С-125. Находясь на постоянном боевом дежурстве со сроками готовности, не превышающими подлетное время воздушного противника, только дежурными ракетами эти дивизионы могли уничтожить более ста воздушных целей, будь то самолет или крылатая ракета.
Аэродромы ДА ВВС не имели такого мощного непосредственного прикрытия. Их оборону осуществляли, как правило, по два зрдн С-75 или С-125, либо они находились в зонах поражения ЗРК С-200. Так, к примеру, в 1975 г. на прикрытии дальней авиации и АК РЛДН, базирующихся на территории Литовской ССР на аэродроме Шяуляй, было сосредоточено два зрдн С-125 (рис. 8) из состава 85 зрбр (Каунас), имеющей в своем боевом составе ещё четыре зрдн С-75 и четыре зрдн С-125. Правда, и до этого аэродрома противнику надо было преодолеть рубежную систему огня зенитных ракетных войск первого эшелона (вдоль побережья Балтийского моря) 27 К ПВО (г. Рига, командир корпуса – полковник Сапегин С. С.) 2 ОА ПВО (г. Минск) в составе почти сорока пяти зрдн (десяти зрдн С-200, пятнадцати зрдн С-300, трех зрдн С-75 и пятнадцати зрдн С-125). Безусловно, остальные аэродромы ДА, находившиеся в глубине территории страны, могли достаточно успешно прикрываться силами истребительной авиации.
В целом же 20-25 лет назад на рубеже 1985-1990 гг. на непосредственное прикрытие всех стратегических ядерных сил Советского Союза выделялось более 45 боевых частей ЗРВ (более 220 дивизионов С-200, С-300, С-75 и С-125), что составляло до 20-21% всех частей ЗРВ Войск ПВО (рис. 9). При этом из числа выделенных на прикрытие СЯС зенитных ракетных частей основная часть – до 62-65% была направлена на непосредственное прикрытие ракетных дивизий РВСН, 22-24% частей прикрывали морские СЯС и до 17-18% – авиационные стратегические ядерные силы. Вместе с тем, огневые возможности на прикрытии СЯС распределялись несколько иным образом. На прикрытии РВСН было сосредоточено 47-48% из числа всех дивизионов, назначенных для прикрытия СЯС. 33-35% дивизионов прикрывало РПК СН и МРА, а на прикрытие авиационных СЯС приходилось до 18-19% зенитных ракетных дивизионов, выделенных на прикрытие всех СЯС.
Подробнее: http://www.vko.ru/koncepcii/prikrytie-s … shnyh-sil1