Никто, пожалуй, не будет отрицать, что центральный вопрос для сегодняшнего украинского государства – это вопрос войны и мира. Точнее, как прекратить войну на Донбассе и достичь мира.
Президент Порошенко, который пришел к власти на идее своего мирного плана, предлагает исключительно дипломатическое решение этой проблемы и переговорный процесс, публичный и кулуарный, с опорой на так называемый норманнский формат – с привлечением Германии и Франции.
Однако, несмотря на постоянные настойчивые напоминания со всех сторон, что "альтернативы Минским соглашениям нет" – сейчас ситуация дает основания утверждать, что этот путь ведет лишь к замораживанию конфликта и играет на руку Российской Федерации.
Значительная часть украинцев, около 30%, убеждена в необходимости продолжения военных действий и выступает за военное освобождение оккупированной части Донбасса. В основе такого подхода лежит представление многих граждан о территории как важнейший ресурс государства, а также надежду на восстановленную армию и высокий боевой дух украинцев после Революции Достоинства.
Реализовать на практике этот вариант сегодня мешает соотношение сил сторон на фронте по линии Украина-Россия, неготовность Главнокомандующего воевать, и позиция ЕС, который ищет мирного, переговорного пути остановки войны на востоке.
Стоит также учесть настроения населения оккупированных территорий: в большинстве безразличное отношение, а порой враждебно к Украине, вследствие тотальной российской пропаганды о "хунте" и "бомбардировки" со стороны украинской армии мирного населения.
Но, к сожалению, не только.
Мы тоже часто представляем себе жителей оккупированного Донбасса как обманутых, недостаточно сознательных людей, которым достаточно только сказать правду, разбудить их – и они станут нормальными гражданами Украины. Однако это далеко не всегда так.
Ведущие страны Запада оказывают давление на Украину по разрешению конфликта на Востоке путем предоставления особого статуса для Донбасса. Этот тезис, вынужденно или из убеждений, поддерживает также Петр Порошенко и отчасти Путин, который видит в этом закрепление российского плацдарма для дальнейшего влияния и вмешательства во внутреннюю политику Украины.
Однако, такой вариант крайне невыгоден и вреден для наших национальных интересов. Он закрепляет постоянно тлеющий или замороженный конфликт, постоянную возможность для России в любой момент перевести его в "горячую" фазу. "Автономный" статус Донбасса постоянно будет разъедать украинскую государственность и блокировать внешнеполитический курс Украины в сторону Европы.
В подходе к разрешению конфликта на Востоке Украины мы должны исходить из той аксиомы, что Путин, пока он президент России – никогда не смирится с существованием независимой Украины и проведением им самостоятельной внутренней и внешней политики.
Поэтому в войне на Донбассе главная цель Путина не отделить Донбасс от Украины, а наоборот, навязать Украине разрушен ним и боевиками Донбасс, чтобы он мог постоянно накладывать вето относительно нашего евроатлантического внешнего вектора. Путину нужна истощена Донбассом Украина, которая отказывается от ЕС и НАТО, не способна провести внутренние изменения и прозябает как серая зона между ЕС и Россией.
В случае реализации этой стратегии Путина произойдет неизбежное поражение нынешнего прозападного политического режима Украины с последующей заменой на лояльную к Кремлю власть.
Поэтому, в подходе к решению проблемы войны на Донбассе будем исходить из того, что военный путь исключать нельзя. Однако он требует политической воли и единства элиты, длительной подготовки Вооруженных сил и наращивание вооружений, огромного напряжения всех человеческих и материальных ресурсов.
Также должны признать, что даже при реализации военного сценария нет скорой перспективы демократической украинизации и политического понимания на Донбассе.
Авторитарные же методы усмирения Донбасса – по образцу, как это сделали США в середине 19-го века с южными штатами после окончания Гражданской войны – могут вызвать в современных условиях резкое неприятие Запада, и, самое главное, снова цивилизационно возвращают, привязывают нас к "русского мира".
Надеяться выиграть в противостоянии с Россией один на один, как предлагают ряд радикальных милитаристских организаций – идти так называемым третьим путем – является на сегодня, учитывая наше экономическое положение и состояние элиты, нереалистичным и губительным для самого существования нашего государства.
Нужно разрубить этот гордиев узел, выйти из этого замкнутого круга.
Для этого необходима другая идеология и другая идея.
Предлагаем заявить о другой подход: Украина – это в первую очередь люди, а не территория.
Сразу заметим: предлагаемый ниже вариант ни в коем случае не отрицает, а наоборот, предполагает постоянное наращивание мощности ВС, мобилизационных возможностей, построения оборонительных укреплений и закупок оружия, которого нет в Украине. То есть, такой подход требует защищать людей, постоянно быть готовыми к оборонительным и наступательным действиям.
Этот подход предлагает перевести решение вопроса войны России на Донбассе – в предложение решить этот вопрос мирным путем. А именно: дать жителям оккупированных территорий реальную возможность выразить свою волю – хотят они жить в Украине или хотят присоединиться к России.
Мы заявляем: или Донбасс должен остаться обычной областью в составе Украины, или он выбирает другой путь – становится "независимым государством", что, очевидно, невозможно экономически, входит в состав России, что для самой России неприемлемо.
Надо провести на оккупированных территориях плебисцит – в соответствии со статьями 43 и 46 закона "О местном самоуправлении в Украине". В случае, если большинство жителей этих территорий выскажутся за отсоединение от Украины – провести, согласно Конституции, всеукраинский референдум и поставить вопрос об их исключении из состава Украины. Так в свое время Малайзия исключила из своего состава Сингапур.
Поставив вопрос в такой плоскости, Украина снимает возможность шантажировать себя Донбассом и его вероятной "пророссийской" ориентацией.
Ставя вопрос "или – или", мы снимаем проблему предоставления Донбасса какого-то особого статуса, который де-факто станет гангреной на теле украинского государства.
Какие еще преимущества может получить украинская власть – и народ – от этой идеи?
Провозгласив готовность к описанному выше мирного варианта, Украина вырывается из навязанного ей извне русла решений. Этот вариант переводит Украину из объекта международной политики в ее субъекта, ставя США, ЕС и Россию перед необходимостью отреагировать на такое предложение.
Украинская политическая элита показывает свою смелость и лидерство прямой постановкой вопроса – в первую очередь, перед украинским народом.
Или Донбасс идет в Европу с Украиной, или Украина пойдет в Европу без Донбасса!
Такое предложение уменьшает военную угрозу и сужает поле маневра для России – и наоборот, расширяет для Украины окно возможностей.
Она также ставит население оккупированного Донбасса перед необходимостью изменить позицию безразличия и неопределенности – на потребность сделать выбор и нести за это ответственность. Она также дает населению Донбасса, которое изможденное и измученное войной, – возможность решить вопрос мирно. Проведение подобного плебисцита однозначно сужает социальную базу наемников и боевиков, которые за деньги воюют против Украины.
Однако все вышеописанное пока что касалось только идеи и дискуссии вокруг ее восприятие или отрицание. Совсем другой вопрос – практическая реализация этого варианта. Мы должны предусмотреть и этот момент.
Если идея переходит в плоскость практической реализации, Украина должна сказать, что тогда следует выполнить ряд условий:
– включить в списки для голосования всех внутренних переселенцев из Донбасса;
– голосовать только за украинскими паспортами;
– контроль за волеизъявлением и формированием избирательных комиссий закрепить исключительно за миссией ОБСЕ;
– наладить беспрепятственно теле - и радиотрансляцию украинских медиа на оккупированных территориях и тому подобное.
Рискнем предположить, что при выполнении этих условий и обеспечения честного волеизъявления – большинство жителей Донбасса проголосуют за то, чтобы остаться в составе Украины. Тогда снимаются все вопросы:
– Россия теряет любые аргументы вмешательства на Донбассе;
– все, кто с оружием воюют против Украины, это оккупанты и подлежат уничтожению;
– а украинские военные получают мощный стимул и мотивацию, зачем они воюют за освобождение Донбасса.
Несложно предположить наличие серьезной когорты оппонентов и критиков этой идеи – от обвинений в разбазаривании земель до навешивания ярлыков в предательстве национальных интересов. Они могут сказать: а если жители оккупированных территорий проголосуют за выход из состава Украины?
Ответим – в таком случае их надо отпустить.
Просто в этом случае высокие шансы на быстрый экономический рост и евроинтеграцию получает как раз Украина. А в будущем экономическая сильная и привлекательная украинское государство будет иметь гораздо больше шансов получить просьбу відсепарованих регионов об их возврате. Зато возможность шантажа и внутреннего разъедания нашего государственного организма будет устранен раз и навсегда.
Не говоря уже о том, что в этом случае Украина, освобождена от своего вечного противостояния и неопределенности – становится практически монолитной современной политической нацией.
Еще раз подчеркиваем: описана идея заключается не в отсоединении Донбасса от Украины – а только в возможности проведения плебисцита, предусматривает отсоединение.
Можно спрогнозировать еще один вопрос от оппонентов: а что вы будете делать, когда опрос на Донбассе даст большинство за отсоединение от Украины, а всеукраинский референдум не поддержит это решение?
Те, кто так будет говорить, недооценивают мудрость и прагматизм украинского народа. Если население оккупированных территорий выскажется, чтобы жить не в Украине, а перед гражданами Украины встанет дилемма "жить с вечно замороженным конфликтом и неблагосклонным Донбассом быстро присоединиться к Европе и обеспечить себе европейский добробут" – они уверенно и сознательно проголосуют "за" их отсоединения.
И начнут строить свое собственное будущее.
Единственное, в таком случае Украина должна обеспечить переселение всех желающих жить в Украине с оккупированных территорий и дать им возможность вместе с нами строить это совместное будущее.
И это будет европейское и евроатлантическое будущее.
Тарас Стецькив, специально для УП http://www.pravda.com.ua/rus/columns/20 … 6/7068079/