" Этот текст был готов к публикации еще в конце декабря. Однако его содержание было воспринято редакторами некоторых интернет-ресурсов, освещающих тему событий в Новороссии, несколько напряженно. В результате опубликован он будеттолько сейчас, уже после того, как подтвердились многие опасения и слухи. Как известно, 1 января утром возле Лутугино погиб начальник штаба 4-й Отдельной Мотострелковой Бригады ЛНР Александр Беднов, больше известный под позывным «Бэтмэн» и, собственно, основатель батальона «ГБР-Бэтмэн». Погиб при нападении на его кортеж. И эта смерть отнюдь не на совести украинской стороны. Кто стоит за ней – уже известно. Какие события последуют дальше – мы узнаем в ближайшее время. Почему это можно было предвидеть – читайте далее.
Провести 100 дней под небом города-призрака, выжить и рассказать о том, что там сейчас творится – это тебе не хухры-мухры, как любит говаривать мой еще живущий дед. В этом есть поэтическая сила, романтика опасных приключений и ... жестокая тупая бытовуха, отсутствие элементарных удобств и постоянное ощущение нависшего над плечом любопытного взгляда смерти. Кто-то с упорством строит новое, русскоязычное государство, кто-то в это время сползает под стол от количества употребленного внутрь, кто-то от осколка, попавшего в голову, ну а кто-то сливает.
Мы с Д. сидим на кухне маленького дома ничем не примечательного района крупного города России, пьем коньяк и тихо разговариваем на темы вечные. В воздухе слышатся отголоски интернет-баталий с тегом #путинвсехслил. Потому что мы говорим о внезапно исчезнувшем с радаров Луганске.
Радио «Тишина»
На сегодняшний день при постоянных боевых столкновениях на территории, контролируемой войсками Луганской Народной Республики (ЛНР), в СМИ поступает крайне мало информации о действительном положении вещей. Ленты публичных страниц в соцсетях продолжают уплотняться новостями и сводками с передовой, то тут, то там видишь слово «Донецк», «ДНР», а Луганска словно бы и не было. Поток информации иссяк после подписания Минских соглашений. Именно в это время город внезапно полностью пропадает из информационных сводок.
- Ситуация резко усугубилась после возобновления боевых действий 5 ноября, когда с территории ЛНР внезапно были «эвакуированы» практически все съемочные группы. 3 ноября неизвестными лицами на нас (корреспондентов пресс-центра батальона ГБР «Бэтмэн» МО ЛНР ) была организована засада на участке трассы Краснодон-Луганск, в непосредственной близости от населенного пункта Новосветловка. Это – глубокий тыл. То, что нам удалось вернуться без потерь, иначе как чудом не объяснить. В дальнейшем ситуация с информационным освещением не улучшилась, а за нами, как корреспондентами, вообще была установлена слежка. Неоднократно обыскивалось наше т.н. «автотранспортное средство». На некоторых направлениях к фронту кем-то были разосланы ориентировки, что в автомобиле такого же цвета и марки по области разъезжают украинские диверсанты. Кем? Ответа на этот вопрос я сам пока не могу найти.
Летучий Лугандец
Пока в Донецке под светом софитов разыгрывает реалити-шоу «война за ДНР», в Луганске происходит что-то очень непростое и важное для судьбы Новороссии, но об этом практически ничего не известно. Сейчас город, окутанный туманом забвения, с трудом выплывает из небытия – идут восстановительные работы, но пока регулярно отключается свет и вода. Пенсионерам впервые за 7 месяцев выплатили социальные пособия, однако, очереди в местах выплат убийственные. Для детей уже открылись детские сады и школы, которые периодически закрываются на внеочередные каникулы.
- С учетом, что местное население чуть более чем полностью называет гривны рублями, у человека, приезжающего в ЛНР, может возникнуть разрыв шаблона, когда он слышит, что проезд стоит 3 рубля (гривны), хлеб – 5 рублей (гривен), колбаса в пределах 70 рублей (гривен).
Взрослое трудоспособное население занято в основном в торговле, потому что больше нечем заниматься. Некоторые работают в бюджетных учреждениях, либо служат в ВС. В связи с отсутствием работающих банков, в республике крайне затруднена работа практически всех фирм и предприятий. Кроме этого, при регистрации предпринимателей обязывают указывать в уставных документах, что они не могут заниматься поставками ГСМ, а также ремонтными работами по замене кровли и остеклению – данные направления контролируются руководством ЛНР.
- Если в самом Луганске жизнь кое-как течет, то в селах выжить сейчас сложнее. Люди пытаются организовать быт, но при отсутствии постоянных заработков все усилия сводятся к нулю. Действует пара шахт и один завод, который работает по 3-4 дня в неделю, по 4 часа в день. Рядом - толпа желающих. А работы нет. Тот, кто уже не пытается ее найти, идет в формирующуюся армию ЛНР, где «хотя бы платят». Но и со снабжением ополчения в ЛНР так и не заладилось. Из-за этого многим ополченцам приходится буквально идти на рынок за камуфляжем. Точек, где им торгуют, в Луганске сегодня почти нет, поэтому ополченцам иной раз приходится ехать аж в Краснодон.
Несмотря на активные боевые действия на территории, контролируемой украинской стороной (ст.Луганская), между станицей и Луганском (а это 12 км) ходят маршрутки, хотя каждые 200-500 м их следования что-то взрывается – вовсю идут обстрелы. Но местные по большей части привыкли к стрельбе и уже не обращают на нее никакого внимания. Война идет фоном для народа – взрывается и взрывается, ехать-то все равно надо.
До 15 ноября сюда ходили поезда. Именно в этот день в последний раз в Луганск пришел пассажирский состав из Киева. Закрыть этот маршрут собирались давно. Вопрос был только в том, где этот поезд останется , а поезд немаленький – 16-18 вагонов. В итоге, когда он одним прекрасным утром приехал в Луганск, его просто решили не возвращать. Продажа билетов в Киеве была прекращена. То же самое произошло и с автобусным сообщением. Пассажиров последнего рейса Харьков-Луганск в начале ноября высадили в пустоту и многозначительно сообщили, что пункта конечного назначения больше нет. В итоге, автобус приехал на автовокзал Луганска пустой. Такое себе «шоссе в никуда».
Тайны луганского двора
Эту новость мы еще застали: 2 ноября в ЛНР состоялись выборы главы республики, по итогам которых внезапно победил Игорь Плотницкий. В ходе подготовки к избирательной компании и регистрации кандидатов со стороны действовавшего руководства оказывалось жесткое давление и создавались различные препоны для конкурентов. Так, к выборной гонке не был допущен Александр Беднов, также известный как «Бэтмэн». В некоторых случаях дело доходило до стрельбы со стороны подчиненных Плотницкого. Регулярно поступала информация о возможных диверсиях против полевых командиров, которые, кроме ведения боевых действий, занимались гуманитарными вопросами и намеревались участвовать в выборах.
После выборов непосредственно Плотницким, а также его сторонниками был произведен целый ряд неоднозначных действий. В частности, министром государственной безопасности назначен Л.И.Пасечник, ранее бывший полковником СБУ. Указом главы республики из-под стражи выпущен человек, занимавшийся грабежом автомобилей и перегонкой их на территорию Украины. Непосредственными подчиненными Плотницкого осуществлялась продажа зерновых, угля и пр. на Украину. Все эти материалы достаточно хорошо запротоколированы и ждут своего часа в столах следователей особых отделов нескольких крупных подразделений бывшего ополчения.
Еще один вопиющий факт: подчиненные Пасечника организовали нападение на место содержания украинских военнопленных, вследствие чего был освобожден содержавшийся там гражданин Украины, представитель Верховной Рады, занимавшийся вербовкой людей в карательные батальоны и вопросами контрабанды товаров со стороны Украины.
Далее становится известным, что Игорь Плотницкий начинает официальную торговлю углем с Киевом, для чего вынуждает ополчение допустить украинских специалистов к работам на местном железнодорожном мосту. Для чего? Чтобы в ближайшее время по нему начало проходить по пять-шесть составов, якобы для обеспечения работы ГРЭС в городе Счастье. Принесет ли это счастье и свет городам ЛНР? Блаженны верующие.
В ожидании эпилога
Пока взгляды всего мира прикованы к Донецку, в Луганске продолжаются бои: Смелое, Счастье, Славяно-Сербск, Фрунзе, Дебальцево и Первомайское – все это сейчас под прицелом. С одной стороны, вроде все делается правильно: в ЛНР из подразделений ополчения идет формирование полноценных вооруженных сил. Но, с другой - основные подкрепления в живой силе и технике получает батальон «Заря», ныне составная часть 2-й мотострелковой бригады МО ЛНР. При этом основной задачей батальона является охрана первых лиц ЛНР и поддержание порядка. На боевые позиции в местах постоянного ведения боя с условным количеством личного состава в 60 человек приходит группа из 10-15 человек с приказом из Министерства обороны ЛНР о том, что они должны заступить на эти позиции, заменив, соответственно, 60 человек на 10-15, тем самым оголив этот участок фронта. Параллельно с этим идет формирование штабных частей в населенном пункте Красный Луч, наиболее удаленном от зоны боевых действий. Туда уже передислоцируются некоторые боевые подразделения.
И еще одна «новая тенденция» кажется незаметной: как тот самый особый отдел батальона «Заря» на глазах у рядовых ополченцев «экспроприирует» денежные средства у населения. Корреспондентам стало известно имя одного из пострадавших – Владимир Михайлович Гарах, фермер, проживающий в населенном пункте Новоанновка. Именно такие моменты, складываясь в единую картину, начинают вызывать оправданные сомнения в правильности и грамотности действий руководства ЛНР. А если взять во внимание созданный параллельно этим процессам информационный туман, то такие действия кажутся не просто ошибочными.
Потому что украинцы в этом тумане наращивает боеформирования на Станично-Луганском направлении в виде вновь прибывших батальонов, бойцы которых проходили обучение в т.ч. за рубежом. В ближайшее время ожидается наступление с их стороны. Это уже не предчувствие, а очевидность. Ночь с 19 на 20 декабря ополчение провело в полной боеготовности. Конечная цель возможной операции - блокирование Луганска, а значит, в конечном счете, - и полная изоляция Донецка от РФ.
- Группировка ВСУ на украинской стороне Северского Донца (Станица Луганская и прилегающие населенные пункты) усилена в последние несколько дней на 1-1,5 тыс. человек (ранее было порядка 14 тыс. человек), к линии соприкосновения подведено около 40 новых танков, есть и САУ, и минометы, и т.д. Кроме того, по данным разведки наличествует как минимум три единицы натовской техники неясного назначения. Так наши (ополченцы – прим.авт.) недавно уничтожили американский "Хаммер".
В самом Луганске тем временем в среде народной милиции, "Беркута", ополчения объясняют происходящее однозначно: возможна сдача города. Ни больше, ни меньше. Можно ли верить слухам – покажет время."
Олег Гончаров.